Конспект урока математики "Стоит в поле теремок…" (Приемы сложения и вычитания в выражениях вида [] ± 4) (1-й класс)

Разделы: Начальная школа

Класс: 1


Цель: повторить состав чисел первого десятка, закрепить знания о натуральном ряде чисел, закрепить умения решать текстовые задачи, использовать различные приемы сложения и вычитания числа 4, повторить изученные табличные случаи вычислений, развивать мышление, память детей.

Оборудование: наглядный материал (картонные фигурки ели, птиц, снеговиков, зверей, домик), сказка С. Маршака «Теремок», магнитофон, фонограммы детских песен, перфокарты с примерами (  ± 4), на партах у учащихся счетный материал, учебник «Математика» 1 класса (М.И. Моро, С.И. Волкова, С.И. Степанова).

I. Сообщение темы и целей урока

У.: Сегодня мы вспомним приемы сложения и вычитания числа 4 и будем их использовать при решении задач и примеров.

II. Устный счет

У.: Какой год наступил?

Д.: 2008 год.

(Учитель записывает на доске)

У.: Что вы знаете о числе 2008?

Д.: Это число записывается 4-мя цифрами.

8 – это 1 и 7
2 и 6
3 и 5
4 и 4

У.: А название какого животного носит 2008 год по китайскому календарю?

Д.: 2008 год – год Мыши.

(Учитель показывает игрушку - мышонка).

У.: Вместе с этим мышонком мы отправляемся в путешествие, где нас ждут увлекательные приключения.

1. Прямой и обратные счет

(натуральный ряд чисел 1-30)

У.: Посчитаем, сколько у нас в классе учеников (счет «цепочкой»). Ну, а теперь отправляемся в путь (звучит музыка).

2. Игра «Птичья математика»

(На доске – ель и птицы из цветного картона)

У.: Посмотрите, ребята! На опушке леса стоит высокая ель, а на ней – синички, словно желтые фонарики. Они приготовили вам задания. Давайте их выполним.

На доске:

3 увеличить на 2 3+2
7 да еще 3 7+3
8 уменьшить на 3 8-3
6 без 2 6-2
I слагаемое – 5, II слагаемое – 2. Найти сумму. 5+2
Уменьшаемое – 5, вычитаемое – 9. Найти разность. 5-3

(Дети выполняют задание)

У.: – А снегири принесли нам примеры потруднее:

7-4
6+4
5+4
9-4

(Дети находят значения выражений с устным объяснением)

У.: Давайте составим задачу про снегирей и синиц.

Д.: На ели сидели 6 синичек. К ним прилетели 4 снегиря. Сколько птиц стало?

(Дети работают со счетным материалом. На партах слева – 6 желтых треугольников, справа – 4 красных квадрата)

У.: Как вы узнаете, сколько всего птиц?

Д.: 6 + 4 = 10 (п.)

У.: Каким образом к числу 6 можно прибавить 4?

Д.: Сначала можно прибавить 1, потом еще 3; или 2, потом еще 2.

3. Игра «Снеговики»

У.: Верно. Ребята, все вы наверное любите лепить снеговиков? Сейчас у нас появятся математические снеговики. У первого ответы примеров должны равняться 4, а у второго – 5.

(Ученики у доски считают примеры и «лепят» снеговиков)

У.: Какие красавцы! Теперь и птицам будет веселее!

(На доске – домик из цветного картона и герои сказки «Теремок». Звучит музыка)

У.: Шагаем дальше. А впереди…

Стоит терем-теремок,
Он ни низок, ни высок!

Наш мышонок захотел отдохнуть и согреться. А дверь в теремок не открывается. Замок-то волшебный! Чтобы его открыть, нужно догадаться, какие числа спрятались в пустых «окошках».

4. Повторение состава чисел 8, 10

На доске:

Дети выполняют задание.

У.: Вот мышонок и в теремке. А кто же это там скачет?

Д.: Лягушка.

У.: Давайте вместе с ней отдохнем.

III. Физкультминутка

Д.:

Во сыром бору лягушка
Прыгала, скакала.
Лапкой – хлоп, другою – хлоп!
Щеки раздувала.
Увидала комара,
Закричала: «Ква-ква-ква!»
Улетел комар, как ветер…
Так прекрасно жить на свете!

