Конспект итогового логопедического занятия по развитию речи по теме "Зимующие птицы"

Разделы: Работа с дошкольниками


Задачи:

  • уметь громко, чётко, последовательно рассказывать о птицах;
  • воспитывать любовь и чувство сострадания к зимующим птицам;
  • формировать умение образовывать глаголы приставочным способом.

Словарная работа: внедрение в активный словарь детей слов типа: красногрудый, желтогрудая, остроклювый, перелетел, облетел, бойкая, выносливый, оперение, крупный, продолговатый, подхвостье, всеядная, неприхотливые.

Словосочетания: выстукивает деревья, жестокие морозы, алая грудка, лесное радио, лесная газета, ярко-жёлтое оперение, желтовато-зелёного цвета, серо-голубые крылья, иссиня-чёрная, острые глаза.

Предварительная работа:

  • чтение фрагментов рассказов Г. Скребицкого и Н. Сладкова, Т. Шорыгиной о птицах, чтение стихов В. Звягиной, Е.Благининой, А. Яшина;
  • загадывание загадок о зимующих птицах, выделение характерных особенностей повадок и внешнего вила птиц;
  • имитация птичьих движений;
  • работа с карточками-схемами по глагольному словообразованию;
  • повторение предлогов (на. под, с, из. из-под, около);
  • словообразование прилагательных (красногрудый,...);
  • согласование существительных с числительными в ед. числе.

Оборудование:

  • картинки с изображением птиц;
  • карточки-схемы;
  • спортивный инвентарь (тоннель, дуги, лавка);
  • магнитофон;
  • стрелка-указатель для игры "Клуб знатоков";
  • рисунок кормушки и фломастеры.

ХОД ЗАНЯТИЯ

1. Организационный момент.

Дети сидят полукругом. Перед ними стол. На столе, накрытая скатерть стоит стрелка указатель с разложенными вокруг неё конвертами, в которых находятся картинки с изображениями птиц. Логопед читает стихотворение Е. Благининой "Морозы”.

Морозы жестокие в этом году...
Тревожно за яблоньку в нашем саду,
Тревожно за Жучку: в её конуре
Такой же морозище, как на дворе.
Но больше всего беспокойно за птиц.
Ведь очень голодно в воздухе им.
Поможем ли мы беззащитным таким
Поможем! Их надо кормить.
И тогда им будет легко пережить холода.

Логопед: Сегодня, ребята, разговор пойдёт о птицах. Как называются птицы, которые не улетают в тёплые края, а остаются рядом с нами?

Дети: - Зимующие птицы.

Л.: Каких вы знаете зимующих птиц?

Д.: Ворона, сорока, воробей, галка, синица, дятел, сова, поползень.

Л.: А есть ещё птицы, которые называются пролётные. Какие это птицы?

Д.: Снегирь, свиристель, клёст.

Л.: Почему зимующие птицы не страшатся морозов?

Д.: Эти птицы выносливые, неприхотливые, питаются семенами, ягодами. рябины и тем, что дадут люди.

Л.: Хорошо ребята, вы хорошо отвечали, и я думаю, что в игре "Знатоки птиц" вы покажете все свои знания о птицах. Приглашаю вас в Клуб "Знатоков птиц".

Логопед снимет покрывало со стола. На столе стрелка – указатель и вокруг разложено 6 конвертов. Первый ребёнок крутит стрелку, которая указывает на какой-либо конверт.

Л.: В этом конверте лежит загадка о птице.

"Спинкою зеленовата,
Животиком желтовата,
Чёрненькая шапочка
И полоска шарфика".

- Кто это?

Д.: Это синица, (на панно выставляется картинка с изображением синицы).

Л.: Кто расскажет о синице?

Дети по желанию рассказывают о синице рассказ и стихотворение. Далее другой ребёнок крутит стрелку, логопед читает загадку про птиц т.д.

Л.: Молодцы ребята, вы очень много знаете о птицах. Сейчас вам предстоит пройти по следам птиц, чтобы попасть к кормушке. Приготовились?! (Включается магнитофонная запись песни "Что я за птичка?" Все действия дети выполняют под музыку.)

На стойке прикреплена схема для словообразования глагола перелететь. Дети должны понять сами, что им надо сделать и перелететь через препятствие – "сугробы". Сначала "перелетает" один ребёнок, затем гуськом остальные. Вторая стойка – схема облететь. Дети "облетают" змейкой вокруг пней. Третья стойка – схема залететь. Дети "залетают" под навес. Четвёртая стойка – схема подлететь. Дети "подлетают" к кормушке. (Нарисованных кормушек две, расположенные на мольберте с двух сторон.)

Л.: Ребята, вы правильно прошли по птичьим следам, не сбились с пути, пришли прямо к кормушкам. Представляете, как много сил тратят птички зимой. Им обязательно надо подкрепиться. Но кормушки пусты! Чем кормят птиц люди? (Дети отвечают). Давайте наполним кормушки кормом. Вот вам фломастеры – нарисуйте сейчас корм, а когда пойдёте гулять, то обязательно не забудьте взять с собой что-нибудь съестное для птичек.

Дети разбиваются на две группы и рисуют корм в кормушках.

Итог: Читается стихотворение А. Яшина "Покормите птиц зимой!"

Покормите птиц зимой!
Пусть со всех концов
К нам слетятся, как домой,
Стайки на крыльцо.
Не богаты их корма:
Горсть зерна нужна.
Горсть зерна и не страшна
Будет им зима.

Сколько гибнет их – не счесть,
Видеть тяжело.
А ведь в нашем сердце есть
И для птиц тепло.
Разве можно забывать:

Улететь могла,
А остались зимовать
Заодно с людьми.
Приучите птиц в мороз
К своему окну,
Чтоб без песен не пришлось
Нам встречать весну.