Урок по обучению грамоте «"Путешествие в страну "Читалия"»

Разделы: Начальная школа


Тема урока: Буквы Г, г, обозначающие согласные звуки [г], [г’].

Цели урока:

  • познакомить с новыми буквами Г.г и звуками [г], [г’];
  • формировать навыки чтения;
  • способствовать развитию конвергентного мышления;
  • воспитание любознательности, интереса к чтению.

Оборудование:

На доске прикреплены рисунки поезда, название станций.
Новые буквы, слоги с ними.
Слово “книга” для звуко-буквенного анализа.

Ход урока.

Организационный момент.

Громко прозвенел звонок –
Начинается урок.
Мы пришли сюда учиться, не лениться, а трудиться.
Работаем старательно, слушаем внимательно.

– Для чего мы с вами изучаем буквы?

– Кому из вас хочется научиться читать для того, чтобы прочитать много-много интересных книг?

Актуализация знаний

1. Повторить, когда буква Я обозначает два звука, а когда указывает на мягкость согласного звука.
2. Чтение текста “Приятели” на стр. 68 приложения “Как хорошо уметь читать”.

Основная часть урока.

Сегодня мы с вами отправляемся в путешествие в страну “Читалия” на поезде.

Дети встают и, имитируя движение поезда, говорят:

– Торопится поезд, колёса стучат,
А в поезде этом ребята сидят ту-ту-у!

– Первая остановка станция “Звуковая”

– Из чего состоит наша речь?

– Чем отличаются гласные звуки от согласных?

– Какие бывают согласные звуки?

Звуко-буквенный анализ слова “книга”.

– Молодцы! Наш поезд отправляется

Дети встают и, имитируя движение поезда, говорят:

– Торопится поезд, колёса стучат.
А в поезде этом ребята сидят ту-ту-у!

– Следующая остановка станция “Новая”

1. Выделение звуков [г], [г’] из слов “гусь”, “гири”

2. Артикуляция. (Согласный, звонкий, может быть мягким и твёрдым.

Положение губ, зубов, языка. Голос)

3. Игра “Доскажи словечко”. Выделение звуков.

На жарком солнышке подсох
И рвётся из стручков …(горох)
Всех перелётных птиц черней.
Чистит пашню от червей,
Целый день по пашне вскачь
И зовётся птица …(грач)
Михаил играл в футбол
И забил в ворота …(гол)

4. Угадай место звука.

гном гитара игрушка
круги грелка гости

– Поехали дальше!

Дети встают и, имитируя движение поезда, говорят:

– Торопится поезд, колёса стучат.
А в поезде этом ребята сидят ту-ту-у!

– Остановка станция “Буковкино”

1. Знакомство с новыми буквами Г, г.

На что похожа буква Г?

Букву на плечах носил,
На лугу траву косил.
(Е. Тарлапан)

Г схожа с цаплею по виду
И на одной ноге стоит.
(Я.Козловский)

Г – крючок обыкновенный
Но в труде помощник верный.
(В.Степанов.)

2. Чтение с доски.

га-аг гора Галя
го-ог город Галина
гу-уг огород Гена
гы-ыг гильза Гамлет
ги-иг грабли Груня

– Молодцы! Наш поезд отправляется!

Дети встают и, имитируя движение поезда, говорят:

– Торопится поезд, колёса стучат.
А в поезде этом ребята сидят ту-ту-у!

– Наш поезд прибыл на станцию “Сказкино”.

– Запомните слова со звуком [г], которые встретятся вам в сказке.

Генерал Гена

Гусёнок Гена мечтал стать генералом. Однажды, оставшись дома один,
Он открыл гардероб, надел папин галстук и галоши, на голову громадную шляпу
Из газеты, а под крыло вместо сабли сунул большой гвоздь.
Глянул в зеркало – настоящий генерал получился!
Вышел Гена гордой походкой во двор, а там галчата в городки играют.
– Эй, галчата! Смотрите, какой генерал к вам пришёл!
А галчата как загалдят:
– Это ты-то генерал? А где твоя сабля?
– А вот же, под крылом, – говорит Гена.
– А мы думали, что это у тебя градусник! Никакой ты не генерал, а просто гусь в газетной шляпе.
– Эх вы, глупенькие, – грустно сказал Гена. – Нет у вас фантазии.

(Г.Юдин)

Молодцы! Поехали!

Дети встают и, имитируя движение поезда, говорят:

– Торопится поезд, колёса стучат.
А в поезде этом ребята сидят ту-ту-у!

Вот мы и приехали в город “Читайкин”.

1. Работа с учебником.

Чтение пословиц на стр. 122
Чтение текста на стр. 123.
Работа над словом на стр.124.
Чтение текста “Весна”.

2. Развитие памяти, внимания, мышления.

Кто больше назовёт слов.
Составь слова из слогов.
Игра “Слово рассыпалось”

га та зе (газета)
лу го би (голуби)
бы гри (грибы)
си гу (гуси)

3. Чтение по приложению “Как хорошо уметь читать”

Подведение итогов работы на уроке.

– Вот и подошло к концу наше путешествие в страну “Читалия”

Много интересного было на нашем пути.

– Что нового мы узнали на уроке?

– Что было интересного на уроке?

– Что понравилось больше всего?

Литература:

  1. В.Волина. “Учимся играя”. Издательство “Новая школа” Москва 1994 г.
  2. Аким Я. “Буква за буквой”. – М., 1964 г.
  3. Вартаньян Э. “Эти мудрёные слова”. - М., 1980 г.
  4. Маршак С. “Весёлая азбука”. – М.,1986 г.
  5. Максаков А.И., Тумакова Г.А. “Учите, играя”. – М. 1983 г.
  6. Минскин Е.М. “От игры к знаниям”. – М., 1987 г.
  7. Шибаев А. “Буква заблудилась”. – Л. 1986 г.