Изучение техник и приемов совершенствования произносительных навыков является очень актуальным, так как фонетическая правильность речи – одно из главных условий пользования иностранным языком как средством коммуникации. Полноценная речь на иностранном языке немыслима без отработанного до автоматизма произношения, которое позволяет говорящему не задумываться о том, как артикулировать отдельный звук.
Из-за неправильного произношения учащиеся с трудом понимают друг друга. Неправильное произношение, в свою очередь, ведёт к неграмотному письму. К тому же, боязнь быть осмеянным одноклассниками из-за неправильного произнесённого слова или фразы снижают мотивацию к коммуникации на уроке и, как следствие, теряется интерес к изучению предмета.
В настоящее время методисты считают, что работа над совершенствованием произношения должна проводиться в течение всего срока обучения, хотя роль этой работы и ее характер меняются на различных этапах.
Задача среднего этапа обучения состоит в поддержании приобретенных навыков произношения. Естественно, что содержание речи усложняется, и это поглощает основное внимание учащихся, а произношение упускается из виду. Становится более заметным влияние родного языка.
Возраст 12–13 лет – это начало подросткового возраста, переходного от детства к взрослости, наиболее сложного и ответственного периода возрастного развития школьников. В этот период особенно интенсивно формируется интеллект, самосознание, обостряется любознательность, расширяется кругозор и опыт.
Младшие подростки уже умеют организовывать и контролировать свои действия, однако их внимание отличается противоречивостью: с одной стороны, у них формируется устойчивое произвольное внимание, а с другой – бурная активность и импульсивность подростка часто приводят к неустойчивости внимания, его частой отвлекаемости. Активная познавательная деятельность, интересные виды занятий – вот что делает урок интересным для этих детей, способствует организации их внимания и восприятия.
Основная психологическая потребность учащихся этого возраста - общение, что создает благоприятные условия для формирования таких приемов и форм работы, которые бы удовлетворяли потребность школьников в общении и помогали усваивать правила и нормы вербального и невербального поведения.
Для совершенствования произносительных навыков мною были опробованы следующие техники:
- Применение пословиц и поговорок.
- Рифмованные стихи.
- Мультимедийные обучающие программы.
- Видео ресурсы.
- Использование песенного материала на уроках.
Использование песенного материала на уроках, а точнее, джазовых чантов, на мой взгляд, является наиболее оптимальным средством совершенствования навыков произношения. Джаз – это оркестровая музыка, возникшая в результате переноса негритянской вокальной музыки и негритянского ритма в инструментальную сферу. Джазовые чанты – это ритмическое выражение коротких разговоров, связанных с определенными ситуациями. Джазовый чант – это нечто среднее между песней и стихотворением. Ему присущи особые характеристики:
- ритм и бит, темп, ударение;
- простота музыкального сопровождения;
- динамичность.
Работа с чантами положительно эмоционально окрашена, что содействует усвоению материала. Чанты – это прекрасный материал для отработки ритма, интонации иноязычной речи, совершенствования произношения. В них лучше усваиваются и активизируются грамматические конструкции. Джазовые чанты способствуют развитию музыкального слуха. Установлено, что музыкальный слух, слуховое внимание и слуховой контроль находится в тесной взаимосвязи с развитием артикуляционного аппарата. Разучивание и исполнение коротких, несложных по мелодическому рисунку чантов частыми повторами позволяет закрепить правильную артикуляцию и произнесение звуков, особенности ритма и т.д. К тому же им присуща коммуникативная функция – передача содержания адресату. Выбором определенных темпа и ритма джазовые чанты могут выражать разные эмоции, ритм, ударение и интонации разговорного английского и выражают чувства и намерения говорящего. Использование джазовых чантов позволяет решить проблему многократного повторения высказывания по одной модели или восприятия одного и того же слова. Многократное воспроизведение не воспринимается как искусственное. В зависимости от методической задачи я использую джазовые чанты на любом этапе урока: для фонетической зарядки – в начале урока, на этапе введения, первичного закрепления, а также тренировки лексического и грамматического материала, как средство релаксации в середине или в конце урока, когда необходима разрядка, снимающая напряжение и восстанавливающая работоспособность учащихся.
Этапы работы с чантом
- Установка на первое восприятие. Объяснение ситуации, которую представляет чант.
- Первое музыкальное предъявление чанта.
- Предъявление печатного текста с отработкой каждой линии чанта, заостряя внимание на трудных звуках или новых грамматических структурах.
- Проверка понимания содержания (дословный перевод)
- Фонетическая отработка чанта с использованием ритма (хлопками, притопыванием и т.д.).
- Повторное прослушивание с опорой на текст.
- Разделение класса на две или три группы для разыгрывания диалога чанта.
На последующих уроках достаточно несколько раз повторить чант, чтобы слова запомнились прочно и надолго. В результате не только улучшается произносительные навыки учащихся, но и закрепляются необходимые для речи словосочетания и грамматические структуры, совершенствуются интонационные навыки.
Использование джазовых чантов на уроке способствует улучшению иноязычного произношения, благодаря музыке создается благоприятный психологический климат, снижается психологическая нагрузка, активизируется языковая деятельность, повышается эмоциональный тонус, поддерживается интерес к изучению английского языка. В них лучше усваиваются и активизируются грамматические конструкции. Джазовые чанты стимулируют монологические и диалогические высказывания, способствуют развитию подготовленной и неподготовленной речи. Джазовые чанты помогают учащимся уловить разницу между разговорной речью, в которой присутствует сокращение, пропуск звуков, употребление кратких форм, и письменной речью, они не отнимают много времени на уроке и могут использоваться на любом его этапе. Помимо этого джазовые чанты помогают совершенствовать постановку правильного логического ударения, отработку мелодии и интонации, в условиях современной школы считающейся невыполнимой задачей. Они не отнимают много времени на уроке, так как органично вписаны в процесс обучения в целом.