Цель: дать понятие “Дом”, “Родина”, “Отечество”.
Задачи:
- привить любовь к ближнему, семье, уважение к старшим, сверстникам, к родному дому, Родине;
- воспитание чувства патриотизма.
Оборудование: мультимедийная аппаратура: фильм с природой России и г. Когалыма, семейные фотографии, рисунки и сочинения учащихся, фильм и слайды со словами.
1. Организационный момент: проверка готовности класса к уроку.
2. Песня в исполнении Георга Отса “С чего начинается Родина?”.
(На фоне песни на доске появляются картины природы и слова песни (фильм):
С чего начинается Родина?
С картинки в твоём букваре.
С хороших и верных товарищей,
Живущих в соседнем дворе.
А может она начинается…
С той песни, что пела нам мать.
С того, что в любых испытаниях
У нас никому не отнять.
Учитель: Ребята, понравилась вам эта песня? О чём она?
Дети: О Родине, о маме, о товарищах, о доме …
Учитель: Почему после уроков вы так спешите домой?
Дети: Потому что мы любим свой дом, свою семью.
У: (слайд, презентация) Родина, родной дом – это исток, начало начал. У каждого он свой. Родной дом – это и детство в нём, и сказки, и домовой, что незримо охраняет очаг.
Когда строят дом?
Д: Дом строят, когда надо где-то жить.
Дом строят, когда создаётся семья.
У: Назовите слова, которые помогают нам представить слово ДОМ.
Д: (слайд) Дом – изба – квартира – жилище.
У: А изначально дом – жилище, изба. В древнем русском языке слово (слайд) ИСТБА означало “БАНЯ, ТЁПЛОЕ ПОМЕЩЕНИЕ”. Знаменитые лингвисты, составители словарей Даль Владимир Иванович, Ожегов Сергей Иванович и Репкин Владимир Владимирович трактуют эти слова так: (читаю со словарей):
ИЗБА – деревянный крестьянский дом;
Сравните слова (слайд) ИСТОПИТЬ, ТОПИТЬ, ТЕПЛО .
ИСТОПИТЬ – топкой нагреть, закончить топить;
ТОПИТЬ – поддерживать огонь в очаге, в печи;
ТЕПЛО – нагретое, тёплое состояние чего- нибудь, помещения; тёплое, нагретое место, помещение; сердечное, доброе отношение между людьми. А теперь отгадайте ребус: cемь я. Кто в доме живёт?
Д: Семья.
У: Что означает слово семья? Почему именно число 7?
Д: Мама, папа, дедушка, бабушка, дети. Все родственники.
У: Правильно. Раньше люди жили своей большой семьей: дедушка, бабушка, отец, мать и трое детей. Их было сколько человек? 7.
Даль Владимир Иванович утверждает, что СЕМЬЯ – это группа живущих вместе близких родственников. Этот год, (слайд) 2008 назван Годом семьи .
Свой классный час мы посвящаем теме: (слайд) “ МОЙ ДОМ, МОЯ СЕМЬЯ….”
Ребята, тепло в родном доме бывает от отопления, от печи или ещё от чего?
Дети: Тепло в доме бывает от хороших отношений в семье, от дружбы, от любви.
Учитель: А дружба в семье в чём заключается?
Дети: Это взаимопонимание, совместные игры.
Учитель: Я знаю семьи, в которых очень любят играть вместе. Это семьи: Байцеровы, Григорьевы, Колесник, Сабуровы, Усатый – в шахматы, шашки, домино, нарды.
Чтобы наша большая семья стала ещё сплочённее, мы проведём сегодня игру “Счастливый случай” между двумя командами, в составе которых родители и дети. Её можно проводить и дома.
Именно счастливый случай свёл нас сегодня вместе, чтобы ещё раз подумать, поразмышлять о наших дружных домашних и школьных семьях. Да, да, вы не ослышались. Я сказала школьные семьи. А разве в школе наш класс – это не семья?
Д: Семья. Потому что, мы пол дня бываем в школе, в своём классе, в одной дружной семье, а наша мама – это ВЫ, наша учительница.
У: Команды, прошу представиться. В каждой команде по 7 человек и один капитан.
Идёт представление команд:
- Команда “Почемучка” – девиз “Хотим всё знать”;
- команда “Всёзнайка” – девиз “Книга – наш лучший друг, без неё, как без рук”.
- Капитан и члены команды сидят за столом.
ГЕЙМ 1. “Разминка”
(Даётся 1 минута, за это время нужно как можно больше ответить на максимальное количество вопросов. За каждый правильный ответ – 1 очко.)
ВОПРОСЫ КОМАНДЕ 1.
1. Жилище Бабы Яги? (Избушка на курьих ножках)
2. Второе название скатерти? (Самобранка)
3. Кто из обитателей болот стал женой царевича? (Лягушка)
4. Аппарат, на котором Баба Яга совершает полёт? (Ступа)
5. Что потеряла Золушка? (Хрустальную туфельку.
