Цели:
- Повторить алгоритм решения текстовых задач.
- Решение составных и простых текстовых задач.
- Работать над умением самостоятельно анализировать задачи.
- Рассмотреть задачи с буквенными данными.
- Развивать логическое мышление, внимание, математические способности.
Ход урока.
- Начинаем урок математики.
Урок будет проходить в форме деловой игры «Звездный час».
Тема: «ЗАДАЧИ»
Цели нашего урока: вспомнить алгоритм решения текстовых задач, решать простые и составные задачи, рассмотреть задачи с буквенными данными. Логические задачи. Умение работать в команде.
В игре будет 6 раундов.
Каждый раунд – определенное задание. Команда справляется – получает «звезду», если члены команды ошибаются, защитывается ответ капитана команды (если он правильный).
Победителем становится та команда, у которой больше «звезд» (фиксируется на доске).
Но звездочки получает и каждый участник за правильное решение определенных заданий.
Представляю капитанов команд:
- Команда «Солнышко» – Саша Досаева
- Команда «Звездочка» – Анжелика Атаманова
- Команда «Крепкий орешек» – Саша Макейчик
- Команда «Умники и умницы» – Аня Горб
- Итак, начинаем с разминки.
Раунд ПЕРВЫЙ «Разминка»:
Каждая команда должна решить по две простых задачи.
- Если младенца Кузю взвесить вместе с бабушкой – получится 59 кг. Если взвесить бабушку без Кузи –получится 53 кг. Сколько весит Кузя без бабушки? (6)
- Допустим, твой лучший друг дал тебе 29 раз по шее, а ты ему только 14. Сколько еще раз ты должен дать по шее своему другу, чтобы восторжествовала справедливость?
- Вовочка 10 раз дернул за косичку Машу, 15 раз Дашу, 7 раз Клаву и 1 раз, по ошибке, завуча Маргариту Б агратионовну. Спрашивается: сколько раз дергал Вовочка за косички и что теперь будет? (33)
- После получасовой драки у Пети оказалось 6 синяков, а у его друзей на 16 синяков больше. Сколько всего синяков оказалось у Пети и его друзей после получасовой драки? (28)
- Три барана влюбились в одну и ту же овцу. Первый баран признавался в любви 20 минут, второй – 40 минут, а третий говорил о своих чувствах 60 минут. Сколько минут слушала влюбленных баранов счастливая овца? (120 мин – 2 ч)
- Коля свой дневник с двойками закопал на глубину 5 метров, а Толя закопал свой дневник на глубину 12 метров. На сколько метров глубже закопал свой дневник с двойками Толя? (на 7)
- В кухне находится 39 мух. 6 мух пьют чай из лужи на столе, 12 мух летают вокруг лампочки, остальные идут пешком по потолку. Сколько мух идет пешком по потолку? (21)
- У учеников 2 «Ж» класса 56 ушей, а у их учительницы Елены Федоровны на 54 уха меньше. Сколько всего ушей можно насчитать во время урока во 2 «Ж» классе.(58)
(На доске появляются «Звезды» за Первый раунд)
Раунд ВТОРОЙ «Придумай задачу по схеме» (схемы на доске или на компьютере)
- Необходимо придумать задачи по схемам:
1 команда
Задача на нахождение большего числа;
Задача на нахождение целого.
2 команда
Задача на нахождение меньшего числа;
Задача на нахождение целого.
3 команда
Задача на нахождение разности;
Задача на нахождение части
4 команда
Задача на нахождение большего числа;
Задача на сравнение.
Раунд ТРЕТИЙ «Решение составной задачи» ( на листиках решают)
- Сначала вспомним алгоритм решения текстовой задачи. (На компьютере)
Алгоритм решения текстовой задачи
Внимательно прочитай задачу и мысленно представь, о чем в ней говориться. |
Определи, какие величины известны, а какие неизвестны , Если нужно, отметь их на схеме (т.е. «одень» схему) |
Придумай и объясни, как с помощью известных величин найти неизвестные. |
Выполни решение и назови ответ. |
- Пользуясь алгоритмом решения текстовой задачи, решить составную задачу:
( на компьтере)
Задача.
В одной школе учится 574 учащихся, а в другой – на 218 учащихся меньше. Сколько человек учится в этих двух школах?Задача.
