Цели урока:
Образовательные:
познакомить учащихся с
многообразием кишечнополостных животных,
установить их приспособленность к среде
обитания, общие черты организации; на примере
гидроидных и сцифоидных рассмотреть особенности
размножения; доказать родство одноклеточных и
многоклеточных.
Оборудование:
Влажный препарат “медуза”, скелеты коралловых полипов, лупы, таблицы “Тип кишечнополостные”, “Морские губки и кишечнополостные”. Видеофильм “Многообразие кишечнополостных и размножение кораллов”, различные книги по данной теме.
ХОД УРОКА
Основные термины и понятия:
1. Бионика – наука, изучающая возможности применения в технике принципов организации и работы живых организмов.
2. Атоллы – кольцеобразные острова, сложенные кораллами (в основном мадрепоровыми).
3. Рифы береговые – образованы кораллами по берегам островов и материков.
4. Рифы барьерные – образованы кораллами, и стоящие от берега на некотором расстоянии.
5. Планула – подвижная плавающая личинка в жизненных циклах класса гидроидных и сцифоидных кораллов.
6. Нахлебничество – потребление остатков пищи хозяина.
7. Хищничество – такой тип взаимоотношений популяций, при котором представители одного вида поедают представителей другого вида.
8. Квартиранство – использование одними видами других (их тел или жилищ) в качестве убежища или жилища.
9. Идиоадаптация – это приспособление организмов к окружающей среде.
- Сегодня у нас с вами урок немного необычный. Это будет урок-путешествие. За правильные ответы вы будете получать фишки. С помощью разного вида транспорта мы побываем на различных станциях, которые называются:
1 станция - ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ
а) Демонстрация различных терминов (термин случайный).
- Какой термин лишний не относящийся к теме? (Протозоология)
1. Гермафродит – организм, который содержит мужские и женские органы.
2. Гетеротрофы (животные, человек, грибы, бактерии) – питаются готовыми органическими веществами.
3. Регенерация – процесс восстановления утраченных или повреждённых частей тела.
4. Размножение – процесс воспроизведения себе подобных.
5. Рефлекс – ответная реакция организма на воздействия раздражителя при участии нервной системы.
6. Протозоология – наука, изучающая простейших.
7. Симбиоз – взаимовыгодные связи видов, при которых организмы получают обоюдную пользу от этих отношений.
8. Полипы – кишечнополостные животные, ведущие прикреплённый образ жизни.
б) Головоломка “из части - целое” (№ 1).
Ответы:
2 - пищеварительная клетка;
5 - яйцеклетка;
7 – кожно-мускульная клетка;
8 - стрекательная;
9 - сперматозоид;
12 - нервная.
2 станция - СООБРАЗИТЕЛЬНАЯ
(переход к теме урока)
а) Нужно сформулировать тему урока, для этого посмотреть на 2-й лист “Многообразие кораллов, а точнее, жизнь на коралловом рифе”, таблицы, всё, что лежит на столе, схему размножения “Типа Кишечнополостных” и рисунки учебника.
“Многообразие кишечнополостных их размножение и значение”
б) Лист № 4 “Вопросы к фильму”.
- Они поставлены так, чтобы вы могли в них увидеть подсказку, потому что не всегда быстро можно уловить это в фильме.
Просмотр сюжета (остановка на “португальском кора6лике”)
Вопросы к фильму (лист № 4)
1. К каким классам относятся животные, которых вы увидели в этой части фильма?
2. На какой стороне тела находится у медузы рот?
- на спинной;
- на брюшной;
- на боковой.
3. Каким образом передвигаются медузы?
- выбрасывают воду из кишечной полости через ротовое отверстие;
- выбрасывают воду из-под купола колоколообразного тела;
- благодаря движениям щупалец, расположенных по краям тела.
4. Как называют способ передвижения медузы?
- поступательный;
- реактивный;
- колебательный.
5. Назовите класс, к которому относят колониальный полип физалию - “португальский кораблик”.
- гидроидные;
- сцифоидные;
- коралловые полипы.
6. Какие типы экологических взаимоотношений существуют между живыми организмами? Привести примеры.
7. Какие клетки кишечнополостных убивают свою жертву?
8. Что общего вы увидели в размножении представителей двух классов?
9. Какой самый большой коралловый риф?
10. Какие существуют способы размножения кораллов?
11. Назовите геометрическую фигуру, на которую по своей форме похожи атоллы - острова, образованные колониальными рифами:
- круг;
- кольцо
- треугольник.
12. Какие условия необходимы для размножения и развития кораллов?
13. Каковы особенности строения актинии, позволяющие ей добывать пищу?
14. В чем сходны среды обитания актинии, коралловых полипов, медуз и в чем их отличие?
15. Какие признаки доказывают, что все эти животные, которых вы увидели кишечнополостные?
Отрывок из рассказа Конан Дойля
“Львиная грива”
(Газета “Биология” №26/1998)
Сообщение “Португальский кораблик” - Физалия.
Работа над вопросами к фильму, запись материала, касающегося первой части фильма.
Просмотр второй части фильма.
- Что общего вы увидели в размножении представителей двух классов? (Cравнивайте рис. № 3 с кадрами фильма)
- Какие типы взаимоотношений существуют в данном случае. Привести примеры.