6. Кого маленькая разбойница дала в помощь Герде? (Оленя)
7. Что попало Каю в глаз? (Осколок зеркала)
8. Какие цветы собирала падчерица в сказке “Двенадцать месяцев”? (Подснежник)
9. Лиса – спутница кота Базилио? (Алиса)
10.Крокодил, друг Чебурашки? (Гена)
11.Сколько желаний старика исполнила золотая рыбка? (Три)
12.Кем тебе доводится жена твоего отца? (Мать)
13. Медведь, обучающий Маугли Закону Джунглей? (Балу)
14. Какого цвета волосы у Мальвины? (Голубого)
15. Кто похитил Дюймовочку? (Жаба).
ВОПРОСЫ 2 КОМАНДЕ:
1. Какой волшебный предмет был у Аладдина? (Лампа)
2. Кто попал в Зазеркалье? (Алиса)
3. Царь из сказки А.С.Пушкина? (Салтан или Дадон)
4. Крыса у старухи Шапокляк? (Лариска)
5. Самый умный коротышка Цветочного города? (Знайка)
6. Кто спас Дюймовочку от крота? (Ласточка)
7. Кто потерял хрустальную туфельку? (Золушка)
8. Пантера, друг Маугли? (Багира)
9. Кем является муж твоей мамы? (Отцом).
10. На чём спала сказочная принцесса? (На горошине )
11. В чём заключалась смерть Кощея? (В игле)
12. Маленький человек с пропеллером на спине? (Карлсон)
13. Помещение, где учатся школьники? (Школа, класс)
14. В какое время года люди загорают? (Летом).
15. Как зовут няню А.С.Пушкина? (Арина Радионовна)
ГЕЙМ 2. “Ты мне, я – тебе”
(Команды задают друг другу вопросы, подготовленные дома)
ВОПРОСЫ КОМАНДЕ 1:
1. От кого убежала посуда? (От Федоры)
2. В какой сказке людоед превращается в мышку и кот её съедает? (“Кот в сапогах”)
3. Из чего солдат варил кашу? (Из топора)
4. Кто написал рассказ “Живая шляпа”? (Николай Носов)
5. Кто спас Муху – цокотуху? (Комар)
6. Кем доводится тебе мама твоей мамы ?
ВОПРОСЫ КОМАНДЕ 2:
1. Назовите имена трёх поросят из сказки “Три поросёнка”. (Ниф-ниф, Наф-наф, Нуф-нуф)
2. Героиня какой сказки проснулась от поцелуя принца? (Спящая красавица)
3. Почтальон из деревни Простоквашино? (Печкин)
4. За кого хотели выдать Дюймовочку замуж? (За крота)
5. Как звали девочку, которую медведь тащил в коробе? (Маша)
6. Кем доводится тебе папа твоего папы, папа твоего дедушки? (Дедушка, прадедушка)
Учитель: Ребята, вот откуда идут наши корни.
А теперь, пока жюри подводит итог, сделаем музыкальную паузу. Белоусов Даниил споёт нам песню, посвященную дедушке, который в семье является самым главным.
Жюри подводит итог и называет номинации:
- команда “ Почемучка” – самая смекалистая;
- команда “ Всёзнайка” – самая весёлая.
Учитель: Представьте, что мы с вами большая дружная семья. Чтобы в нашем доме было хорошо, давайте соберём то, что нам для этого необходимо? Мне нужна в семье ЛЮБОВЬ.
А вам?
Дети (слайд): ДОБРОТА, ПОНИМАНИЕ, УЮТ, ЗАБОТА, УВАЖЕНИЕ.
(Учитель размещает на доске “брёвна”, на которых написаны слова. В результате выстроен “ДОМ”. На крыше написано слово ТЕПЛО.)
Учитель: Вот мы построили ДОМ, в котором тепло. (Cлайд)
Соберите в ладони своё т е п л о.
Пусть его будет м н о г о.
Почувствуйте э т о т е п л о.
Поделитесь своим теплом друг с другом.
Учитель: К слову ДОМ придумайте прилагательные.
Дети: (слайд) Надёжный, любимый, красивый, уютный, тёплый.
Учитель: А теперь придумайте глаголы.
Дети: (слайд) Охраняет, оберегает, защищает, обогревает, любит.
В доме уютно, а это самое главное.
Учитель: Так что же такое дом ?
Дети: (слайд) ДОМ – это вся твоя жизнь и радость, воспоминания….
Учитель: И само слово “РОДИНА” начинается здесь, в доме. Всё от этого корня, от дома отца. Береги свой дом! (Cлайд)
Послушайте песню “ РАДОСТЬ МОЯ”.
(Под музыку учитель и дети собираются в круг, соединяя руки на плече друг друга)
Учитель: Спасибо всем за участие!
Музыкальные приложения находятся у автора статьи.