IV. Работа по учебнику

У.: Прискакала к теремку лягушка и просится там пожить. А мышка говорит: "Реши мою задачку, тогда пущу." Поможем лягушке?

Д.: Да!

(Дети решают задачу №1, с.9, учебник «Математика» 1 класса М.И. Моро, С.И. Волкова, С.И. Степанова)

У.:

Что за чудо-теремок?
Из трубы идет дымок!
Мышь-норушка толокно толчет,
А лягушка пироги печет!

Бежит по лесу ежик. Почуял, что где-то запахло вкусными пирогами и тоже захотел войти в теремок. А мышонок говорит: "Придумай задачку про пироги, пустим тебя в теремок!" Ребята, поможем ежику?

Д.: Да!

(Дети составляют по картинке задачу №2 с.9, учебник «Математика» 1 класса М.И. Моро, С.И. Волкова, С.И. Степанова, записывают условие и решение в тетрадь)

У.: Что значит на 4 п. меньше, чем 10?

Д.: Это значит 10 без 4.

(Дети работают со счетным материалом)

У.: Как вычесть ч. 4 из 10?

Д.: Сначала нужно вычесть 1, потом 3. Или сначала вычесть 2, потом еще 2.

У.: Как запишем решение?

Д.: 10 – 4 = 6 (п.) Ответ: 6 пирогов было на тарелке.

V. Пальчиковая гимнастика

Дружат в нашем классе
Девочки и мальчики.
Мы с тобой подружим
Маленькие пальчики.
1, 2, 3, 4, 5 –
Очень любим мы считать!
5, 4, 3, 2, потом 1 –
Мы опять за партами сидим!

VI. Работа по учебнику

У.:

Еж колючий свернулся в клубок,
Он не спит, сторожит теремок!

Пробегал мимо зайчик-побегайчик. И тоже попросился в теремок. А мышонок ему предлагает: "Реши примеры, пустим тебя в домик". Поможем зайчику?

Д.: Да.

(Дети решают примеры №4, с.9 учебник «Математика» 1 класса М.И. Моро, С.И. Волкова, С.И. Степанова)

VII. Самостоятельная работа по перфокартам

У.: Забежала на огонек лисичка-сестричка: "Пустите меня в теремок!" А мышонок задал лисичке более трудные задания: заполнить перфокарты с примерами на сложение и вычитание ч. 4. Поможем лисичке?

Д.: Да.

(Дети работают по перфокартам «  ± 4»)

У.: Вот и лисичка в теремке! И, наконец, забрел к ним Мишка-медведь и попросился пожить в теремке. А мышонок придумал ему самое трудное задание – решить головоломку.

(с. 9, учебник «Математика» 1 класса М.И. Моро, С.И. Волкова, С.И. Степанова)

У.: Мишка не сумел выполнить это задание, рассердился и зарычал: "Я сейчас разрушу ваш теремок!" Давайте, ребята, разгадаем эту головоломку!

Как провести отрезок, чтобы получилось три треугольника? (Дети выполняют задание)

У.: Медведь поблагодарил детей за помощь. А терем-теремок остался целым и невредимым, и стали там звери все вместе жить-поживать.

VIII. Итог урока

У.: Вы сегодня хорошо решали примеры и задачи. Молодцы! Кому мы помогали сегодня? Что мы повторили на уроке?

Д.: Сегодня мы побывали в сказке «Теремок», помогали зверятам решать задачи и примеры; повторили, как правильно прибавлять и вычитать число 4.

У.: Спасибо за урок.

Литература

  1. Ефимов В.Ф. Математика в сюжетах.- М.: «Новая школа»,2002.
  2. Фалькович Т.А., Барылкина Л.П. Формирование математических представлений. 4-7 лет. – М.: «Вако», 2005.

* При составлении конспекта данного урока использованы:

  1. Программа авторского коллектива под руководством М.И. Моро «Математика» (1 класс)
  2. Математика: Учеб. для 1 кл. нач. шк.: В 2 ч. Ч.1. / Сост. М.А. Бантова, Г.В. Бельтюкова и др. – М.: Просвещение, 2007