План-конспект урока географии по теме "Восточная Сибирь: специфика природы"

Разделы: География


Цели и задачи:

  • Учебные: изучить особенности состава территории, географического положения, географического строения рельефа и климата Восточной Сибири. Сформулировать представление о суровости природы данной территории.
  • Развивающие: создать основу для всестороннего гармоничного развития, развивать наблюдательность, отвлеченное мышление (анализ, синтез, абстрагирование, обобщение), практические действия, стимулировать учащихся к использованию различных способов выполнения заданий.
  • Воспитательные: на конкретных примерах сформировать у учащихся знания о роли природных условий в жизни людей; воспитать эстетическое восприятие природы.

Наглядность и оборудование:

  • Компьютер;
  • Диапроектор;
  • Карта «Восточная Сибирь»;
  • Иллюстрации;
  • Раздаточный материал.

Девиз урока: «Природа – единственная книга, каждая страница корой полна глубокого содержания» (И.В. Гете)

Ход урока

  Этапы урока Содержание Дидактические принципы и типические свойства системы Занкова Л.В.
I   Организация класса к уроку. Беседа учителя.
- Здравствуйте, садитесь.
 
II   Мотивация учебной деятельности.   Осознание учащимися процесса учения.
1. Запись темы в тетрадь. Беседа учителя.
- Нашему тур-агенству «Вынга-тур» поступило предложение организовать туры в Восточную Сибирь по теме: «Восточная Сибирь: специфика природы Средней, Северо-Восточной Сибири и пояса гор Южной Сибири».
 
2. Д/З § 37
Стр. 205,
Задание 1.
Мы проведем расширенное заседание совета директоров и сотрудников фирмы с целью решения следующих задач:
  1. Определить специфику природы Восточной Сибири и отдельных ее частей.
  2. Определить, какие туристические маршруты и виды отдыха можно организовать в данный район.
В ходе заседания вы должны заполнить экспертные карточки. (Приложение 1)
 
III   Изучение нового материала.    
1. Вступительная беседа учителя. Беседа учителя.
- Первый вопрос нашего заседания – Экспертиза состава и размеров территории, особенностей ГП Восточной Сибири. Вы выступите в роли экспертов по вопросам Приложения 1. Поможет атлас, карта «Восточная Сибирь», учебник, стр. 201, рис.75.
 
2. Объяснения учителя с одновременной демонстрацией на карте. - Восточная Сибирь занимает площадь более 7 млн. км2.
Для сравнения:
- Западная Сибирь – 2,6 млн. км2.
- Австралия – более 7 млн. км2.
Территория протянулась от реки Енисей на западе до Тихоокеанского водораздела на востоке. На севере район омывается Северным ледовитом океаном, а на юге граничит с Китаем и Монголией.
Значительная часть территории расположена за северным полярным кругом. Город Кызыл – центр Азии.
Ведущая роль теоретических знаний (процессуальный характер).
3. Запись в тетрадь названий частей. Территория района состоит из трех частей:
  1. Среднесибирского плоскогорья;
  2. Северо-Восточной Сибири;
  3. Пояса гор Южной Сибири.
- Запишите названия частей Восточной Сибири.
 
4. Сообщения учащихся. - Заслушаем результаты экспертизы (ответы на вопросы Приложения 1) Осознание учащимися процесса учения.
5. Самостоятельная работа учащихся. - Дайте письменные ответы на задания 1,2 экспертной карточки.
6. Решение сложных ОУНов. Беседа учителя.
- Поступил отчет о работе наших представителей в Восточной Сибири. Но в нем допущены ошибки. Определите лишние звенья в цепочке причинно-следственных связей характеристики особенностей ГП.
Это Приложение 2. Ответы запишите в тетрадях.
Задание 3.
Ключ: 4,5,8

