Цели:
- Повторить изученный материал, используя задания с краеведческим материалом.
- Формировать умение ориентироваться в нестандартных ситуациях.
- Развивать познавательную активность и сообразительность.
- Воспитывать уважительное отношение к сверстникам.
Структура урока:
- Сообщение темы и целей урока (2 мин).
- Проверка домашнего задания (3 мин).
- Актуализация опорных знаний и умений (5 мин).
- Разминка: “Ответь быстро” (3 мин).
- Познавательные упражнения “Гордость Астраханского края” (6 мин).
- Решение уравнений: “Это интересно” (7 мин).
- Познавательные упражнения “Птицы Астраханского края” (6 мин).
- Постановка домашнего задания (2 мин).
- Подведение итогов урока (3 мин).
- Резервные упражнения: “Составь пример”.
ХОД УРОКА
1. Проверить готовность класса к уроку. Сообщить тему и задачи урока.
2. Проверка домашнего задания
1) Вместо квадратиков запишите такие числа, чтобы получились верные равенства.
2) Поставьте “+” или “-“ или “( )”, чтобы получилось верное равенство (порядок действий указан).
3. Актуализация опорных знаний.
1. Работа по настенной таблице.
- Найдите сумму чисел, стоящих в столбцах С и Д.
- Сравните числа из столбцов А и В.
- Умножьте каждое число строки n на - 6.
- Разделите каждое число столбца В на 10.
А |
В |
С |
D |
Е |
|
m |
0 |
- 10 |
0,8 |
-1,1 |
1\2 |
n |
1 |
- 18 |
-0,7 |
3,7 |
5\6 |
l |
- 5 |
- 28 |
-0,6 |
1,8 |
-11\3 |
t |
- 7 |
16 |
-0,5 |
-4,1 |
-8\9 |
s |
6 |
- 34 |
0,1 |
-1,9 |
3\4 |
x |
- 4 |
- 14 |
-0,3 |
-9,7 |
3\7 |
2. Фронтальная беседа с классом по основным определениям темы:
- Как сравнить числа с разными знаками?
- Как сравнить два отрицательных числа?
- Какие числа называются противоположными?
- Что называется модулем числа?
- Чему равна сумма двух отрицательных чисел?
- Чему равна сумма двух чисел разных знаков?
- Как умножить два числа с разными знаками?
- Как умножить два отрицательных числа?
- Чему равно частное двух отрицательных чисел?
- Чему равно частное двух чисел разного знака?
4. Разминка “Ответь быстро”.
На доске записаны два числа: -12 и 3. Ученик быстро отвечает на вопросы учителя:
- Назвать модули чисел.
- Какое число больше?
- Назвать два целых числа между ними.
- Назвать два целых числа, меньше обоих.
- Назвать сумму чисел.
- Назвать разность чисел.
- Назвать произведение чисел.
- Назвать частное чисел.
- Назвать среднее арифметическое.
- Назвать противоположные числа.
- Назвать обратные числа.
5. Познавательные упражнения “Гордость Астраханского края” (по таблице “код”).
Работа по рядам
Найти значение выражения
Открывается ранее закрытая таблица “Код”, в которой зашифрованы слова. Нужно, заменить числа на буквы и составить слова.
К |
В |
С |
П |
О |
Т |
Л |
5,6 |
- 7,5 |
- 2,3 |
-2,01 |
3,1 |
- 3,6 |
- 2,9 |
Р |
Г |
Ф |
А |
Е |
Д |
У |
- 6 |
- 10 |
4,4 |
- 1,52 |
- 5,1 |
8,4 |
- 0,2 |
Ответы: ВОЛГА, ОСЕТР, ЛОТОС.
Комментарии учителя:
Волга – на языке древних племен это слово означает “святая, священная”. Это самая большая река в Европе и одна из самых крупнейших в мире рек. В пределах нашей области Волга имеет длину 420 км, глубину – от 2,5 до 35 м.
Открывается ранее закрытая таблица “Код”. Нужно заменить числа на буквы и составить слова.
Осетр – он обитает в Амуре, Волге, Дону. Молодой осетр в реке живет несколько лет, а затем уходит в море, где питается рыбой и моллюсками. Через 7–8 лет, став взрослым, возвращается в реки для размножения.
Лотос – он растет в дельте Волги. Это очень красивые цветы. К сожалению жизнь одного цветка коротка – всего 3–5 дней, но за это время он трижды меняет свою окраску: от нежно розовой, малиновой к почти белой. Лотос считается священным растением у многих народов.
6. Решение уравнений: “Это интересно”.
- Какова средняя глубина Волги в пределах Астраханского края?
- Какова средняя длина осетра?
- Какова средняя продолжительность жизни цветка лотоса?
Ответы на эти вопросы вы получите, решив уравнения.
Работа по рядам
Ответы: 18 м, 2 м, 4 дня.
7. Познавательные упражнения “Птицы Астраханского края” (по таблице “Код”).
Работа по рядам
Какая из дробей больше?
Комментарии учителя:
Скопа – это довольно крупная птица, ее длина составляет 55–60 см, вес – до 2 кг. Крылья длинные, острые, хвост короткий и узкий. Скопа занесена в Красную книгу.
Дрофа – эта птица обитает на открытых пространствах степей, пустынь и полупустынь. Это большая и сильная птица, очень похожая на домашнюю индейку. Ее вес доходит до 19 кг.
Сокол – сапсан: слово “сапсан” пришло к нам из калмыцкого языка. Правильное название – настоящий сокол. Длина тела доходит до 50 см, размах крыльев – 85–120 см. Сапсаны выделяются черными усами и надбровьями.
8. Постановка домашнего задания.
9. Итог урока.
Фронтальная беседа с классом по вопросам:
- На какие понятия и определения мы с вами решали упражнения?
- Про какие достопримечательности Астраханского края мы с вами говорили?
- Что нового вы сегодня узнали?
В течение всего урока комментируются и оцениваются ответы учащихся. На протяжении всего урока предлагаются индивидуальные карточки-задания для детей успевающих решать основные упражнения.
10. Резервные упражнения “Составь пример”.
По таблице “Код” составить слова из 4–5 букв, заменить их числами, составить примеры на сложение и решить их.