Урок русского языка в 4-м классе по теме "Повторение знаний о глаголе, полученных в 3-м классе"

Разделы: Начальная школа


Тип урока: Урок обобщения и систематизации знаний.

Цель: Повторить и обобщить знания о глаголе, существительном, прилагательном.

Задачи:

  1. Уточнить представления об особенностях существительного, прилагательного, глагола (вопросы, значение, роль в речи); отрабатывать умения правильного написания орфограмм в данных частях речи; повторить виды разборов.
  2. Продолжить развивать умение высказывать свои мысли, сопоставлять, анализировать, логически мыслить, развивать орфографическую зоркость.
  3. Воспитывать доброжелательное отношение друг к другу, уважать мнение других, воспитывать любовь к природе.

Оборудование: Сигнальные круги, карточки с заданиями, три плаката “Части речи” (в виде деревьев).

ХОД УРОКА

I. Организационный момент.

II. Сообщение темы и задачи урока.

Учитель: Весна, весна, кругом живет и дышит…Какое настроение бывает весной? Сегодня, повторяя глагол, мы будем говорить и о весне.

III. Чистописание.

ого его ит

зеленого синего звенит

В весеннюю пору березовая роща звенит от птичьих голосов.

Учитель: Разберите предложение по частям речи и членам предложения, по составу слова – весеннюю.

IV. Словарный диктант.

Чаща, ручьи, резкий, чудесный, шипит, ищут, пастбище, чудо, подъем, прекрасный, прелестный, обещает, робкий, шил, подъезд.

Учитель: На какие группы можно разделить эти слова?

Ученики: На различные части речи. Различные орфограммы.

Учитель: Назовите имена существительные.

Ученики: Чаща, ручьи, пастбище, чудо, подъем, подъезд.

Учитель: Назовите имена прилагательные, глаголы.

Ученики: Прилагательные: резкий, чудесный, прекрасный, прелестный, робкий. Глаголы: шипит, обещает, шил.

Учитель: Какой глагол лишний? Почему?

Ученики: Шил – глагол прошедшего времени.

Учитель: Какие орфограммы вы увидели?

Ученики: Ча–ща, чу–щу, жи–ши, разделительный мягкий знак, парные согласные, непроизносимые согласные, безударные гласные, разделительный твердый знак.

Учитель: Расскажите, что вы знаете о глаголе.

V. На доске текст, в котором пропущены глаголы.

… весна! Кругом еще … снег. А солнце радостно …. … воробьи. … вороны.

… синицы. … звонкие ручьи. … медведь и … из берлоги.

Учитель: Назовите глаголы, которые вы вставили в текст. Прочитайте текст.

Ученик: Пришла весна! Кругом еще лежит снег. А солнце радостно улыбнулось. Зачирикали воробьи. Закаркали вороны. Запищали синицы. Зажурчали звонкие ручьи. Проснулся медведь и вылез из берлоги.

Учитель: Определите время глаголов (по сигнальным кругам).

VI. Карточки: из текста выписать глаголы, определить время глаголов.

Уж тает снег, бегут ручьи,
В окно повеяло весною.
Засвищут скоро соловьи,
И лес оденется листвою.

Учитель: Какую картину вы увидели, прочитав четверостишие? Услышали? Почувствовали?

(Учащиеся делятся впечатлениями)

VII. Игра “Дерево желаний” (использование интерактивных технологий).

Класс делится на три группы. Работа в группах.

  1 группа
(приложение 1)
2 группа
(приложение 2)
3 группа
(приложение 3)
1-й этап Обобщение знаний о частях речи
Имя существительное Имя прилагательное Глагол
2-й этап Оформляют результаты работы на плакатах-деревьях.
3-й этап Передают свои деревья следующей группе и, ознакомившись с результатами деятельности двух других групп, получают обратно свои деревья.
4-й этап Выступления представителей от каждой группы.
5-й этап Эксперты оценивают выступления.

Рефлексия:

  1. Умение говорить.
  2. Полнота выступлений.
  3. Убедительность.
  4. Соблюдение регламента.

VIII. Закрепление о глаголе.

Тест

1. Укажите глагол в настоящем времени:

  • Вздыхает
  • Жить
  • Засвищет
  • Хрустел

2. Какое слово может быть разными частями речи?

  • Белила
  • Покрывали
  • Стойка

IX. Итоги урока (рефлексия).

Учитель: Запишите, как работали на уроке.

Р - … радостно.

А - … активно.

Б - … быстро.

О - … ответственно.

Т - … творчески.

А - … аккуратно писали.

Л - … логически мыслили.

И - … интересно.