Беседа учителя.
- Следующий вопрос нашего заседания – создание рекламного ролика по теме «Из истории освоения и заселения территории Восточной Сибири». При помощи учебника, стр. 200-202, определите:
  1. какие события соответствуют датам?
  2. какие объекты привлекут туристов.
Проблематиза-ция содержания (коллизии).
7. Коллективная работа (отвечающие держат карточки с датами выстраиваются в цепочку).
  1. 40 тыс. лет до н.э.
  2. XV век.
  3. 1609 год.
  4. Начало XVII в. – составлена одна из первых карт- чертежей Земли Русской царевичем Федором Борисовичем Годуновым. На этой карте обозначена Сибирь. Это событие отражено в трагедии А.С. Пушкина «Борис Годунов».
Продвижение в изучении материала быстрыми темпами (вариантность).
8. Дополнительный материал (учитель) Послушайте отрывок.
Царь:
- А ты, мой сын, чем занят? Это что?
Федор:
- Чертеж земли Московской. Наше царство из края в край,
Вот видишь – тут Москва,
Тут Новгород, тут Астрахань,
Вот море, вот Пермские дремучие леса,
А вот Сибирь.
  1. 1628 год.
  2. 1631 год.
  3. XVIII век.
  4. XX век.
- Какие объекты привлекут внимание туристов в этом районе?
(г. Туруханск, Красноярск как древние города)
9. Работа в группах (5 мин.).

Беседа учителя.
- Для определения специфики природы Восточной Сибири и разработки туристических маршрутов и туров агентство создает творческие группы:

  1. Геологи.
  2. Геологи и геоморфологи.
  3. Климатологи.
  4. Гидрологи.
  5. Лимнологи

- Задание каждой группе определены в Приложении 3. Для решения заданий участники групп могут использовать все источники знаний. Результаты исследований занесите в тетради (задание 4,5,6,7 экспертной карточки).

Ведущая роль теоретических знаний.
10. Работа с картой.

Беседа учителя.
- Наши специалисты предлагают составить номенклатурный маршрут. Необходимо распределить формы рельефа в алфавитном порядке. Я начинаю.

А – Алтай
Алданское нагорье
Б – горы Бырранга
В – Верхоянский хребет
Е – Енисейский кряж
П – плато Путорана
С – Среднесибирское плоскогорье
Становой хребет
Саяны
Ч – хребет Черского
Я – Яблоновый хребет
Единство аффекта и интеллекта (многогранство).

11.

Сообщения учащихся.

Беседа учителя.
- Откроем секрет разнообразия рельефа.
Отчет геоморфологов и геологов.

 
12. Дополнительный материал. Беседа учителя.
- В Восточной Сибири расположены многочисленные месторождения полезных ископаемых:
  • Горная Шория – железные руды
  • Кузбасс – каменный уголь
  • Якутия, Мирный – алмазы
Много поделочных камней, особенно яшмы.
Наши корреспонденты передали очень интересный материал.

«В начале 19 века в горах Южной Сибири нашли монолитную яшму массой 12 т. 11 лет работали с этим камнем тысячи человек, создавая каменное чудо – царицу ваз массой 11 т., диаметром 5 м. В 1843 году ваза перевезена в Петербург в Эрмитаж.»
  • Отчет климатологов.
  • Отчет гидрологов.
  • Отчет лимнологи.
Ведущая роль теоретических знаний.
IV   Итоги урока.    
1. Итоговая беседа. Беседа учителя.
- Какие особенности природы Восточной Сибири вы определили?
- Какая часть территории района имеет самые благоприятные условия?
- Возможен ли туризм в данном районе?
- Какой вид отдыха можно предложить?
- Какие виды туризма можно организовать?
Целенаправленная и систематическая работа над общим развитием всех учащихся (многогранность)
2. Творческая работа. Беседа учителя.
- Восточная Сибирь известна своими природными рекордами. Определите 10 из них под девизом «Самый»
  • Крупный
  • Удаленный
  • Разнообразный рельеф
  • Суровый климат
  • Низкая температура
  • Богатый полезными ископаемыми
  • Крупные реки
  • Глубокое озеро
  • Древнее озеро
  • Чистое озеро
Осознание школьниками процесса обучения (процессуальный характер).
3. Найти соответствие. Беседа учителя.
- Специалист по рекламе Мозговая Даша подготовила эскизы рекламных щитов. Определите, какие части территории или объекты  изображены на каждом эскизе. Запишите в тетрадь под цифрой 8 (экспертная карточка, задание 8).
Единство аффекта и интеллекта.
4. Анализ и оценка работы учащихся. - Экспертные карточки вложите в рабочую тетрадь, сдайте.  
5. Домашнее задание. § 37, задание 1, стр. 205, (работа на контурной карте).