Цели:
- расширять знания детей о литературном жанре, о баснописцах;
- правильно понимать, оценивать, охарактеризовать, смысл басни, воспитывать любовь к басням;
- развивать речь детей, логическое мышление.
Оборудование: портрет И.А.Крылова с годами жизни; карточки с краткой биографией Эзопа, А.П.Сумарокова, Жана де Лафонтена; тексты басен.
ХОД УРОКА
I. Задание: определить литературный жанр (отрывки).
1. Маленький мальчишка в сером армячишке по дворам шныряет, крохи собирает. (Загадка)
2. Ещё в полях белеет снег, а воды уж весной шумят. (Стихотворение)
3. Что написано пером, того не вырубить топором. (Пословица)
4. Злой тоской удручена, к муравью ползёт она. (Басня)
II. Беседа. Постановка проблемы.
Дети, а каких баснописцев вы знаете? (И.А.Крылов). Назовите басни И.А. Крылова (Дети называют басни: “Стрекоза и Муравей”, “Мартышка и очки”, “Ворона и лисица” и др.). А ешё каких баснописцев вы знаете? (Дети затрудняются).
Побуждение к проблеме, название темы: “Баснописцы”. Предлагается басня для обсуждения “Ворона и лисица”.
Работа с карточками по группам.
Дети делятся на пять групп.
№1. Карточка: краткая биография Эзопа, басня “Ворон и Лисица”.
№2. Карточка: краткая биография Жана де Лафонтена, басня “Ворон и лисица”.
№3. Карточка: краткая биография А.П.Суморокова, басня “Ворона и лисица”.
№4. Повторение № 1.
№5. Повторение № 2.
Каждой группе даётся по 10 минут на выполнение заданий.
III. Поиск решения. Каждая группа знакомит детей с краткой биографией баснописца, читает басню, выносит на обсуждение класса свои выводы по содержанию текста.
1. Обсуждение краткой биографии Эзопа. Диалог “учитель–ученики”, “ученики–учитель” по содержанию басни Эзопа “Ворон и Лисица” (работа с текстом):
а) вместо сыра – кусок мяса. Почему? Люди охотились, основное занятие людей в 6 веке до нашей эры – охота;
б) басня написана в прозе (что такое проза?);
в) автор делает вывод: “Басня уместна против человека”;
г) образ Ворона и Лисицы в басне Эзопа;
д) обсуждение выражений из текста: “стать царём над птицами”, “…и ум был в голове, – ничего бы тебе больше не требовалось, чтобы царствовать”.
2. Обсуждение краткой биографии Жана де Лафонтена. Диалог “учитель–ученики”, “ученики–учитель” по содержанию басни Жан де Лафонтена “Ворон и лисица” (работа с текстом):
а) басня написана не в рифму, сложным языком;
б) в клюве у ворона – сыр. Почему? Изготовляли сыр;
в) вывод в басне делает лис;
г) обсуждение выражений из текста: “благородный ворон”, “Феникс наших дубрав!”.
3. Обсуждение краткой биографии А.П.Суморокова. Диалог по басне А.П.Суморокова “Ворона и Лисица” (работа с текстом):
а) басня по объёму больше, чем басня Эзопа;
б) много старых русских слов (“сыру кус”, “не вспряну”, “уста”, “паче”, “в сию минуту”, “из роту” и т.д.);
в) басня в прочтении – сложная;
г) много сравнений, эпитетов (дети зачитывают сравнения, эпитеты);
д) в названии не ворон, а ворона;
е) нет вывода в басне.
Ученики делают вывод о баснописцах, о басне “Ворона и лисица”.
3. Физкультминутка.
Беседа о И.А.Крылове. Диалог по содержанию басни И.А.Крылова “Ворона и лисица”.
Сценка басни “Ворона и лисица”. (Ученики готовят сценку к уроку)
4. Обсуждение басни И.А.Крылова, её отличие от басен других баснописцев. (“Ворона и лисица”):
а) басня И.А.Крылова читается легко, интересно, написана в рифму;
б) басня начинается моралью – выводом, поучением, где объясняется смысл басни;
в) басня – народная; доступна для детей;
г) образ вороны и лисы в басне И.А.Крылова.
IV. Подведение итогов. Закрепление поставленной темы.
Опрос, вопросы к детям по уроку и их ответы.
1. Назовите баснописцев.
2. Биографии писателей – баснописцев.
3. Басня “Ворон и Лисица”, “Ворона и лисица” (ответы по содержанию).
4. Что нового и интересного узнали на уроке?
Итог урока. Оценка.
Д/з на дом: Чтение басни И.А.Крылова “Ворона и лисица”, нарисовать иллюстрацию к басне.
Оборудование к уроку:
№1. Карточка
а) краткая биография Эзопа, басня “Ворон и Лисица”.
