Создание творческих проектов учащимися кружка "Югория"

Разделы: Внеклассная работа


МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 5» развивается по пути повышения качества образования в условиях реформирования системы образования.

Основной целью является: повышение эффективности образовательной деятельности учреждения по критериям качество, инновационность, востребованность.

Социальным эффектом достижения данной цели является обеспечение доступности качественного образования, создания условий для самореализации ее субъектов.

В рамках активного обновления и расширения сферы эколого-образовательной деятельности и туристcко-краеведческого направления работы, которая, в том числе, появилось и в направлении развитой системы дополнительного образования. В МОУ «Средней общеобразовательной школе №5» работают следующие объединения дополнительного образования:

  • Туристический клуб «Легенда»,
  • Кружок «Экологическая мозаика»,
  • Кружок «Спортивное рыболовство»,
  • Кружок «Югория»

Кружок «Югория » имеет эколого-эстетическую и краеведческую направленность в соотношении конкретно научных, культурных и художественных методов ведения экологической проблематики.

В течение года работы в данном направлении были разработаны творческие проекты:

  • «Куклы Среднего Приобъя»;
  • «Хот»- жилище хантов…».

Возраст детей: 10-11 лет

Цели и задачи:

  • Развитие художественно творческих способностей учащихся, образного и ассоциативного мышления, фантазии, эмоционально – эстетического восприятия действительности;
  • Воспитание культуры восприятия региональных ценностей, богатства природы родного края, уклад жизни народов севера
  • Освоение знаний об Изобразительном искусстве как о способе эмоционально-практического освоения окружающего мира; Знакомство с образным языком изобразительных (пластических) искусств на основе творческого опыта
  • Формирование устойчивого интереса к искусству, краеведению способности воспринимать их историческое и национальные особенности.

I глава: Организация учебной деятельности кружка «Югория»

1.1 Основное содержание работы учебной деятельности учащихся

Основной формой организации работы учебной деятельности учащихся является внеклассные занятия, на которых чередуются различные виды деятельности.

Особое внимание уделялось организации проектной деятельности учащихся 5 классов (индивидуальная и групповая). Проектная деятельность способствовала формированию умений и навыков :

  • умение разделять процессы на этапы;
  • сравнение сопоставление, классификация по одному или нескольким предложенным основаниям;
  • творческий поиск (в том числе умение искать оригинальное решение);
  • самостоятельное выполнение различных художественно –творческих задач анализ и оценка процесса и результатов собственного практического опыта.

Основное содержание курса.

Изобразительное искусство. Изобразительное искусство как способ познания и эмоционального многообразия окружающего мира, мыслей и чувств человека.

Художественный образ и художественно- выразительные средства (специфика языка) живописи, графики , скульптуры, бумажной пластики: тон и тональные отношения; колорит; цвет и цветовой контраст; линейная и воздушная перспектива; пропорции и пропорциональное отношение; фактура; ритм; формат и композиция. Художественные материалы и возможности их использования..

Народное и художественное творчество. Древние корни народного художественного творчества, специфика образно- символического языка в произведениях декоративно- прикладного искусства. Связь времен в народном искусстве. Мифотворчество и фольклорное мировосприятие. Сказки, предания, легенды. Орнамент как основа декоративного украшения. Основные мотивы орнамента. Математическая основа орнамента. Ансамблевость как отличительное качество народного творчества. Различие национальных особенностей русского орнамента и орнаментов обских угров. Древние образы в произведениях народного декоративно-прикладного искусства. Национальные праздники традиции и обычаи.

Современное изобразительное искусство. Традиции и новаторство в искусстве. Творчество профессиональных художников Югорского края. Роль материалов, фактур и цветовой гаммы. Народные художественные промыслы. Композиция и ее закономерности в народном декоративно-прикладном искусстве. Интерьер. Формирование специфики интерьера в соответствии с укладом жизни. Функциональная красота предметного интерьера. Изготовление изделий, их оформлении в стиле художественных промыслов. Использование декоративного искусства в оформлении интерьера.. Образно- личностное проектирование.

Краеведение. Расширение знаний о жителях севера. Культура быта народа, культура человеческих отношений. Форма жилища северных народов. Решение задач пропорциональности, сомасштабности. Дом как модель мира и костюм как модель вселенной. Народная одежда, ее зависимость от национальных традиций. Национальный костюм, цвет и магические (охранительные знаки). Вышивание бисером, аппликационная вышивка по ткани и меху. Эстетика отношений в семье. Метод проектов. Виды проектов. Формулировка проблемы и выбор изделия. Выполнение эскизов, чертежей, подбор материала. Конструкторские и дизайнерские разработки. Реализация совместных творческих идей в проектной деятельности в виде законченных творческих работах.

Примерное распределение часов

Направление

Раздел

Количество часов

5 класс

6 класс

7 класс

всего

Изобразительное искусство

Основы художественного изображения. Краеведение

8

8

8

24

Народное художественное творчество

Орнамент – образ эпохи

8

8

8

24

Современное изобразительное искусство

Народное искусство Югры

9

9

9

27

Краеведение

Народная эстетика, семейный лад как национальная традиция

9

9

9

27

1.2 Требования к уровню подготовки обучающихся ( 5 класса)

В результате изучения курса ученик должен знать, понимать:

  • Правила техники безопасности на занятиях;
  • Отличительные признаки видов и жанров изобразительного искусства;
  • Основные виды декоративно-прикладного искусства обских угров, других народов населяющих Югорскую землю;
  • Основы изобразительной грамоты ;
  • Средства декоративной выразительности;
  • Понятие «ансамблевость»;
  • Выдающихся представителей регионального искусства и их основные произведения;
  • Последовательность ведения работы над творческим проектом.

