Цели:
- Проведение сравнения способов решения.
- Умение обосновывать способ решения.
- Умение строить свои отношения при диалоге.
- Продолжить развитие наблюдательности, умения сравнивать, анализировать, способности к преобразованию в соответствии с заданным условием.
- Совершенствовать умение работать над задачами.
Основание урока: Общее развитие ума, воли и чувств учащихся
Форма организации: учебный диалог.
Средства: учебник “Матаматика”, 3 класс. Автор И.И. Аргинская.
Ход урока
- Организационный момент.
- Сообщение темы урока.
Учитель: Сегодня на уроке мы продолжим работу с задачами, получим новые знания, проведем математическую разминку. С чего бы вы хотели начать?
- Разминка.
Учитель: Что записано на доске?
На доске: 172, 145, 164, 156, 332, 148
Дети: Записаны трехзначные числа, их шесть.
- -Все эти числа натуральные.
- -Почти у всех чисел одна сотня.
- -Есть четные и нечетные числа.
Учитель: Найдите “ лишнее” число, объясните свой выбор.
Дети:
- Лишнее число 332, так как в нем три сотни, а в остальных по одной сотне.
- 145, число единиц выражено цифрой 5, у остальных чисел цифра 2. Еще оно нечетное.
Учитель: Запишите оставшиеся числа и сравните их. Есть ли в их ряду какая-нибудь закономерность?
Дети:
- Они расположены в порядке уменьшения.
- В каждом следующем числе на один десяток меньше, чем в предыдущем.
- А единиц в каждом следующем числе на 2 больше, чем в предыдущем.
- Каждое следующее число уменьшается на 12.
- Нет, это неверно, они уменьшаются на 8 единиц, так как сначала уменьшаются на 10, а потом увеличиваются на 2. Поэтому нужно уменьшить только на 8.
Учитель: А теперь продолжите записанный ряд на три числа, сохраняя закономерность.
172, 164, 156, 148, 140, 132, 124.
- -Подчеркните одной чертой числа, при уменьшении которых на 8 нет перехода через разряд.
- - Как вы считаете, остальные числа как можно назвать?
Дети: Числа, при вычитании из которых получается один переход через разряд. Это числа 172, 164, 156, 148, 124.
- Физкультминутка.
- Изучение нового материала.
На доске два произведения:
32 х 2 | 36 х 2 |
Учитель: как вы думаете, о чем мы будем сейчас говорить?
Дети: Об умножении. Будем подбирать разные способы, чтобы найти верное значение.
Учитель: Молодцы! А теперь сравните эти произведения.
Дети: Произведения похожи тем, что первые множители - двузначные числа, а вторые - однозначные. Выражения отличаются количеством единиц в первых множителях, поэтому значения будут разные.
Учитель: Проверим ваши высказывания. Сделайте подробную запись (один у доски)/
- 32 х 2= (30 + 2) х 2 = 30 х 2 + 2 х 2 =60 + 4= 64
- 36 х 2= (30 + 6) х 2= 30 х 2 + 6 х 2 =60 + 12 = 72
Что вы заметили?
Дети: Получили разные значения.
Учитель: От чего это зависит?
Дети: От количества единиц. Во второй записи при умножении единиц получилось двузначное число, а это уже переход через разряд.
Учитель: А мы встречались с таким случаем умножения?
Дети: Нет. Зато теперь мы знаем, что тема урока: “Умножение с переходом через разряд”!
Учитель: Вы согласны, ребята? Немного потренируемся.
На доске выражения: 37х 3, 24 х2, 15 х5, 29 х2,
Учитель: Выпишите те произведения, где при умножении будет переход через разряд. Проверьте работу друг у друга. Начинаем с первого ряда.
Дети: Мы выписали почти все выражения, кроме одного: 24х2.
Учитель: Как выбирали произведения?
Вика: Я умножала единицы первого множителя на второй. Если получалось двузначное число, произведение выписывала.
Ваня: А мне помогала таблица умножения и сложения.
- Работа по учебнику.
Учитель: Откройте учебник и найдите №194 пункт 1. Что мы будем сейчас делать?
Дети: Решать задачи.
Учитель: Что вы знаете о задачах?
Дети: Задачи - это математические рассказы. В них есть условие и вопрос, данные и искомые числа, Задачи бывают простые и составные. Иногда к одному условию можно поставить разные вопросы и получаются разные задачи. Решения могут быть одинаковыми, а могут быть и разными. Данные встречаются в условии, а искомое в вопросе. К одной задаче можно составить несколько обратных. А еще мы часто решаем логические задачи. В них нужно правильно мыслить.
Учитель: Самостоятельно выполните №194 пункт1. (Дети выполняют задание).
-Какой вопрос вы поставили?
Илья: Сколько туристов плыло по реке? (записывает решение на доске).
Учитель: Какой еще поставили вопрос?
Катя: На сколько больше было туристов на катере, чем на лодках? ( решение записывает на доске).
Учитель: Что можно сказать о решениях этих задач?
Дети: Начало решений одинаковое, а затем –разное. В первой задаче второе действие сложение, а во второй- вычитание.
Настя: Это потому, что в первой задаче надо найти сколько всего туристов ехало, поэтому мы прибавляем, а во второй задаче находят разницу между числами.
Учитель: Можно ли еще поставить другой вопрос?
Саша: Да. На сколько меньше туристов в лодке, чем на катере?
Учитель: Что можно сказать о двух последних вопросах?
Дети: Решения задач будут одинаковыми, но ответы будут разными. В первой задаче на 6 туристов больше, а во второй на 6 туристов меньше, чем на катере.
- Итог урока.
Учитель: Наш урок подошел к концу. Чем понравился урок? А чем не понравился?
(Ответы детей)
Учитель: А мне понравилось, как вы сегодня работали. Спасибо вам за это.
- Домашнее задание.
Учитель: Дома вы продолжите работать над № 194 пункт 3 и 4, составьте свои произведения, значения которых сегодня учились находить.
Проект урока математики.
Этапы учебного диалога. | Цель этапа | Содержание учебного диалога | Форма учебного диалога | Методические приемы |
1.Орг. момент | Настроить на работу. | Слово учителя. | Фронтальная работа. | |
2.Подготовка к усвоению нового |
|
Работа по записи на доске.
|
|
Сравнение, обобщение. Выявление закономерности. Самостоятельная работа. Сравнение своего понимания с другим “Я”. |
3.Постановка проблемы. | Выход на тему урока. Умение строить свои отношения при диалоге |
|
|
Сравнение, обобщение. Уточняющие вопросы. |
4.Решение проблемы. |
|
Сравнение своих вариантов с правильным | Фронтальный диалог | Самостоятельная работа. Поиск. Сравнение своих действий с другим “Я” |
5.Работа над задачей. | Умение ставить вопросы к условию задачи |
|
Коллективный диалог. Диалог с учителем. | Подбор вопроса к задаче. Запись решения. Наблюдение за взаимосвязью между условием и вопросом. Прием сопоставления |
6.Рефлексия | Оценка деятельности. | Чем понравился или не понравился урок? | Индивидуальная рефлексия. | Постановка вопросов |