а) Дендромона - медуза - рыбка медуза (нахлебничество).
б) Физалия (порт. кора6лик) - рыбка (хищничество).
- Учёные, которые снимали этот фильм, вернее делали эти съёмки, наблюдали, что движения гидроидных полипов медлительны, они то сгибают тело, то медленно покачиваются из стороны в сторону, но чаще сидят неподвижно, широко расставив щупальца – подстерегают добычу. На некоторых можно заметить почки или молодых развивающихся медуз (с ноготок человека). Подросшие медузы энергично сжимают и разжимают зонтик, тонкая нить, связывающая медузу с полипом, при этом обрывается, и молодая медуза толчками уплывает прочь. Эти полипы корине и их медузы.
- Медуза! Какое это поколение в развитии этих полипов?
- Эти медузы очень прожорливы, хотя и очень маленькие. Обильная пища им нужна для развития половых продуктов. Плавая, они разбрасывают огромное количество яиц, которые впоследствии дают начало полиплоидному поколению гидроидов.
- У представителей класса Сцифоидных полипов медузы очень крупные. В особых приспособлениях медузы происходит оплодотворение и развитие яиц. Наружу выходят вполне сформированные планулы. Через 2-76 суток они оседают на дно и прикрепляются к твёрдому предмету. А через 2-3 суток осевшая планула превращается в маленького полипа.
Ребята открывают задание
Головоломка “Враги медузы” (№ 5).
Ответ: “самыми страшными врагами медузы являются сами же медузы”.
Головоломка “Враги медузы”
Правильно разгадав головоломку, вы узнаете, кого боится медуза
3 станция - ВОЛШЕБНАЯ
- Самые большие структуры на планете управляются из открытого Космоса. С необъяснимой точностью орбитальное движение луны каким-то образом вызывает процесс размножения кораллов по всему миру.
- Продолжаем напрягать все виды памяти, чтобы проявить сообразительность и решить все задачи, поставленные перед нами. Смотрим 3-ю часть фильма.
Просмотр третьей части фильма (период размножения - 1 и 3 четверти луны)
Ответы на вопросы 1, 2, 3.
4 станция - НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ
- Рассмотрим кораллы с помощью лупы.
- Когда одиночный полип поселяется на камне или скале, он выделяет клейкое вещество и оказывается как бы внутри трубочки. Она быстро затвердевает и становится его родным надёжным домом. Вскоре на поверхности тела полипа вздувается почка: она растёт, затем прорывается. Так возникает рот, вокруг которого вырастают щупальца - рождается новый полип. Подросшая крошка обзаводится своим известковым жилищем, затем снова почкуется. И так много-много раз, пока со временем не образуется колония. У сформированного полипа живые мягкие ткани выглядят по сравнению с мощным скелетом, как полупрозрачная плёночка. В колонии каждый полип сидит в известковой ячейке, словно в отдельной квартире, но живёт отнюдь не отшельником, а поддерживает связь с соседями через тонкие каналы. По ним вся пища – добыча распределяется между всеми членами колонии. Так, от поколения к поколению, сантиметр за сантиметром растут кораллы.
- Отвечаем на последние вопросы: (типы взаимоотношений):
- кораллы-некоторые виды рыб;
- актиния - рак-отшельник (симбиоз);
- кораллы - водоросли (мутуализм).
- А кто объяснил происхождение коралловых островов-атоллов, мы сейчас узнаем.
Калейдоскоп “Кто он”
Если вы правильно отгадаете слова рядом с рисунками, то из букв в выделенных клеточках получится фамилия известного английского ученого, более 100 лет назад, объяснившего происхождение коралловых островов – атоллов.
Ответы: эктодерма, атоллы, корнерот, почкование, риф, актиния. (Дарвин).
5 станция - ПРОМЫШЛЕННАЯ | 6 станция - ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ |
(группы расходятся на разные станции – высказывают своё мнение)
Кишечнополостные в моей жизни. |
Я в жизни кишечнополостных. |
1. Отложение извести. | 1. Исследователь. |
2. Удобрения. | 2. Такая же частица природы. |
3. Источник пищи (ропилема) | 3. Убийца, загрязняю бытовыми нефтепродуктами. |
4. Эстетическое значение. | |
5. Ювелирные изделия. | 4. Туристы истребляют большое количество. |
6. В медицине (лекарство - обелин) | |
7. Использование медузы Пелагии в технике (бионика) создаёт искусственный свет - “живой свет”, который может применяться в операционных. | 5. Защитник, создаю заповедники. |
Общие черты Кишечнополостных
1. Тело состоит из 2-х слоёв, между которыми находится мезоглея.
2. Полость тела кишечная или гастральная.
3. Все кишечнополостные, за исключением немногих видов, морские.
4. Способы размножения; бесполое (почкование) и половое.
5. Эти животные-хищники (стрекательные клетки).
6. Они очень разнообразны по внешнему виду.
7. Наличие у них смены поколений (полипов и медуз).
Подведение итогов (подсчёт фишек у команд, выставление оценок).
Домашнее задание:
- §6.
- Составить поздравительные телеграммы и сочинения для тех животных, у которых завтра день рождения от имени других.
- Записи в тетради.
- Ответить на вопросы викторины “Знаете ли Вы?” (Вопросы на стенде)