Цели и задачи:
- Учебные: изучить особенности состава территории, географического положения, географического строения рельефа и климата Восточной Сибири. Сформулировать представление о суровости природы данной территории.
- Развивающие: создать основу для всестороннего гармоничного развития, развивать наблюдательность, отвлеченное мышление (анализ, синтез, абстрагирование, обобщение), практические действия, стимулировать учащихся к использованию различных способов выполнения заданий.
- Воспитательные: на конкретных примерах сформировать у учащихся знания о роли природных условий в жизни людей; воспитать эстетическое восприятие природы.
Наглядность и оборудование:
- Компьютер;
- Диапроектор;
- Карта «Восточная Сибирь»;
- Иллюстрации;
- Раздаточный материал.
Девиз урока: «Природа – единственная книга, каждая страница корой полна глубокого содержания» (И.В. Гете)
Ход урока
Этапы урока | Содержание | Дидактические принципы и типические свойства системы Занкова Л.В. | |||||||||||||||||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
I | Организация класса к уроку. | Беседа учителя. - Здравствуйте, садитесь. |
|||||||||||||||||||||||
II | Мотивация учебной деятельности. | Осознание учащимися процесса учения. | |||||||||||||||||||||||
1. | Запись темы в тетрадь. | Беседа учителя. - Нашему тур-агенству «Вынга-тур» поступило предложение организовать туры в Восточную Сибирь по теме: «Восточная Сибирь: специфика природы Средней, Северо-Восточной Сибири и пояса гор Южной Сибири». |
|||||||||||||||||||||||
2. | Д/З § 37 Стр. 205, Задание 1. |
Мы проведем расширенное заседание совета директоров и сотрудников фирмы с целью решения следующих задач:
|
|||||||||||||||||||||||
III | Изучение нового материала. | ||||||||||||||||||||||||
1. | Вступительная беседа учителя. | Беседа учителя. - Первый вопрос нашего заседания – Экспертиза состава и размеров территории, особенностей ГП Восточной Сибири. Вы выступите в роли экспертов по вопросам Приложения 1. Поможет атлас, карта «Восточная Сибирь», учебник, стр. 201, рис.75. |
|||||||||||||||||||||||
2. | Объяснения учителя с одновременной демонстрацией на карте. | - Восточная Сибирь занимает площадь более 7 млн. км2. Для сравнения: - Западная Сибирь – 2,6 млн. км2. - Австралия – более 7 млн. км2. Территория протянулась от реки Енисей на западе до Тихоокеанского водораздела на востоке. На севере район омывается Северным ледовитом океаном, а на юге граничит с Китаем и Монголией. Значительная часть территории расположена за северным полярным кругом. Город Кызыл – центр Азии. |
Ведущая роль теоретических знаний (процессуальный характер). | ||||||||||||||||||||||
3. | Запись в тетрадь названий частей. | Территория района состоит из трех частей:
|
|||||||||||||||||||||||
4. | Сообщения учащихся. | - Заслушаем результаты экспертизы (ответы на вопросы Приложения 1) | Осознание учащимися процесса учения. | ||||||||||||||||||||||
5. | Самостоятельная работа учащихся. | - Дайте письменные ответы на задания 1,2 экспертной карточки. | |||||||||||||||||||||||
6. | Решение сложных ОУНов. | Беседа учителя. - Поступил отчет о работе наших представителей в Восточной Сибири. Но в нем допущены ошибки. Определите лишние звенья в цепочке причинно-следственных связей характеристики особенностей ГП. Это Приложение 2. Ответы запишите в тетрадях. Задание 3. Ключ: 4,5,8 Беседа учителя. - Следующий вопрос нашего заседания – создание рекламного ролика по теме «Из истории освоения и заселения территории Восточной Сибири». При помощи учебника, стр. 200-202, определите:
|
Проблематиза-ция содержания (коллизии). | ||||||||||||||||||||||
7. | Коллективная работа (отвечающие держат карточки с датами выстраиваются в цепочку). |
|
Продвижение в изучении материала быстрыми темпами (вариантность). | ||||||||||||||||||||||
8. | Дополнительный материал (учитель) | Послушайте отрывок.
Царь:
(г. Туруханск, Красноярск как древние города) |
|||||||||||||||||||||||
9. | Работа в группах (5 мин.). | Беседа учителя.
- Задание каждой группе определены в Приложении 3. Для решения заданий участники групп могут использовать все источники знаний. Результаты исследований занесите в тетради (задание 4,5,6,7 экспертной карточки). |
Ведущая роль теоретических знаний. | ||||||||||||||||||||||
10. | Работа с картой. | Беседа учителя.
|
Единство аффекта и интеллекта (многогранство). | ||||||||||||||||||||||
11. |
Сообщения учащихся. | Беседа учителя. |
|||||||||||||||||||||||
12. | Дополнительный материал. | Беседа учителя. - В Восточной Сибири расположены многочисленные месторождения полезных ископаемых:
Наши корреспонденты передали очень интересный материал. «В начале 19 века в горах Южной Сибири нашли монолитную яшму массой 12 т. 11 лет работали с этим камнем тысячи человек, создавая каменное чудо – царицу ваз массой 11 т., диаметром 5 м. В 1843 году ваза перевезена в Петербург в Эрмитаж.»
|
Ведущая роль теоретических знаний. | ||||||||||||||||||||||
IV | Итоги урока. | ||||||||||||||||||||||||
1. | Итоговая беседа. | Беседа учителя. - Какие особенности природы Восточной Сибири вы определили? - Какая часть территории района имеет самые благоприятные условия? - Возможен ли туризм в данном районе? - Какой вид отдыха можно предложить? - Какие виды туризма можно организовать? |
Целенаправленная и систематическая работа над общим развитием всех учащихся (многогранность) | ||||||||||||||||||||||
2. | Творческая работа. | Беседа учителя. - Восточная Сибирь известна своими природными рекордами. Определите 10 из них под девизом «Самый»
|
Осознание школьниками процесса обучения (процессуальный характер). | ||||||||||||||||||||||
3. | Найти соответствие. | Беседа учителя. - Специалист по рекламе Мозговая Даша подготовила эскизы рекламных щитов. Определите, какие части территории или объекты изображены на каждом эскизе. Запишите в тетрадь под цифрой 8 (экспертная карточка, задание 8). |
Единство аффекта и интеллекта. | ||||||||||||||||||||||
4. | Анализ и оценка работы учащихся. | - Экспертные карточки вложите в рабочую тетрадь, сдайте. | |||||||||||||||||||||||
5. | Домашнее задание. | § 37, задание 1, стр. 205, (работа на контурной карте). |