Содержание
I. Введение (объяснительная записка).
II. Цели и задачи программы.
III. Программа подготовки учащихся 7-9 классов к семейной жизни в условиях интернатного учреждения.
План работы клуба «Моя семья».
IV. Материалы заседаний клуба «Моя семья».
V. Литература.
I. Введение.
«Лишь у счастливых родителей вырастают
счастливые дети».
А. Макаренко.
Главная функция школы - воспитательная. Усилия воспитателей в школе должны быть направлены на возрождение нравственного и духовного потенциала личности, на умения строить благоприятные межличностные отношения и бережное отношение к окружающему миру.
Воспитание - процесс «питания души и сердца». Мы должны воспитывать современного человека, как гражданина и патриота, носителя и продолжателя национальных традиций человека высокой нравственности, духовной и физической культуры, человека-труженика, созидателя и гуманиста. Воспитание национальных культур предполагает формирование у каждого человека понимания универсальных ценностей жизни и моделей поведения, которые помогут ему жить в мире и согласии с самим собой, природой и обществом.
Воспитание человека всегда направлено на формирование определенных ценностей, где в качестве базисного механизма данного процесса выступает система отношения человека к миру и к самому себе.
Качество жизни будет лучше у того общества, в котором люди ведут здоровый образ жизни. Стремление к здоровому образу жизни в школе должно стать важными задачами. И только совместные усилия школы, семьи и самой личности приведут к нужным результатам.
Семья является уникальным социальным институтом, посредником между человеком и государством, транслятором фундаментальных, общечеловеческих ценностей от поколения к поколению.
И, как отметил в своем выступлении на научно-практической конференции министр образования Республики Татарстан, доктор педагогических наук, Ф.Ф. Харисов, «...приоритетной задачей в деле воспитания должна стать пропаганда среди подростков модели семьи, присущей демократическому обществу, идеология семейного образа жизни, добрых взаимоотношений всех членов семьи, уважения и доверия друг к другу, любви к детям, ответственности за их воспитание и судьбу». Он
также обратил внимание на то, что «...следует учитывать национальное и региональное многообразие моделей семьи и форм семейного поведения», ибо»...семья должна стать эффективным инструментом формирования новых ценностей и норм поведения».
Для выполнения вышеизложенных задач необходимо наличие воспитательной системы работы с родителями.
Не менее важной является задача подготовки подростков к семейной жизни.
Давно уже ведется спор: можно или нельзя подготовить ребенка - подростка - юношу к семейной жизни? Одни говорят: да воспитайте вы просто хорошего человека - доброго, жизнерадостного, с развитым чувством долга - вот вам и будет идеальный супруг. Другие возражают: а мало разве мы видим именно таких хороших и умных людей в судах, на бракоразводных процессах? Нет, в человеке необходимо воспитывать, кроме прочих, еще и те качества, которые требуются именно в браке, в семейной жизни. Нельзя допустить, чтоб подросток вошел в мир слепцом, не прочитав книгу жизни. Такова установка сторонников специальной семейной подготовки. Я с ними согласна. Именно поэтому и возникла идея создания клуба «Моя семья».
Создавая этот клуб, я руководствовалась прежде всего Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 августа 1997 года за №1117 «Об утверждении Типового положения об оздоровительном образовательном учреждении санаторного типа для детей, нуждающихся в длительном лечении, и внесении изменений в Типовое положение об образовательном учреждении для детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», в котором записано, что наше учреждение создано в целях оказания помощи семье в воспитании детей. И с этой целью «в учреждении могут создаваться различные клубы...» Об этом сказано и в Уставе школы: «развитие личности, ее самореализация, самоопределение, формирование общей культуры учащихся, их адаптации к жизни - вот те задачи, которые стоят перед педагогами нашей школы».
Уверенность в правильности выбора одной из форм семейного воспитания появилась после проведения нескольких занятий. Поняла, что эта работа необходима. Она вызывает интерес, а раз появился интерес, результат все равно будет.
Конечно, не сразу решить эту проблему, и не всем ясно, что это значит -воспитать молодых людей хорошими супругами, подготовить их к семейной жизни. За исходное можно взять прежде всего формирование чувств, воли, культуры поведения человека, создания морального и эстетического фундамента личности. Оно должно начинаться с первых лет жизни ребенка.