В результате изучения курса ученик должен уметь:

  • Применять художественные материалы и выразительные средства изобразительных искусств в творческой деятельности;
  • Выполнять композицию заданного пространства;
  • Пользоваться техникой аппликации;
  • Связывать графическое и цветовое решение с основным замыслом изображения;
  • Определять план работы над творческим проектом;
  • Проводить простейший анализ содержания художественных произведений разных видов и жанров;
  • Проводить анализ и оценивать свою деятельность и деятельность других, осуществлять самоконтроль;
  • Высказывать суждения.

II глава: Творческий проект. Этапы работы

 Художественно творческий проект «Хот»-жилище хантов. 

Художественно творческий проект «Куклы Среднего Приобъя»

(см. Приложение 3, а также Презентации 1 и 2)

Заключение

Апробация данной работы в эколого-эстетическом и краеведческом направлении дополнительного образования в МОУ «Средней школе № 5» дала положительные результаты. А именно, художественно творческие работы выполненые в результате продуктивной проектной деятельности учащихся.

Поставленные задачи выполнены:

  • Развитие художественно творческих способностей учащихся, образного и ассоциативного мышления, фантазии, эмоционально – эстетического восприятия действительности;
  • Воспитание культуры восприятия региональных ценностей, богатства природы родного края, уклад жизни народов севера
  • Освоение знаний об Изобразительном искусстве как о способе эмоционально-практического освоения окружающего мира; Знакомство с образным языком изобразительных (пластических) искусств на основе творческого опыта
  • Формирование устойчивого интереса к искусству, краеведению, экологии, способности воспринимать их историческое и национальные особенности.
  • Создание научно обоснованных творческих проектов

В результате изучения курса сформирован опыт художественно творческой деятельности:

Использование языка графики, живописи, скульптур, дизайна, декоративно-прикладного искусства в собственной художественно – творческой деятельности.

Изображение с натуры и по памяти отдельных предметов, человека, фрагментов природы, интерьера, архитектурных сооружений. Выполнение набросков, эскизов, учебных и творческих работ с натуры, по памяти и воображению в разных художественных техниках. Изготовление изделий в стиле художественных промыслов.

Иллюстрирование литературных и музыкальных произведений. Создание художественно декоративных проектов, объединенных единой стилистикой (предметы быта, одежда, детали интерьера и др.) Выражение в творческой деятельности своего отношения к изображаемому – создание художественного образа. Использование различных материалов. Самоопределение в видах и формах художественного творчества. Реализация совместных творческих идей в проектной деятельности. Анализ и оценка процесса и результатов собственного художественного творчества

В 2008-2009 учебном году мы планируем продолжить работу в эколого-эстетическом и краеведческом направлении с еще большим энтузиазмом и любовью к родному краю и его культуре.

Использованная литература:

  1. Артоболевская А. Первые встречи с искусством, Москва, 1995 г.
  2. Бакулин В.В. География ХМАО, Москва, 2000 г.
  3. Банников В.Н. Изобразительное искусство в национальной школе, Ханты-Мансийск, 2005 г.
  4. Банников В.Н. Декоративно-прикладное искусство. Ханты-Мансийск, 2004 г.
  5. БарановН.Н. История ХМАО с древности до наших дней, Екатеринбург,1999 г.
  6. Горяева Н.А. Декоративно-прикладное искусство в жизни человека. Москва, 2003 г.
  7. Ерпыхова Е.А. Конспекты уроков по декоративно – прикладному искусству угорских народов. Ханты-Мансийск , 2003 г.
  8. Кузнецова Ф.С. История Сибири, Г.Новосибирск, 1999 г.
  9. Конькова А.М. Сказки бабушки Аннэ. Ханты-Мансийск 1993 г.
  10. Лапина М.А. Этика и этикет хантов. Томск.1998 г.
  11. Лебедев В.В. Кедровый корень, Ханты-Мансийск .ГУИПП «Полиграфист 2002 г.»
  12. Патканов С.К. Остяцкая молитва – Том I , Тюмень. 1999 г.
  13. ПлюхинВ.У. Творчество – у истоков гражданственности, Москва, 1989 г.
  14. Ромбандеева Е.И. История народа манси и его духовная культура. Северо-сибирское книжное издательство, Сургут, 1993 г.
  15. Шпикалова Т.Я. Изобразительное искусство Основы народного и декоративно-прикладного искусства 1-8 класс.Москва.2001 г.
  16. Энциклопедия ХМАО «Югороия »Научно –редакционный совет под руководством А.В. Филиппенко, Ханты-Мансийск, 2000 г.
  17. Энциклопедия Ханты-Мансийского автономного округа» том – I
  18. Энциклопедия Ханты-Мансийского автономного округа» том – II
  19. Энциклопедия Ханты-Мансийского автономного округа» том – III
  20. Ядринцев Н. Сибиреские инородцы. Тюмень 2000г.