Цели:
- Дать представление о том, что каждая деталь в художественном произведении имеет свой смысл и помогает понять всё произведение.
- Показать, что в центре самого произведения – человек. Научить разбираться в том, как писательница изображает человека, как открывает нам то, что скрыто от глаз: мысли и чувства персонажей, черты их характера.
- Научить детей отыскивать в произведении глубинный смысл – подтекст.
На первом уроке состоялось первичное знакомство с рассказом.
После прочтения рассказа ученики высказывали своё мнение о главном герое, а так же предполагали, каким может быть продолжение рассказа. Суждения учащихся фиксировались на диктофон. Второй урок полностью посвящён анализу рассказа.
Оборудование: диктофон с записью, краски, кисточки, вода в баночке, листы с текстом, карточки с выдержками, видеозарядка (DVD), рабочие тетради.
ХОД УРОКА
1. Организационный момент.
2. Сообщение темы, (а цели дети попробуют поставить сами).
- Сегодня мы будем работать с текстом рассказа В.А.Осеевой “Почему?” Первое знакомство с произведением произошло у нас на прошлом уроке. Но ведь при первичном чтении трудно всё понять, всё осознать. Поэтому настоящие читатели всегда возвращаются к прочитанному. Вот мы и попробуем сегодня сделать маленький шаг к такому настоящему чтению.
Сейчас, я предлагаю вам вернуться к прошлому уроку и послушать ваше мнение о главном герое, а также ваши предположения о чём мог бы быть рассказ с названием “Почему?”
-Давайте попробуем предположить, чему будет посвящён второй урок.
- Какие открытия мы можем сегодня совершить и на какой вопрос ответить?
(Учитель фиксирует на доске цели, которые ставят дети.)
- Прослушав ваши мнения, я поняла, что у нас главный герой получился какой-то непривлекательный. Давайте теперь обратимся к тексту и попробуем понять главного героя: какой он человек, какой у него характер? Заодно посмотрим изменится ли ваше отношение к мальчику.
3. Работа с текстом.
- У каждого из вас на столе лежит отрывок из рассказа, в котором я кое – что изменила. Прочитайте этот отрывок (сильный ученик читает вслух).
- А теперь сравним этот отрывок с текстом из рассказа. Что я изменила или пропустила?
(Изменения фиксируются на доске подготовленными карточками с выдержками из произведения.)
Тихонько сполз заменила на Встал
- Но ведь и так понятно! Попробуйте изобразить как главный герой “встал” со стула (показывает один ученик), а теперь, как он “тихонько сполз” (показывает другой ученик). Есть разница? Какая?
- Какой можно сделать вывод?
(Замена лексического значения слов играет очень важную роль.)
- Далее.
Пропустила слова: колени у меня задрожали, язык заплетался.
- Эти оценочные слова относятся к какой части речи?
- Уместно ли было употребление автором таких характерных глаголов?
(Они помогают оценить состояние мальчика.)
- Молодцы! Давайте дальше.
Не поставила многоточие в предложении “Это… это… Бум!”
- Ну и что подумаешь какие-то точки!
- Почему они важны?
Вот мы и доказали, каким важным в произведении может оказаться всего лишь одно слово.
- В подтверждение этой мысли, я предлагаю вам следующее задание:
перед вами незаполненный кластер, ключевым словом которого является слово ПРИРОДА. Работая с текстом в учебнике, заполним недостающие звенья кластера.
4. Творческая работа. (Дети заполняют.)
- Посмотрите на эту картину. Я предлагаю вам с помощью различных цветов изобразить те ощущения, которые вызывает у вас такое описание природы.
(Дети рисуют. Учитель берёт несколько работ и вывешивает на доске.)
- Ребята, с чем связано такое настроение природы? (C настроением мальчика.)
- Так как вы думаете, что мы изобразили на листе бумаги? (Настроение или душу мальчика.)
- А теперь в учебнике найдите и прочитайте эпизод признания мальчика.
Мама, это я, я разбил чашку! (Читают дети.)
- Обратившись опять к краскам, давайте попробуем предположить, какой теперь стала душа мальчика в этот момент признания.
(Дети рисуют.)
- Давайте сравним. (Первая иллюстрация у детей тёмными цветами, а вторая яркими. Учитель берёт несколько работ и вывешивает на доске.)
Его душа после признания стала гораздо светлее и чище.
- Что живёт в душе мальчика? Отгадав ключевое слово синквейна, мы ответим на этот вопрос.
Синквейн:
1. … .
2. Чистая, беспокойная.
3. Мучает, побуждает, возвышает.
4. Стыд не дым, а глаза ест.
5. Честь.
(Дети отгадывают – совесть.)
- Молодцы! Именно совесть, которая живёт в сердце каждого человека, показывает, как правильно жить и правильно поступать. Каждый человек имеет право на ошибку, главное уметь вовремя найти правильное решение, исправить её.
- Мы обратимся к нашей помощнице, волшебной коробочке, в которую вы уже вкладывали свои волшебные желания, после прочтения рассказа “Цветик- семицветик”. Сейчас, я предлагаю вам на своих волшебных листочках написать поступок, который вам не очень приятно вспоминать и наша волшебная коробочка попытается исправить ситуацию.
5. Итог урока.
- Давайте посмотрим на цели, которые мы с вами поставили в начале урока. Получились ли у нас реализовать цели урока?
Смогли ли мы ответить на самый главный вопрос ПОЧЕМУ?
Сейчас, каждый из вас должен задать себе такой вопрос: “Чему я научился на этом уроке?”
6. Домашнее задание.
- В качестве домашнего задания, я разработала для каждого из вас рабочую тетрадь. В ней, вы дома, заполните страничку, которая называется “Стихи в записную книжку”.
Урок окончен, до свидания!