Возникает второй вопрос: готовить к семейной жизни нужно начинать еще в дошкольном возрасте? А не рано? Наверное, нет.
Потому что подготовить к семейной жизни - значит, прежде всего, научить добру, доброжелательности, чувству товарищества.
Совершенно необходимо воспитывать мальчиков и девочек, юношей и девушек в духе подлинного уважения друг к другу. Мы обязаны развить у наших детей чувство истинной дружественности, которая впоследствии создаст основу для нормальной семейной атмосферы.
Но не только существо отношений между подростками, но и внешнее проявление этого существа - культура поведения, - несомненно, многое определяет для будущих женихов и невест, жен и мужей. Умение знакомиться, вести разговор, не ломаться и не кривляться, разговаривать свободно, но с достоинством -как благодарны будут нам юноши и девушки, которые усвоят эту азбуку с детства, В жизни часто бывает: один любит ярко, сильно, горячо, так, что создает вокруг себя целый эмоциональный мир, в этом мире хочется петь, смеяться, шутить. А другой тоже любит, Но как? Нудно. Тускло. Не горит, а еле теплится. И хотя это тоже любовь, но рядом с ней неуютно, холодно. Откуда же берутся чувства? Конечно, тут многое дается человеку природой. Но многочисленные опыты психологов, педагогов да и просто обыденная жизнь показывает, что задатки эмоций можно развить. И что лучше всего это делать в раннем детстве. Малыш открыт навстречу любви. Наша ласка, нежность, добрая улыбка - все это и есть школа любви. Личность ребенка формируется прежде всего в той психологической атмосфере, которую создает супружество. Эта атмосфера - эмоциональная первооснова семейного благополучия.
Настоящая любовь всегда поднимает тонус жизни, семьи, вызывает ощущение радости. Это самая здоровая обстановка для психического развития ребенка, для его нравственного воспитания. Но, кроме того, настоящая любовь родителей - отличный пример для подражания будущему семьянину. Поэтому воспитание чувств является одной из важных задач семейного воспитания. Но мы понимает, что семья - это не только мир чувств. Это еще и большая сфера бытовых забот и хлопот. Так смогут ли наши воспитанники справиться с этими проблемами? Сумеют ли быть любящими родителями, внимательными и заботливыми супругами? К радости ли или к сожалению, за это мы тоже несем ответственность. «Семейное воспитание», подготовка к семейной жизни - это важная часть нравственного воспитания. А как организовать эту подготовку - путей, форм, методов очень много. Я выбрала клуб «Моя семья» и считаю, что это очень удобная форма воспитания.
Мысль о рождении клуба «Моя семья» возникла не сразу. Необходимость семейного воспитания в нашей школе является обязательной частью нравственного, духовного и в целом учебно-воспитательного процесса. К тому же убеждение в такой необходимости пришло ко мне после того, как я в течение пяти лет работала над своей темой самообразования. Да ведь и дети-то у нас в школе необычные. Многие из неполных, многодетных семей, есть и сироты. То есть, такие, которых подготовить к семейной жизни в своих семьях просто некому. Долгое время все учащиеся бывают лишены родительского влияния. Поэтому готовить подростков к будущей семейной жизни должны мы, педагоги.
Но как организовать эту работу? Какую выбрать форму, чтоб не унизить личность ребенка (ведь у некоторых из них и семьи-то нет), с другой стороны, чтоб ему было интересно? А для меня главное, чтоб хоть чуточку их чему-то научить, хоть немного подготовить к самостоятельной жизни.
Имея за плечами определенный опыт работы завучем по воспитательной работе, где часто приходилось решать эти проблемы со старшеклассниками, я выбрала форму занятий в виде клуба. А название пришло само, ведь наша школа - это единая семья детей, педагогов и всех-всех, кто в ней работает.
Клуб «Моя семья» был организован пять лет назад. Участниками его заседаний являются старшеклассники 7-9 классов. Встречаясь раз в месяц на своих заседаниях, мы обсуждаем самые разные проблемы. Клуб имеет свою эмблему.