Эзоп – древне-греческий баснописец VI века до нашей эры. Древнейшие басенные сюжеты появились в греческой литературе ёщё в VI–VII веке нашей эры, но окончательное оформление жанра устной басни относили к VI в. до н. э. и приписывали народному мудрецу Эзопу – личности легендарной. Легенды говорят, что Эзоп жил в Древней Греции на острове Самос. Он был рабом, безобразным горбуном. Но, благодаря своему уму, Эзоп добился свободы. Он написал много сборников, тексты их видоизменились и свободно перерабатывались, до нас дошло свыше 100 рукописей.
б) Особенности басни Эзопа.
в) Прочитать вслух “Ворон и Лисица”.
Басня Эзопа “Ворон и Лисица”
Ворон унёс кусок мяса и уселся на дереве. Лисица увидела, и захотелось ей заполучить это мясо. Стала она перед вороном и принялась его расхваливать: уж и велик он, и красив, и мог бы получше других стать царём над птицами, да и стал бы, конечно, будь у него ещё и голос. Ворону и захотелось показать ей, что есть у него голос; выпустил он мясо и закаркал громким голосом. А лисица подбежала, ухватила мясо и говорит: “Эх, ворон. Кабы у тебя ещё и ум был в голове, – ничего бы тебе больше не требовалось, чтобы царствовать”.
№2. Карточка
а) краткая биография Жан де Лафонтена (1621–1695 гг.). Басня “Ворон и лисица”.
Жан де Лафонтен учился в парижской ораторианской семинарии. В 1647 г. в 26 лет отправился в Париж с намерением посвятить себя литературной деятельности. В 1680 г. он издал двенадцать книг Басен и в 1683 г. был избран членом Французской Академии.
Великий французский поэт, баснописец в своей творческой деятельности обращается к басне не сразу, сначала писал героические поэмы, стихи. В XVII веке Жан де Лафонтен пишет развёрнутые, полные жизни, действий, остроумные повествования. Лафонтен в баснях опирается на народную мудрость, стремится передать взгляд простого человека, басни замечательны своим разнообразием.
б) Особенности басни Лафонтена.
в) Прочитать вслух.
“Ворона и лисица”
Дядюшка ворон, сидя на дереве,
Держал в своём клюве сыр.
Дядюшка лис, привлечённый запахом,
Повёл с ним такую речь:
“Добрый день, благородный ворон!
Что за вид у вас! Что за красота!
Право, если ваш голос
Так же ярок, как ваши перья,-
То вы – Феникс наших дубрав!”
Ворону этого показалось мало,
Захотелось ему блеснуть и голосом.
Разинул клюв – и выронил сыр.
Подхватил его лис и молвил: “Сударь,
Запомните: всякий льстец
Кормится от тех, кто его слушает, -
Вот урок вам, а урок стоит сыра”.
И поклялся смущённый ворон (но поздно!),
Что другого ему урока не понадобится.
№3. Карточка
а) краткая биография А.П.Суморокова (1717–1777 гг.).
Александр Петрович Сумороков родился в Москве в известной дворянской семье. До 15 лет обучался и воспитывался дома. В 1732–1740 г. учился в Сухопутном шляхетском корпусе, где начал писать стихи. А.П.Сумороков утвердил в русской поэзии жанр басни. Смело вводит в свои произведения народные выражения, пословицы. “Склад басни должен быть шутлив” – пишет Сумороков. Для баснописца характерна резкость сатирических красок, страстность обличения ненавистных ему пороков.
б) Особенности басни.
в) Прочитать вслух.
“Ворона и Лисица”
И птицы держатся людского ремесла:
Ворона сыру кус когда-то унесла,
И на дуб села. Села,
Да только лишь ёщё ни крошечки не ела.
видела лиса во рту у ней кусок,
И думает она: “Я дам вороне сок:
Хотя туда не вспряну,
Кусочек этот я достану,
Дуб сколько ни высок”.
“Здорово, – говорит лисица, –
Дружок воронушка, названая сестрица:
Прекрасная ты птица;
Какие ноженьки, какой носок,
И можно то сказать тебе без лицемерья,
Что паче всех ты мер, мой светик, хороша;
И попугай ничто перед тобой, душа;
Прекраснее стократ твои павлиньих перья;
Нелестны похвалы приятно нам терпеть.
О если бы ещё умела ты и петь!
Так не было б тебе подобной птицы в мире”.
Ворона горлушко разинула пошире,
Чтоб быти соловьём,
“А сыру, – думает, – и после я поём:
В сию минуту мне здесь дело не о пире”.
Разинула уста
И дождалась поста:
Чуть видит лишь конец Лисицына хвоста.
Хотела петь, не пела;
Хотела есть, не ела:
Причина та тому, что сыру больше нет:
Сыр выпал из роту лисице на обед.