Цель: повторить состав чисел первого десятка, закрепить знания о натуральном ряде чисел, закрепить умения решать текстовые задачи, использовать различные приемы сложения и вычитания числа 4, повторить изученные табличные случаи вычислений, развивать мышление, память детей.
Оборудование: наглядный материал (картонные фигурки ели, птиц, снеговиков, зверей, домик), сказка С. Маршака «Теремок», магнитофон, фонограммы детских песен, перфокарты с примерами ( ± 4), на партах у учащихся счетный материал, учебник «Математика» 1 класса (М.И. Моро, С.И. Волкова, С.И. Степанова).
I. Сообщение темы и целей урока
У.: Сегодня мы вспомним приемы сложения и вычитания числа 4 и будем их использовать при решении задач и примеров.
II. Устный счет
У.: Какой год наступил?
Д.: 2008 год.
(Учитель записывает на доске)
У.: Что вы знаете о числе 2008?
Д.: Это число записывается 4-мя цифрами.
8 – это | 1 и 7 |
2 и 6 | |
3 и 5 | |
4 и 4 |
У.: А название какого животного носит 2008 год по китайскому календарю?
Д.: 2008 год – год Мыши.
(Учитель показывает игрушку - мышонка).
У.: Вместе с этим мышонком мы отправляемся в путешествие, где нас ждут увлекательные приключения.
1. Прямой и обратные счет
(натуральный ряд чисел 1-30)
У.: Посчитаем, сколько у нас в классе учеников (счет «цепочкой»). Ну, а теперь отправляемся в путь (звучит музыка).
2. Игра «Птичья математика»
(На доске – ель и птицы из цветного картона)
У.: Посмотрите, ребята! На опушке леса стоит высокая ель, а на ней – синички, словно желтые фонарики. Они приготовили вам задания. Давайте их выполним.
На доске:
3 увеличить на 2 | 3+2 |
7 да еще 3 | 7+3 |
8 уменьшить на 3 | 8-3 |
6 без 2 | 6-2 |
I слагаемое – 5, II слагаемое – 2. Найти сумму. | 5+2 |
Уменьшаемое – 5, вычитаемое – 9. Найти разность. | 5-3 |
(Дети выполняют задание)
У.: – А снегири принесли нам примеры потруднее:
7-4
6+4
5+4
9-4
(Дети находят значения выражений с устным объяснением)
У.: Давайте составим задачу про снегирей и синиц.
Д.: На ели сидели 6 синичек. К ним прилетели 4 снегиря. Сколько птиц стало?
(Дети работают со счетным материалом. На партах слева – 6 желтых треугольников, справа – 4 красных квадрата)
У.: Как вы узнаете, сколько всего птиц?
Д.: 6 + 4 = 10 (п.)
У.: Каким образом к числу 6 можно прибавить 4?
Д.: Сначала можно прибавить 1, потом еще 3; или 2, потом еще 2.
3. Игра «Снеговики»
У.: Верно. Ребята, все вы наверное любите лепить снеговиков? Сейчас у нас появятся математические снеговики. У первого ответы примеров должны равняться 4, а у второго – 5.
(Ученики у доски считают примеры и «лепят» снеговиков)
У.: Какие красавцы! Теперь и птицам будет веселее!
(На доске – домик из цветного картона и герои сказки «Теремок». Звучит музыка)
У.: Шагаем дальше. А впереди…
Стоит терем-теремок,
Он ни низок, ни высок!
Наш мышонок захотел отдохнуть и согреться. А дверь в теремок не открывается. Замок-то волшебный! Чтобы его открыть, нужно догадаться, какие числа спрятались в пустых «окошках».
4. Повторение состава чисел 8, 10
На доске:
Дети выполняют задание.
У.: Вот мышонок и в теремке. А кто же это там скачет?
Д.: Лягушка.
У.: Давайте вместе с ней отдохнем.
III. Физкультминутка
Д.:
Во сыром бору лягушка
Прыгала, скакала.
Лапкой – хлоп, другою – хлоп!
Щеки раздувала.
Увидала комара,
Закричала: «Ква-ква-ква!»
