Цели:
- систематизировать знания детей о родной стране, о своём городе;
- познакомить с флагом, гербом России и Кузбасса;
- способствовать воспитанию чувства патриотизма.
Оборудование:
- иллюстрации с изображением животных России, Кузбасса;
- карта России и Кузбасса.
ХОД УРОКА
I. Организационный момент.
II. Повторение изученного материала.
III. Новая тема.
Вводная беседа
Учитель рассказывает о городе и стране, где мы живём.
На доске:
Наша страна –
Наш город –
Учитель: Прочитайте, что написано на доске и назовите тему сегодняшнего урока.
Ученики: Наша страна, наш город.
Беседа о нашей стране
Учитель: Как называется страна, в которой мы живём?
Ученики: Россия.
Учитель записывает на доске: Наша страна – Россия.
Учитель: Как называется столица нашей страны, и что вы знаете о нашей стране? (Ответы детей)
Учитель: Послушайте рассказ, который я прочитаю, и скажите, как по-другому автор рассказа (К. Ушинский) называет нашу страну – Россию:
“Наше Отечество, наша Родина – матушка Россия. Отечеством мы зовём Россию, потому что в ней жили испокон веку отцы и деды наши. Родиной мы зовём её потому, что в ней мы родились, в ней говорят родным нам языком и всё в ней для нас родное, а матерью – потому, что она вскормила нас своим хлебом, вспоила своими водами, выучила своему языку, как мать защищает и бережет нас от всяких врагов… Много есть на свете, и кроме России, всяких хороших государств и земель, но одна у человека родная мать – одна у него и родина”.
Учитель: Какие же другие имена есть у нашей страны?
Ученики: Отечество. Родина. Матушка.
На доске: карта России
Учитель: Посмотрите в учебник (стр. 36, 37). Как велика наша Родина! Это самая большая страна от Северного Ледовитого океана до Чёрного моря, от Балтийского моря, до Тихого Океана. Мы все россияне! Мы – это русские, татары, башкиры, карелы, коми, удмурты, марийцы и другие. Всего 128 разных народов. У каждого государства есть свои символы, присущие только ему. Кто знает как выглядит Государственный флаг и герб Современной России? (Ответы учеников)
Учитель вывешивает иллюстрации на доске.
IV. Физкультминутка:
Руки подняли и помахали
Это деревья в лесу.
Локти согнули, кисти встряхнули
Ветер сбивает росу.
Плавно руками помашем
Это к нам птицы летят
Как они сядут – покажем:
Руки сложили назад.
Беседа о нашем крае, городе
Учитель: Как называется наш город, где мы живём?
Ученики: Кемерово.
Учитель записывает на доске: Наш город – Кемерово.
Учитель: Кемерово является столицей Кузбасса.
Учитель: Что вы знаете о Кузбассе? (Ответы детей)
Учитель вывешивает на доске карту Кузбасса, с иллюстрациями растений и животных, а также полезных ископаемых.
Учитель: А давайте поиграем: я буду задавать вопросы, а тот, кто знает ответ, будет выходить к доске и показывать его на картинке.
Викторина
1. Листья какого растения помогут остановить кровь? (Подорожник.)
2. Листья этого растения с одной стороны мягкие и пушистые, а с другой стороны гладкие. Их заваривают при кашле. (Мать-и-мачеха.)
3. Какие съедобные грибы мы собираем в наших лесах? (Белые, подосиновики, подберезовики, маслята, сыроежки, опята, лисички и т. д.)
4. Этот гриб не любят мухи, но лоси и коровы едят его как лекарство. (Мухомор.)
5. Кто в лесу всю зиму спит? (Медведь, еж, барсук.)
6. О ком идет речь?
а) рыжая – серая (белка);
б) белый – серый (заяц).
7. Зачем белке длинный и пушистый хвост? (Хвост помогает при прыжках с ветки на ветку и с дерева на дерево, зимой в гнезде спасает от холода.)
8. Каких перелетных птиц вы знаете? (Скворец, грач, ласточка и т. д.)
9. Каких птиц называют “зимними гостями”? (Синица, снегирь, свиристель.)
10. Назовите зимующих птиц. (Воробей, ворона, галка, голубь.)
11. Какая птица прилетает весной самая первая? (Грач.)
12. Загадки:
Кто в беретке ярко-красной,
В черной курточке атласной?
На меня он не глядит,
Все стучит, стучит, стучит. (Дятел.)
Гнездо свое он в поле вьет,
Где плещутся растения.
Его и песни, и полет
Вошли в стихотворения. (Жаворонок.)
Угадайте, что за птица
Света яркого боится?
Клюв крючком, глаза пятачком,
Ушастая голова. Кто это? (Сова.)
Учитель: Вот мы с вами и увидели какие растения, животные и птицы находятся на территории нашего края. Кто мне ответит, что добывают у нас в Кузбассе?
Ученики: У нас в Кузбассе добывают уголь.
Далее учитель знакомит детей и с другими полезными ископаемыми, которые добываются на территории Кузбасса, показывая их на карте (железная руда, марганцевая руда, алюминиевая руда, золото, огнеупорная глина, халцедон, гранит и др.)
Учитель: Также как и у нашей страны, у нашего края и у нашего города есть свой герб.
Учитель вывешивает иллюстрации гербов на доске (герб города Кемерово и герб Кузбасса).
V. Итог урока.
- Как называется наша страна?
- Назовите столицу России?
- Как называется наш родной город?
- Чем славится наш Кузбасс?
VI. Домашнее задание.
Выполнить рисунки (по выбору):
- герб города Кемерово;
- герб Кузбасса.
или найти пословицы и поговорки о Родине.