Урок окружающего мира по программе А.А. Плешакова. 1-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 1


Цели:

  • систематизировать знания детей о родной стране, о своём городе;
  • познакомить с флагом, гербом России и Кузбасса;
  • способствовать воспитанию чувства патриотизма.

Оборудование:

  • иллюстрации с изображением животных России, Кузбасса;
  • карта России и Кузбасса.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент.

II. Повторение изученного материала.

III. Новая тема.

Вводная беседа

Учитель рассказывает о городе и стране, где мы живём.

На доске:

Наша страна –

Наш город –

Учитель: Прочитайте, что написано на доске и назовите тему сегодняшнего урока.

Ученики: Наша страна, наш город.

Беседа о нашей стране

Учитель: Как называется страна, в которой мы живём?

Ученики: Россия.

Учитель записывает на доске: Наша страна – Россия.

Учитель: Как называется столица нашей страны, и что вы знаете о нашей стране? (Ответы детей)

Учитель: Послушайте рассказ, который я прочитаю, и скажите, как по-другому автор рассказа (К. Ушинский) называет нашу страну – Россию:

“Наше Отечество, наша Родина – матушка Россия. Отечеством мы зовём Россию, потому что в ней жили испокон веку отцы и деды наши. Родиной мы зовём её потому, что в ней мы родились, в ней говорят родным нам языком и всё в ней для нас родное, а матерью – потому, что она вскормила нас своим хлебом, вспоила своими водами, выучила своему языку, как мать защищает и бережет нас от всяких врагов… Много есть на свете, и кроме России, всяких хороших государств и земель, но одна у человека родная мать – одна у него и родина”.

Учитель: Какие же другие имена есть у нашей страны?

Ученики: Отечество. Родина. Матушка.

На доске: карта России

Учитель: Посмотрите в учебник (стр. 36, 37). Как велика наша Родина! Это самая большая страна от Северного Ледовитого океана до Чёрного моря, от Балтийского моря, до Тихого Океана. Мы все россияне! Мы – это русские, татары, башкиры, карелы, коми, удмурты, марийцы и другие. Всего 128 разных народов. У каждого государства есть свои символы, присущие только ему. Кто знает как выглядит Государственный флаг и герб Современной России? (Ответы учеников)

Учитель вывешивает иллюстрации на доске.

IV. Физкультминутка:

Руки подняли и помахали
Это деревья в лесу.
Локти согнули, кисти встряхнули
Ветер сбивает росу.
Плавно руками помашем
Это к нам птицы летят
Как они сядут – покажем:
Руки сложили назад.

Беседа о нашем крае, городе

Учитель: Как называется наш город, где мы живём?

Ученики: Кемерово.

Учитель записывает на доске: Наш город – Кемерово.

Учитель: Кемерово является столицей Кузбасса.

Учитель: Что вы знаете о Кузбассе? (Ответы детей)

Учитель вывешивает на доске карту Кузбасса, с иллюстрациями растений и животных, а также полезных ископаемых.

Учитель: А давайте поиграем: я буду задавать вопросы, а тот, кто знает ответ, будет выходить к доске и показывать его на картинке.

Викторина

1. Листья какого растения помогут остановить кровь? (Подорожник.)

2. Листья этого растения с одной стороны мягкие и пушистые, а с другой стороны гладкие. Их заваривают при кашле. (Мать-и-мачеха.)

3. Какие съедобные грибы мы собираем в наших лесах? (Белые, подосиновики, подберезовики, маслята, сыроежки, опята, лисички и т. д.)

4. Этот гриб не любят мухи, но лоси и коровы едят его как лекарство. (Мухомор.)

5. Кто в лесу всю зиму спит? (Медведь, еж, барсук.)

6. О ком идет речь?

а) рыжая – серая (белка);
б) белый – серый (заяц).

7. Зачем белке длинный и пушистый хвост? (Хвост помогает при прыжках с ветки на ветку и с дерева на дерево, зимой в гнезде спасает от холода.)

8. Каких перелетных птиц вы знаете? (Скворец, грач, ласточка и т. д.)

9. Каких птиц называют “зимними гостями”? (Синица, снегирь, свиристель.)

10. Назовите зимующих птиц. (Воробей, ворона, галка, голубь.)

11. Какая птица прилетает весной самая первая? (Грач.)

12. Загадки:

Кто в беретке ярко-красной,
В черной курточке атласной?
На меня он не глядит,
Все стучит, стучит, стучит. (Дятел.)

Гнездо свое он в поле вьет,
Где плещутся растения.
Его и песни, и полет
Вошли в стихотворения. (Жаворонок.)

Угадайте, что за птица
Света яркого боится?
Клюв крючком, глаза пятачком,
Ушастая голова. Кто это? (Сова.)

Учитель: Вот мы с вами и увидели какие растения, животные и птицы находятся на территории нашего края. Кто мне ответит, что добывают у нас в Кузбассе?

Ученики: У нас в Кузбассе добывают уголь.

Далее учитель знакомит детей и с другими полезными ископаемыми, которые добываются на территории Кузбасса, показывая их на карте (железная руда, марганцевая руда, алюминиевая руда, золото, огнеупорная глина, халцедон, гранит и др.)

Учитель: Также как и у нашей страны, у нашего края и у нашего города есть свой герб.

Учитель вывешивает иллюстрации гербов на доске (герб города Кемерово и герб Кузбасса).

V. Итог урока.

  1. Как называется наша страна?
  2. Назовите столицу России?
  3. Как называется наш родной город?
  4. Чем славится наш Кузбасс?

VI. Домашнее задание.

Выполнить рисунки (по выбору):

  • герб города Кемерово;
  • герб Кузбасса.

или найти пословицы и поговорки о Родине.