Тип урока: Урок обобщения и систематизации знаний.
Цель: Повторить и обобщить знания о глаголе, существительном, прилагательном.
Задачи:
- Уточнить представления об особенностях существительного, прилагательного, глагола (вопросы, значение, роль в речи); отрабатывать умения правильного написания орфограмм в данных частях речи; повторить виды разборов.
- Продолжить развивать умение высказывать свои мысли, сопоставлять, анализировать, логически мыслить, развивать орфографическую зоркость.
- Воспитывать доброжелательное отношение друг к другу, уважать мнение других, воспитывать любовь к природе.
Оборудование: Сигнальные круги, карточки с заданиями, три плаката “Части речи” (в виде деревьев).
ХОД УРОКА
I. Организационный момент.
II. Сообщение темы и задачи урока.
Учитель: Весна, весна, кругом живет и дышит…Какое настроение бывает весной? Сегодня, повторяя глагол, мы будем говорить и о весне.
III. Чистописание.
ого его ит
зеленого синего звенит
В весеннюю пору березовая роща звенит от птичьих голосов.
Учитель: Разберите предложение по частям речи и членам предложения, по составу слова – весеннюю.
IV. Словарный диктант.
Чаща, ручьи, резкий, чудесный, шипит, ищут, пастбище, чудо, подъем, прекрасный, прелестный, обещает, робкий, шил, подъезд.
Учитель: На какие группы можно разделить эти слова?
Ученики: На различные части речи. Различные орфограммы.
Учитель: Назовите имена существительные.
Ученики: Чаща, ручьи, пастбище, чудо, подъем, подъезд.
Учитель: Назовите имена прилагательные, глаголы.
Ученики: Прилагательные: резкий, чудесный, прекрасный, прелестный, робкий. Глаголы: шипит, обещает, шил.
Учитель: Какой глагол лишний? Почему?
Ученики: Шил – глагол прошедшего времени.
Учитель: Какие орфограммы вы увидели?
Ученики: Ча–ща, чу–щу, жи–ши, разделительный мягкий знак, парные согласные, непроизносимые согласные, безударные гласные, разделительный твердый знак.
Учитель: Расскажите, что вы знаете о глаголе.
V. На доске текст, в котором пропущены глаголы.
… весна! Кругом еще … снег. А солнце радостно …. … воробьи. … вороны.
… синицы. … звонкие ручьи. … медведь и … из берлоги.
Учитель: Назовите глаголы, которые вы вставили в текст. Прочитайте текст.
Ученик: Пришла весна! Кругом еще лежит снег. А солнце радостно улыбнулось. Зачирикали воробьи. Закаркали вороны. Запищали синицы. Зажурчали звонкие ручьи. Проснулся медведь и вылез из берлоги.
Учитель: Определите время глаголов (по сигнальным кругам).
VI. Карточки: из текста выписать глаголы, определить время глаголов.
Уж тает снег, бегут ручьи,
В окно повеяло весною.
Засвищут скоро соловьи,
И лес оденется листвою.
Учитель: Какую картину вы увидели, прочитав четверостишие? Услышали? Почувствовали?
(Учащиеся делятся впечатлениями)
VII. Игра “Дерево желаний” (использование интерактивных технологий).
Класс делится на три группы. Работа в группах.
1 группа (приложение 1) |
2 группа (приложение 2) |
3 группа (приложение 3) |
|
1-й этап | Обобщение знаний о частях речи | ||
Имя существительное | Имя прилагательное | Глагол | |
2-й этап | Оформляют результаты работы на плакатах-деревьях. | ||
3-й этап | Передают свои деревья следующей группе и, ознакомившись с результатами деятельности двух других групп, получают обратно свои деревья. | ||
4-й этап | Выступления представителей от каждой группы. | ||
5-й этап | Эксперты оценивают
выступления. Рефлексия:
|
VIII. Закрепление о глаголе.
Тест
1. Укажите глагол в настоящем времени:
- Вздыхает
- Жить
- Засвищет
- Хрустел
2. Какое слово может быть разными частями речи?
- Белила
- Покрывали
- Стойка
IX. Итоги урока (рефлексия).
Учитель: Запишите, как работали на уроке.
Р - … радостно.
А - … активно.
Б - … быстро.
О - … ответственно.
Т - … творчески.
А - … аккуратно писали.
Л - … логически мыслили.
И - … интересно.