Урок математики в 3-м классе "Умножение многозначного числа с переходом через разряд"

Разделы: Начальная школа


Цели:

  • Проведение сравнения способов решения.
  • Умение обосновывать способ решения.
  • Умение строить свои отношения при диалоге.
  • Продолжить развитие наблюдательности, умения сравнивать, анализировать, способности к преобразованию в соответствии с заданным условием.
  • Совершенствовать умение работать над задачами.

Основание урока: Общее развитие ума, воли и чувств учащихся

Форма организации: учебный диалог.

Средства: учебник “Матаматика”, 3 класс. Автор И.И. Аргинская.

Ход урока

  1. Организационный момент.
  2. Сообщение темы урока.

Учитель: Сегодня на уроке мы продолжим работу с задачами, получим новые знания, проведем математическую разминку. С чего бы вы хотели начать?

  1. Разминка.

Учитель: Что записано на доске?

На доске: 172, 145, 164, 156, 332, 148

Дети: Записаны трехзначные числа, их шесть.

  • -Все эти числа натуральные.
  • -Почти у всех чисел одна сотня.
  • -Есть четные и нечетные числа.

Учитель: Найдите “ лишнее” число, объясните свой выбор.

Дети:

  • Лишнее число 332, так как в нем три сотни, а в остальных по одной сотне.
  • 145, число единиц выражено цифрой 5, у остальных чисел цифра 2. Еще оно нечетное.

Учитель: Запишите оставшиеся числа и сравните их. Есть ли в их ряду какая-нибудь закономерность?

Дети:

  • Они расположены в порядке уменьшения.
  • В каждом следующем числе на один десяток меньше, чем в предыдущем.
  • А единиц в каждом следующем числе на 2 больше, чем в предыдущем.
  • Каждое следующее число уменьшается на 12.
  • Нет, это неверно, они уменьшаются на 8 единиц, так как сначала уменьшаются на 10, а потом увеличиваются на 2. Поэтому нужно уменьшить только на 8.

Учитель: А теперь продолжите записанный ряд на три числа, сохраняя закономерность.

172, 164, 156, 148, 140, 132, 124.

  • -Подчеркните одной чертой числа, при уменьшении которых на 8 нет перехода через разряд.
  • - Как вы считаете, остальные числа как можно назвать?

Дети: Числа, при вычитании из которых получается один переход через разряд. Это числа 172, 164, 156, 148, 124.

  1. Физкультминутка.
  2. Изучение нового материала.

На доске два произведения:

32 х 2 36 х 2

Учитель: как вы думаете, о чем мы будем сейчас говорить?

Дети: Об умножении. Будем подбирать разные способы, чтобы найти верное значение.

Учитель: Молодцы! А теперь сравните эти произведения.

Дети: Произведения похожи тем, что первые множители - двузначные числа, а вторые - однозначные. Выражения отличаются количеством единиц в первых множителях, поэтому значения будут разные.

Учитель: Проверим ваши высказывания. Сделайте подробную запись (один у доски)/

  • 32 х 2= (30 + 2) х 2 = 30 х 2 + 2 х 2 =60 + 4= 64
  • 36 х 2= (30 + 6) х 2= 30 х 2 + 6 х 2 =60 + 12 = 72

Что вы заметили?

Дети: Получили разные значения.

Учитель: От чего это зависит?

Дети: От количества единиц. Во второй записи при умножении единиц получилось двузначное число, а это уже переход через разряд.

Учитель: А мы встречались с таким случаем умножения?

Дети: Нет. Зато теперь мы знаем, что тема урока: “Умножение с переходом через разряд”!

Учитель: Вы согласны, ребята? Немного потренируемся.

На доске выражения: 37х 3, 24 х2, 15 х5, 29 х2,

Учитель: Выпишите те произведения, где при умножении будет переход через разряд. Проверьте работу друг у друга. Начинаем с первого ряда.

Дети: Мы выписали почти все выражения, кроме одного: 24х2.

