В последние годы логопеды и учителя отмечают значительный рост количества детей с недостатками речи. И нередко эта сторона развития остаётся без внимания родителей до школы. Между тем, хорошо развитая речь – непременное условие подготовки к школе. Несформированность речи осложняет обучение письму и чтению, вызывает комплекс трудностей в усвоении программы по различным предметам.
Квалифицированно оценить особенности развития речи ребёнка может специалист, но, а самим родителям необходимо вовремя обратиться за консультацией, а не ждать, что малыш “перерастёт”.
Иногда ребёнок имеет хороший запас слов, грамотно строит предложения, образно рассказывает, читает стихи, но неправильно произносит звуки. Бывает и наоборот, все звуки произносятся идеально, но речь бедна, односложна. Ребёнок с трудом связывает несколько предложений и не может рассказать о содержании трёхминутного мультфильма. Есть нарушения речевого развития, которые проявляются только при письме.
Трудности речи, особенно выявленные у ребёнка 5-6 лет, требуют самого серьёзного внимания и большой работы и со стороны логопеда и со стороны родителей, т.к. они не исчезнут сами собой, и они не зависят от желания или нежелания ребёнка говорить правильно.
Нередко, для того, чтобы улучшить произношение звуков, ребёнка заставляют повторять скороговорки. Это совершенно непосильная задача, которая без предварительной работы, ничего кроме раздражения и огорчения не даёт.
Независимо от количества не верно произносимых звуков, ребёнок должен освоить правильные движения органов артикуляционного аппарата. И в этом очень помогают специальные упражнения, которые полезны и детям со смазанной, нечёткой речью.
Правильное произношение ещё не показатель хорошего речевого развития, есть и ряд других показателей.
Хорошо развитая речь – это, прежде всего, умение выражать свои мысли, представления, чувства. Ребёнок успешнее всего усваивает язык в тот момент, когда взрослые слушают его, разговаривают с ним. Очень важно нам, взрослым следить за своей речью. Если ребёнок слышит речь небрежную, нечёткую, чересчур громкую и интонационно резкую, то будет говорить также. Если окружающие говорят чётко, ясно, спокойно малыш будет говорить в соответствии с этими образцами.
Формируя речь, не обязательно садиться за стол и вести себя, как на уроке. Повседневное общение – хороший стимул развития речи.
Темой для обсуждения могут быть все происходящие события: поездка на дачу, поход в цирк, впечатления от театральной постановки. Чем более разнообразна жизнь ребёнка, тем больше поводов для разговора.
Присоединитесь к своему малышу, когда он смотри телевизор. Старайтесь узнать, что его интересует. Обсудите с ним увиденное. Вы можете задавать вопросы, например:
- Как ты думаешь, что произошло?
- Что происходит с ним сейчас?
- Зачем, по-твоему, он это сделал?
- Как ты считаешь, что будет дальше?
Прочитав книжку, не упускайте возможность вместе рассмотреть картинки, описать всё, что нарисовано, разыграть сказку. Можно выбрать слова с определёнными звуками.
Беседуя с ребёнком, мы имеем возможность подсказать необходимое слово, поправить ударение и произношение. Важно, чтобы такая работа по развитию речи была систематической.
Старайтесь чаще обращать внимание на редко встречающиеся слова, спрашивайте и уточняйте их значение. Словарный запас необходимо пополнять постоянно и можно это делать через игры “Что я вижу”, “Скажи наоборот”, “Большие и маленькие” и многие другие.
Для успешного обучения чтению и письму важно умение различать звуки, выделять их в словах. А научить этому вы можете сами.
Специальные занятия по развитию звукового анализа можно построить следующим образом.
Прежде всего, – и это первый шаг – учим слышать и выделять отдельный звук из ряда гласных а, о, у, э, ы. Вы можете называть звуковую цепочку, а когда ребенок услышит нужный звук, то должен хлопнуть в ладоши или поднять карточку с нужной буквой (кстати, это очень хорошее упражнение на тренировку внимания).
Второй шаг. Выделяем первый ударный гласный в словах, таких как Аня, Оля, Ира, утка.
Третий шаг. Выделяем первый согласный в словах.
На четвёртой ступеньке определяем последний согласный звук.
На пятой ступеньке уточняем, где находится заданный звук: в начале, в середине или в конце слова.
На шестой ступеньке развиваем умение последовательно называть звуки в коротких словах, таких как дом, мак, утка, мост, куст, стол, стул. Постепенно слова становятся сложнее.
Закрепить эти умения можно в звуковых играх:
- придумывание слов с заданным звуком,
- сопоставление слов, различающихся одним звуком,
- объединение отдельных звуков в слоги и в слова.
Если мы вовремя не обратим внимания на речь ребёнка, это может повлечь за собой определённые трудности в учёбе. Например, не различение звуков, в дальнейшем может затруднить изучение орфографии. Неумение пересказать и составить рассказ, могут привести к проблемам в изучении в литературы, биологии, истории, географии, где от ребёнка требуется сформулировать свои мысли.
Пустив всё на самотёк, мы рискуем обеспечить ребёнку плохую успеваемость, стрессы, а можно попробовать походить на занятия к логопеду с дошкольником, чтобы потом не иметь проблемы со школьником.
Если вы уже начали учиться, и учитель порекомендовал обратиться к логопеду, считайте, что такому ребёнку повезло. Специалист обязательно поможет справиться с проблемой, которая свалилась на школьника.
Необходимо сразу для себя уяснить: главное – это интересы ребёнка. Только совместное сотрудничество учителя, логопеда, родителей принесёт положительные результаты в преодолении трудностей, но результат появится не сразу, и радость небольших успехов довольно долго будет чередоваться с новыми огорчениями. Даже то, что получалось уже хорошо, вдруг может серьёзно осложниться.
Неожиданное ухудшение – это сигнал изменения состояния ребёнка, что может быть преддверием болезни, показателем сильного утомления. И ни в коем случае, не наказывайте за неудачу, не раздражайтесь, если неудачи повторяются. Вы обязательно добьётесь положительного результата, если наберётесь терпения.
Напоследок, я ещё раз хочу призвать Вас дорогие учителя и уважаемые родители к сотрудничеству.
Вполне достаточно, если учитель вовремя заметил логопедические ошибки у ученика, а в дальнейшем будет работать в тесном контакте с логопедом.
Уважаемые родители, если Вы ещё думаете, когда пойти на консультацию к логопеду – сделайте это в самое ближайшее время. Чем раньше состоится наше знакомство, тем больше пользы оно принесёт ребёнку.