Улетел комар, как ветер…
Так прекрасно жить на свете!
IV. Работа по учебнику
У.: Прискакала к теремку лягушка и просится там пожить. А мышка говорит: "Реши мою задачку, тогда пущу." Поможем лягушке?
Д.: Да!
(Дети решают задачу №1, с.9, учебник «Математика» 1 класса М.И. Моро, С.И. Волкова, С.И. Степанова)
У.:
Что за чудо-теремок?
Из трубы идет дымок!
Мышь-норушка толокно толчет,
А лягушка пироги печет!
Бежит по лесу ежик. Почуял, что где-то запахло вкусными пирогами и тоже захотел войти в теремок. А мышонок говорит: "Придумай задачку про пироги, пустим тебя в теремок!" Ребята, поможем ежику?
Д.: Да!
(Дети составляют по картинке задачу №2 с.9, учебник «Математика» 1 класса М.И. Моро, С.И. Волкова, С.И. Степанова, записывают условие и решение в тетрадь)
У.: Что значит на 4 п. меньше, чем 10?
Д.: Это значит 10 без 4.
(Дети работают со счетным материалом)
У.: Как вычесть ч. 4 из 10?
Д.: Сначала нужно вычесть 1, потом 3. Или сначала вычесть 2, потом еще 2.
У.: Как запишем решение?
Д.: 10 – 4 = 6 (п.) Ответ: 6 пирогов было на тарелке.
V. Пальчиковая гимнастика
Дружат в нашем классе
Девочки и мальчики.
Мы с тобой подружим
Маленькие пальчики.
1, 2, 3, 4, 5 –
Очень любим мы считать!
5, 4, 3, 2, потом 1 –
Мы опять за партами сидим!
VI. Работа по учебнику
У.:
Еж колючий свернулся в клубок,
Он не спит, сторожит теремок!
Пробегал мимо зайчик-побегайчик. И тоже попросился в теремок. А мышонок ему предлагает: "Реши примеры, пустим тебя в домик". Поможем зайчику?
Д.: Да.
(Дети решают примеры №4, с.9 учебник «Математика» 1 класса М.И. Моро, С.И. Волкова, С.И. Степанова)
VII. Самостоятельная работа по перфокартам
У.: Забежала на огонек лисичка-сестричка: "Пустите меня в теремок!" А мышонок задал лисичке более трудные задания: заполнить перфокарты с примерами на сложение и вычитание ч. 4. Поможем лисичке?
Д.: Да.
(Дети работают по перфокартам « ± 4»)
У.: Вот и лисичка в теремке! И, наконец, забрел к ним Мишка-медведь и попросился пожить в теремке. А мышонок придумал ему самое трудное задание – решить головоломку.
(с. 9, учебник «Математика» 1 класса М.И. Моро, С.И. Волкова, С.И. Степанова)
У.: Мишка не сумел выполнить это задание, рассердился и зарычал: "Я сейчас разрушу ваш теремок!" Давайте, ребята, разгадаем эту головоломку!
Как провести отрезок, чтобы получилось три треугольника? (Дети выполняют задание)
У.: Медведь поблагодарил детей за помощь. А терем-теремок остался целым и невредимым, и стали там звери все вместе жить-поживать.
VIII. Итог урока
У.: Вы сегодня хорошо решали примеры и задачи. Молодцы! Кому мы помогали сегодня? Что мы повторили на уроке?
Д.: Сегодня мы побывали в сказке «Теремок», помогали зверятам решать задачи и примеры; повторили, как правильно прибавлять и вычитать число 4.
У.: Спасибо за урок.
Литература
- Ефимов В.Ф. Математика в сюжетах.- М.: «Новая школа»,2002.
- Фалькович Т.А., Барылкина Л.П. Формирование математических представлений. 4-7 лет. – М.: «Вако», 2005.
* При составлении конспекта данного урока использованы:
- Программа авторского коллектива под руководством М.И. Моро «Математика» (1 класс)
- Математика: Учеб. для 1 кл. нач. шк.: В 2 ч. Ч.1. / Сост. М.А. Бантова, Г.В. Бельтюкова и др. – М.: Просвещение, 2007