Практической целью обучения немецкому языку является обучение общению как устному, так и письменному общению с представителями других культур, то есть формированию межкультурной компетенции.
Целесообразным представляется формирование межкультурной компетенции в рамках культуроведческого подхода к обучению немецкому языку [2]. Такой подход обусловливает методическую систему обучения немецкому языку, то есть цели, содержание и принципы обучения, определяет модель обучения, техники и приёмы формирования межкультурной компетенции. Приёмы и техники будут реализовываться в комплексе конкретных упражнений, творческих заданий.
Несомненно, что общение на немецком языке имеет две формы - устную и письменную, однако основное внимание уделяется речевой направленности процесса обучения. Учащиеся овладевают речевыми навыками и умениями, тренируя их последовательно в аудировании, говорении, чтении и письме. Следует заметить, что не менее приоритетным является осуществление письменной рецепции и продукции как важнейшей составляющей процесса обучения межкультурному общению.
Выделяются четыре отличительные возможности, которые предлагает только письмо, редко, однако рассматриваемые в комплексе:
1) Письмо – деятельность, которую можно самостоятельно контролировать (в отличие от говорения). Во время процесса письма человек читает собственное произведение. Это создаёт пространство для выяснения правильности не только грамматической, относящейся к тексту, но и содержательной стороны высказывания.
2) Письмо осуществляется с перерывами, каждый перерыв – возможность выйти из автоматически выученного и высказаться по-новому, вариативно, комплексно. Таким образом, письмо создаёт преимущество свободы.
3) Если подпись, согласно З.Фрейду, «Язык отсутствующего», то письмо всё больше имеет дело с одиночеством, даёт человеку знать, что это он, который высказывается, ставит вопросы.
4) Письмо, как осязательная деятельность, деятельность рукой, скрывает глубокие следы, создаёт и закрепляет слова, формы, выражения, предложения в памяти.
В качестве конечных требований в области обучения письму выдвигается развитие у обучаемых умений письменно выражать свои мысли.
Учащиеся должны уметь пользоваться письмом в области избранных ими профессионально-ориентированных и личностных интересов при значительном разнообразии ситуаций общения официального и неофициального характера, высокой степени сложности и большем объеме текста, продуцируемого в письменной форме.
В основе создания почти всех форм письменного сообщения лежат такие умения, как:
- передача основной информации (основного содержания), главной идеи (главной мысли) прочитанного/прослушанного текста;
- описание (краткое/детальное), сравнение, сопоставление описываемых фактов;
- доказательство/аргументация;
- обзор, комбинирование, объединение фактов;
- характеристика, выражение оценки, собственного отношения к излагаемому, реферирование, комментирование и др
Что касается развития у школьников умения выражать свои мысли в письменной форме, по мнению Н.Д.Гальсковой [1], то оно осуществляется на базе уп-ражнений как репродуктивного и репродуктивно-продуктивного, так и продуктивного характера.
Каждый тип порождаемого учащимся письменного текста имеет свои структурные особенности. Так, при написании письма необходимо обращать внимание на умение правильно написать адрес его получателя в стране изучаемого языка, обратиться к партнеру по переписке, записать дату и т.д. Если речь идет о написании сообщения более развернутого характера, то здесь важно совершенствовать умения логично и последовательно передавать на письме определенное содержание. Исходя же из культурологического подхода, формируются представления о том, в каких ситуациях межкультурного общения необходимо действовать в соответствии с нормами и ценностями культуры Германии и других немецкоговорящих стран, а в каких руководствоваться ценностями родной культуры.
Далее рассмотрим, какие приёмы и формы работы могут быть использованы при обуче-нии креативному письму.
Важной частью письменного задания является разработка идеи. Такое задание, как правило, предшествует любой письменной работе. Это упражнение нередко принимает форму мозгового штурма (brain-storming) - привлечения коллективных ресурсов.
Письменное задание может быть связано со сбором фактического материала. Например, в протоколе наблюдения за природой.
Важной частью задания является планирование письменного произведения речи. Планирование письменного произведения речи может принимать форму речевой схемы (ассоциограммы). В центре – главное понятие. Учащиеся раскрывают индивидуальное представление о том, что может составить содержание его собственного письменного текста.
Данные схемы могут рассматриваться как самостоятельные произведения письменной ре-чи или как этап к подготовке расширенного письменного текста.
Экспериментальное письмо.
Урок языка, в этом отношении, редкий случай, когда полезна экспериментальная, творческая деятельность фантазии для достижения цели, во время исключительно «полезной» деятельности и только системное обучение скорее является дорогой к успеху.
В наше время, когда творчество востребовано для технических и рыночных целей и поэтому является модным словом, едва ли кто знает, как его можно культивировать, урок языка предлагает счастливую возможность проявить его осмысленно. Экспериментальное письмо помогает обучающимся относительно быстро перейти от зависимости от иноязычного языкового материала и обучающих методов к по возможности большей автоно-мии собственного иноязычного приобретения.
Работают ли учащиеся в группах или самостоятельно, они вскоре охотно пишут стихи, истории, читают свои истории вслух, корректируют и печатают их; они могут публиковать свои произведения вне класса. Удовольствие на удивление большое. «Стихотворение, будь оно открытое или замкнутое, требует устранение поэта, который его пишет и рож-дения поэта, который его читает» [3]. В этом смысле продолжение письма является поэти-ческим, автономным чтением текста и тренировкой за рамками этого текста.
Записывая или продолжая писать обучающиеся, идентифицируют себя с новым языком и текстом – данным и своим собственным:
- Ich schreibe я пишу,
- um zu spüren, чтобы чувствовать,
- dass es mich gibt. что я существую.
Кластер «Учиться у поэта» является образцом таких упражнений. За основу берётся стихотворение известного поэта, на базе которого появляется кластер посредством свободных ассоциаций, понятий, сравнений, чувств. Разберём этапы работы над стихотворением П.Майнкеса:
- следует многократно вслух прочитать стихотворение, чтобы воспринять ритм и представить себе яркий образ;
- следует написать имя человека, которому будет адресовано стихотворение, в центре листа и упорядочить все характеристики, присущие данному человеку;
- следует начать стихотворение со строчки «Dies ist ein Gedicht für…», время от времени заглядывая в стихотворение П.Майнкеса, чтобы придерживаться рифмы поэта;
- во время работы над стихотворением необходимо обращаться к своему кластеру;
- стихотворение П.Майнкеса выходит местами за рамки личного и достигает общего высказывания.
Таким образом, целью обучения письму как части коммуникативного обучения немецко-му языку является межкультурная компетенция на основе культуроведческого подхода. Для достижения этой цели определяется выбор конкретных приёмов и техник обучения креативному письму на немецком языке. Развитие умений строить письменную коммуни-кацию на немецком языке способствует активизации речемыслительной деятельности учащихся, их познавательного интереса, повышению мотивации, расширению лексиче-ского запаса, фоновых знаний.
Использованная литература.
1. Гальскова Н.Д. Современная методика обучения иностранным языкам: Пособие для учителя.- М.: АРКТИ, 2004.
2. Традиции и инновации в методике обучения иностранным языкам / Под ред. М.К.Колковой.- СПб.: КАРО, 2007.
3. Häusermann - Piepho - Ridicium Verlag GmbH München/ Aufgaben - Handbuch: Deutsch als Fremdsprache , 1996.