Учитель: Как выбирали произведения?

Вика: Я умножала единицы первого множителя на второй. Если получалось двузначное число, произведение выписывала.

Ваня: А мне помогала таблица умножения и сложения.

  1. Работа по учебнику.

Учитель: Откройте учебник и найдите №194 пункт 1. Что мы будем сейчас делать?

Дети: Решать задачи.

Учитель: Что вы знаете о задачах?

Дети: Задачи - это математические рассказы. В них есть условие и вопрос, данные и искомые числа, Задачи бывают простые и составные. Иногда к одному условию можно поставить разные вопросы и получаются разные задачи. Решения могут быть одинаковыми, а могут быть и разными. Данные встречаются в условии, а искомое в вопросе. К одной задаче можно составить несколько обратных. А еще мы часто решаем логические задачи. В них нужно правильно мыслить.

Учитель: Самостоятельно выполните №194 пункт1. (Дети выполняют задание).

-Какой вопрос вы поставили?

Илья: Сколько туристов плыло по реке? (записывает решение на доске).

Учитель: Какой еще поставили вопрос?

Катя: На сколько больше было туристов на катере, чем на лодках? ( решение записывает на доске).

Учитель: Что можно сказать о решениях этих задач?

Дети: Начало решений одинаковое, а затем –разное. В первой задаче второе действие сложение, а во второй- вычитание.

Настя: Это потому, что в первой задаче надо найти сколько всего туристов ехало, поэтому мы прибавляем, а во второй задаче находят разницу между числами.

Учитель: Можно ли еще поставить другой вопрос?

Саша: Да. На сколько меньше туристов в лодке, чем на катере?

Учитель: Что можно сказать о двух последних вопросах?

Дети: Решения задач будут одинаковыми, но ответы будут разными. В первой задаче на 6 туристов больше, а во второй на 6 туристов меньше, чем на катере.

  1. Итог урока.

Учитель: Наш урок подошел к концу. Чем понравился урок? А чем не понравился?

(Ответы детей)

Учитель: А мне понравилось, как вы сегодня работали. Спасибо вам за это.

  1. Домашнее задание.

Учитель: Дома вы продолжите работать над № 194 пункт 3 и 4, составьте свои произведения, значения которых сегодня учились находить.

Проект урока математики.

Этапы учебного диалога. Цель этапа Содержание учебного диалога Форма учебного диалога Методические приемы
1.Орг. момент Настроить на работу. Слово учителя. Фронтальная работа.  
2.Подготовка к усвоению нового
  • Развитие умственных действий.
  • Умение слушать и слышать другое “Я”
Работа по записи на доске.

 

  • Диалог учителя.
  • Диалог с самим собой и соседом по парте.
Сравнение, обобщение. Выявление закономерности. Самостоятельная работа. Сравнение своего понимания с другим “Я”.
3.Постановка проблемы. Выход на тему урока. Умение строить свои отношения при диалоге
  • Работа по записи на доске
  • Выдвижение разных способов решения с новым выражением.
  • Определение темы урока.
  • Групповой диалог.
  • Диалог с учителем.
  • Обсуждение в парах.
Сравнение, обобщение. Уточняющие вопросы.
4.Решение проблемы.
  • Сравнение способов решения.
  • Умение обосновать свой способ.
Сравнение своих вариантов с правильным Фронтальный диалог Самостоятельная работа. Поиск. Сравнение своих действий с другим “Я”
5.Работа над задачей. Умение ставить вопросы к условию задачи
  • Выяснение понимания сути понятий: “Задача”, “Условие задачи”,
  • “Вопрос задачи”
  • Подбор вопроса.
  • Решение задачи.
  • Сравнение решений.
Коллективный диалог. Диалог с учителем. Подбор вопроса к задаче. Запись решения. Наблюдение за взаимосвязью между условием и вопросом. Прием сопоставления
6.Рефлексия Оценка деятельности. Чем понравился или не понравился урок? Индивидуальная рефлексия. Постановка вопросов