В начале года у Иры было 16 тетрадей в клетку и 12 в линейку. За год она израсходовала 25 тетрадей. Сколько тетрадей у нее осталось?Задача.
В школьный буфет привезли 250 бананов, 100 груш, а яблок столько, сколько бананов и груш вместе. На сколько меньше привезли бананов, чем яблок?Эту задачу самостоятельно – «звездочки»
Раунд ЧЕТВЕРТЫЙ «Задачи с буквенными данными»
- Прочитайте условие задачи
У Игоря было а книг. Он отдал в книг в классную библиотеку. Сколько книг у него осталось?
- Что необычного?
- Составьте выражение.
- Составьте выражение и найдите его значение, если а=56, в=11. (56-11=45),
- Читаем задачу:
У Юры а книг, у Ани в книг, а у Саши – с книг.
- Что означают выражения ( по два на каждую команду):
а + в | количество книг Юры и Ани | |
а + в + с | количество книг всего | |
а – в | разница между количеством книг у Юры и Ани | |
в – с | разница между количеством книг у Ани и Саши |
Звезды» - на доску)
БЛИЦ – турнир ( на листиках решают)
(за верное решение – «Звездочки» каждому)
Самостоятельно составить буквенные выражения:
- На одной полке а книг, а на другой в книг. Сколько книг на двух полках?
- На одной полке а книг, а на другой b книг. На сколько книг на первой полке больше, чем на второй?
- На одной полке c книг, это на d книг меньше, чем на другой. Сколько книг на второй полке?
- На одной полке с книг, а на другой – на m книг меньше . Сколько книг на двух полках?
5.На одной полке а книг, а на другой в книг. Со второй полки взяли с книг. Сколько книг осталось на двух полках вместе?
Раунд ПЯТЫЙ «Блиц-турнир» ( на листиках решают)
(за верное решение – «Звездочки» каждому)- Составить выражения и найти их значение:
- В одном ведре 8 л воды, а в другом – на 2 л меньше. Сколько воды во втором ведре?
- В одном ведре 8 л воды. Это на 2 л меньше, чем во втором ведре. Сколько воды во втором ведре?
- В одном ведре 8 л воды, а в другом – на 2 л больше. Сколько воды в двух ведрах?
- В ведре было 12 л воды. Из него отлили сначала 2 л, а потом еще 4 л. Сколько л воды осталось в ведре?
- Из ведра отлили 4 л воды, а потом еще 3 л. После этого в нем осталось 2 л. Сколько воды было в ведре вначале?
- В одном ведре было 10 л воды, а в другом – 8 л. Из них на поливку взяли 6 л. Сколько воды осталось в ведрах?
Раунд ШЕСТОЙ «Логические задачи»
- Коля, Дима и Саша были одеты в куртки трех цветов – белую, синюю и желтую.
Коля был не в белой куртке, а Саша – не в желтой и не в белой. Какого цвета куртка была на каждом из мальчиков? (Саша – синяя, Коля – желтая, Д – белая)
- Лестница состоит из 13 ступенек. Максим стоит на середине лестницы. На какой ступеньке он стоит?
- У Никиты 9 орехов, а у его друга Влада на 4 ореха меньше. Сколько орехов Никита должен отдать своему другу, чтобы орехов у мальчиков стало поровну? (2 ореха)
- Сестре и брату вместе 20 лет, причем брат на 2 года старше сестры. Сколько лет брату и сестре? (брату 11, сестре 9)
- Врач назначил больному три укола, по одному через каждый час. За какое время будут сделаны все уколы? (2)
Подведение итогов
- Подходит к концу наша игра. Я думаю, наша деловая игра прошла с пользой. Вспомним, как это было:
- текстовые задачи: простые и составные,
- задачи с буквенными данными,
- блиц-турнир,
- придумывали задачи по схемам,
- задачи на логическое мышление.
- Всего мы решили и попытались решить 36 задач. У кого-то звездочек больше, у кого-то меньше…
- Главное, звездочки есть у всех.
- Значит, звездный час состоялся у каждого!
- 1 место заняла ____ команда.
- Звездочки превратятся в отметки.
- Вас ждут сладкие призы.
С п а с и б о!
Приложение