Учитывая возрастные особенности, интерес детей, возможности школы, имея тесную связь с внешкольными учреждениями, я стараюсь проводить занятия интересно, разнообразив формы их проведения. Очень часто в гостях у ребят бывают врачи Центральной районной больницы, школьный психолог, знаменитые люди города. Вопросы обсуждаем самые разные: гигиена и здоровье, проблемы взаимоотношений с родителями и проблемы воспитания. На практических занятиях учимся готовить и накрывать праздничный стол, общаться друг с другом, приобретаем навыки кулинарии и оказываем первую медицинскую помощь. Большое внимание уделяем здоровому образу жизни и очень серьезно обсуждаем проблемы нравственности, духовности.
Планируя то, или иное занятие, я долго думаю над тем, какую выбрать форму проведения, чтоб она соответствовала содержанию, возрастным и психологическим особенностям детей. В выборе форм и методов стараюсь не повторяться, чтоб не потерять интерес подростков к моим занятиям. Формы самые разнообразные: час общения и добротолюбия, литературные и музыкальные шоу, встречи-портреты, разного вида конкурсные и спортивные соревнования.
Но непременным условием является присутствие на каждом заседании педагогов школы. Это им приходится оказывать помощь и поддержку «семьям» в ходе занятия. Здесь они выступают в роли консультантов. Но очень часто наши педагоги бывают «папами» и «мамами», «дочками и сыновьями». Тут уж им приходится потрудиться вместе с ребятами. И вот здесь взрослые делятся своим жизненным опытом, обучая всему тому, что им потребуется в жизни.
Наши мальчики и девочки, те, кого мы гладим по головке, кто сейчас нуждается в нашей ласке и в нашем совете, - они ведь скоро, скорей, чем нам кажется, тоже станут родителями. И значит, уже сейчас мы должны думать об этом недалеком будущем, уже сейчас мы обязаны воспитывать их так, чтобы они были любящими родителями.
К сожалению, мы часто бываем свидетелями грубости матерей по отношению к своим детям. Отчего же эта резкость, грубость, вместо всерастопляющей любви? Оттого, что мы не научили девочек, будущих мам, быть ласковыми и нежными. А все ли мы сделали для того, чтобы наши мальчики и девочки в будущем были организованными, деловитыми, дисциплинированными, чтоб создать в своей будущей семье атмосферу слаженного, дружного коллектива. Мальчики и девочки обязаны быть в равной степени подготовлены к великому и прекрасному назначению человека - отцовству, материнству.
Подготовить человека к семейной жизни - это, конечно, не просто дать ему запас определенных знаний. Задача куда сложнее: необходимо воспитать наших девочек и мальчиков в убеждении, что брак, семья требуют самого серьезного, ответственного к себе отношения. Необходимо, чтобы они были зрелы в своем чувстве, чтобы это чувство диктовало им и правильность выбора, и невозможность расторжения этого выбранного им союза. Необходимо, чтобы мы воспитали у них сознательную ответственность перед собой, перед мужем или женой, перед детьми. И, конечно, перед обществом. Именно в этом продуманном и в школе и, желательно, дома, семейном воспитании, видится залог истинной прочности, крепости и силы семьи.
II. Цели и задачи программы.
Цели:
- Воспитание ответственного отношения к семейной жизни.
- Развитие нравственных душевных качеств, формирование общекультурных умений и навыков, способностей и склонностей к общению, ценностного отношения к личности и окружающему миру.
- Воспитать потребности в здоровом образе жизни и ответственности за свое здоровье.
- Формирование активной жизненной позиции.
Задачи:
- Дать первоначальное понятие о семье, о роли родителей в воспитании детей.
- Формирование чувств человеческого достоинства.
- Научить правилам этикета.
- Обучить навыкам самообразования.
- Закрепить навыки и умения по кулинарии и личной гигиене.
- Утвердить в каждом чувство добра и добротолюбия, благодеяния и милосердия.
- Развить навыки цивилизованного общения, сотрудничество, открытость.
- Формирование чувств личной ответственности и признание ценности ответственности гражданской.