Задачи:
- уметь громко, чётко, последовательно рассказывать о птицах;
- воспитывать любовь и чувство сострадания к зимующим птицам;
- формировать умение образовывать глаголы приставочным способом.
Словарная работа: внедрение в активный словарь детей слов типа: красногрудый, желтогрудая, остроклювый, перелетел, облетел, бойкая, выносливый, оперение, крупный, продолговатый, подхвостье, всеядная, неприхотливые.
Словосочетания: выстукивает деревья, жестокие морозы, алая грудка, лесное радио, лесная газета, ярко-жёлтое оперение, желтовато-зелёного цвета, серо-голубые крылья, иссиня-чёрная, острые глаза.
Предварительная работа:
- чтение фрагментов рассказов Г. Скребицкого и Н. Сладкова, Т. Шорыгиной о птицах, чтение стихов В. Звягиной, Е.Благининой, А. Яшина;
- загадывание загадок о зимующих птицах, выделение характерных особенностей повадок и внешнего вила птиц;
- имитация птичьих движений;
- работа с карточками-схемами по глагольному словообразованию;
- повторение предлогов (на. под, с, из. из-под, около);
- словообразование прилагательных (красногрудый,...);
- согласование существительных с числительными в ед. числе.
Оборудование:
- картинки с изображением птиц;
- карточки-схемы;
- спортивный инвентарь (тоннель, дуги, лавка);
- магнитофон;
- стрелка-указатель для игры "Клуб знатоков";
- рисунок кормушки и фломастеры.
ХОД ЗАНЯТИЯ
1. Организационный момент.
Дети сидят полукругом. Перед ними стол. На столе, накрытая скатерть стоит стрелка указатель с разложенными вокруг неё конвертами, в которых находятся картинки с изображениями птиц. Логопед читает стихотворение Е. Благининой "Морозы”.
Морозы жестокие в этом году...
Тревожно за яблоньку в нашем саду,
Тревожно за Жучку: в её конуре
Такой же морозище, как на дворе.
Но больше всего беспокойно за птиц.
Ведь очень голодно в воздухе им.
Поможем ли мы беззащитным таким
Поможем! Их надо кормить.
И тогда им будет легко пережить холода.
Логопед: Сегодня, ребята, разговор пойдёт о птицах. Как называются птицы, которые не улетают в тёплые края, а остаются рядом с нами?
Дети: - Зимующие птицы.
Л.: Каких вы знаете зимующих птиц?
Д.: Ворона, сорока, воробей, галка, синица, дятел, сова, поползень.
Л.: А есть ещё птицы, которые называются пролётные. Какие это птицы?
Д.: Снегирь, свиристель, клёст.
Л.: Почему зимующие птицы не страшатся морозов?
Д.: Эти птицы выносливые, неприхотливые, питаются семенами, ягодами. рябины и тем, что дадут люди.
Л.: Хорошо ребята, вы хорошо отвечали, и я думаю, что в игре "Знатоки птиц" вы покажете все свои знания о птицах. Приглашаю вас в Клуб "Знатоков птиц".
Логопед снимет покрывало со стола. На столе стрелка – указатель и вокруг разложено 6 конвертов. Первый ребёнок крутит стрелку, которая указывает на какой-либо конверт.
Л.: В этом конверте лежит загадка о птице.
"Спинкою зеленовата,
Животиком желтовата,
Чёрненькая шапочка
И полоска шарфика".
- Кто это?
Д.: Это синица, (на панно выставляется картинка с изображением синицы).
Л.: Кто расскажет о синице?
Дети по желанию рассказывают о синице рассказ и стихотворение. Далее другой ребёнок крутит стрелку, логопед читает загадку про птиц т.д.
Л.: Молодцы ребята, вы очень много знаете о птицах. Сейчас вам предстоит пройти по следам птиц, чтобы попасть к кормушке. Приготовились?! (Включается магнитофонная запись песни "Что я за птичка?" Все действия дети выполняют под музыку.)
На стойке прикреплена схема для словообразования глагола перелететь. Дети должны понять сами, что им надо сделать и перелететь через препятствие – "сугробы". Сначала "перелетает" один ребёнок, затем гуськом остальные. Вторая стойка – схема облететь. Дети "облетают" змейкой вокруг пней. Третья стойка – схема залететь. Дети "залетают" под навес. Четвёртая стойка – схема подлететь. Дети "подлетают" к кормушке. (Нарисованных кормушек две, расположенные на мольберте с двух сторон.)
Л.: Ребята, вы правильно прошли по птичьим следам, не сбились с пути, пришли прямо к кормушкам. Представляете, как много сил тратят птички зимой. Им обязательно надо подкрепиться. Но кормушки пусты! Чем кормят птиц люди? (Дети отвечают). Давайте наполним кормушки кормом. Вот вам фломастеры – нарисуйте сейчас корм, а когда пойдёте гулять, то обязательно не забудьте взять с собой что-нибудь съестное для птичек.
Дети разбиваются на две группы и рисуют корм в кормушках.
Итог: Читается стихотворение А. Яшина "Покормите птиц зимой!"
Покормите птиц зимой!
Пусть со всех концов
К нам слетятся, как домой,
Стайки на крыльцо.
Не богаты их корма:
Горсть зерна нужна.
Горсть зерна и не страшна
Будет им зима.
Сколько гибнет их – не счесть,
Видеть тяжело.
А ведь в нашем сердце есть
И для птиц тепло.
Разве можно забывать:
Улететь могла,
А остались зимовать
Заодно с людьми.
Приучите птиц в мороз
К своему окну,
Чтоб без песен не пришлось
Нам встречать весну.