Цели.
- Рассмотреть зависимость размеров и расположения изображения предмета в собирающей линзе от положения предмета относительно линзы.
- Научиться делать построение изображений, даваемых линзой.
Оборудование: компьютер, интерактивная доска или экран с проектором.
Ход урока
1. Фронтальный опрос по материалу домашнего задания:
- Что называют линзой?
- Какая линза называется тонкой?
- Виды линз?
- Что называют оптическим центром линзы?
- Основные характеристики линзы (линейное увеличение, фокусное расстояние, оптическая сила линзы)?
- Какие лучи используют для построения изображений в тонких линзах (“три волшебных луча”)?
Правильные ответы выводятся на экран (см. Приложение, слайды 4, 5, 7, 8)
2. Новый материал:
Учащимся предлагается построить изображение точки А, лежащей на главной оптической оси, используя те лучи, ход которых после преломления известен (см. Приложение, слайд 6)
При использовании интерактивной доски, один из учащихся работает у доски, остальные учащиеся работают в тетрадях самостоятельно. Затем правильный рисунок выводится на экран и осуществляется самопроверка с обсуждением хода решения.
Рассмотрим изображения, получаемые с помощью тонкой собирающей линзы. Результаты занесем в таблицу.
При использовании интерактивной доски, один из учащихся рассматривает данный случай на доске, затем осуществляется проверка.
Таблица 1
Расстояние от предмета до линзы | Построение изображения | Расстояние от линзы до изображения | Характеристики изображения | Применение. | |
1. | d > 2F | Рис.1 |
F < f < 2F | Перевернутое, уменьшенное, действительное. | Фотоаппарат. |
Проверка: (см. Приложение, слайд 14) | |||||
2. | F < d < 2F |
Рис. 2 |
f > 2F | Перевернутое, увеличенное, действительное. | Проекционный аппарат, кинопроектор. |
Проверка: (см. Приложение, слайд 12) | |||||
3. | d < F |
Рис. 3 |
f > F | Прямое, увеличенное, мнимое. | Лупа, микроскоп. |
Проверка: (см. Приложение, слайд 10) |
Так же можно рассмотреть случаи, когда предмет находится в главном фокусе и в двойном фокусе линзы. (см. Приложение, слайды 11, 13).
3. Дополнительное задание
Построить изображение произвольного предмета в тонкой собирающей линзе (см. Приложение, слайд 15).
4. Домашнее задание
Построить изображение предмета АВ, если он расположен перпендикулярно главной оптической оси, между фокусом и двойным фокусом, причем, точка А лежит выше главной оптической оси, а точка В – ниже главной оптической оси.