Влияние дидактической игры на развитие внимания младших школьников

Разделы: Начальная школа


Активизировать учебный процесс, добиться устойчивого внимания можно, зная, что среди всех мотивов учебной деятельности самым действенным является познавательный интерес, возникающий в процессе учения. Он не только активизирует внимание, умственную деятельность в данный момент, но и направляет ее к последующему решению различных задач. Устойчивый познавательный интерес и внимание формируются разными средствами. Одним из них является дидактическая игра. Все необычное, неожиданное вызывает у детей богатое своими последствиями чувство удивления, живой интерес к процессу познания, помогают усвоить любой учебный материал. Игра ставит ученика в условие поиска, пробуждает интерес к победе, а отсюда стремление быть быстрым, внимательным, ловким, собранным, уметь четко выполнять задания, соблюдать правила игры.

Дидактическая игра учителем может использоваться, и как форма обучения, и как самостоятельная игровая деятельность и, как средство воспитания различных сторон личности. Ее систематическое применение способствует повышению эффективности психолого- педагогической работы по развитию внимания у детей младшего школьного возраста.

Из всего выше изложенного следует, что через дидактическую игру учитель может повысить у учащихся не только внимание на уроке к слову и действию учителя, она приучает детей думать, проникать в суть явлений, делает учащихся активными участниками учебно-воспитательного процесса. А от того, насколько сознательно, творчески, с желанием будут учиться дети в начальной школе, зависит их дальнейшая самостоятельность, их мышление, умение связывать теоретический материал с практикой. Это доказывает актуальность темы работы “Влияние дидактической игры на развитие внимания младших школьников”.

Дидактическая игра, как форма обучения содержит два начала: учебное и игровое. Учитель одновременно в игре является и учителем и участником игры. Он учит и играет, а дети, играя, учатся. Если на уроке расширяются и углубляются знания, то в дидактической игре ученикам предлагаются задания в виде загадок предложений – вопросов, специальных упражнений. Замечательно, если на одном уроке учитель совершает с учениками до 15–17 переходов от одного вида занятий к другим: т.е. дети слушают, затем считают, пишут, отвечают на вопросы и т.д. Управлять вниманием класса такому педагогу намного легче, ведь важнейшим источником в процессе обучения или игре является его интерес. Пробуждение интереса однозначно приводит к пробуждению внимания.

Учитывая все это, начиная с первых дней ребенка в школе, я стремлюсь включать в урок различные дидактические игры. Так в игре “ Минутка”, в 1-м классе, дети учились включаться в учебную деятельность, например, быстро и аккуратно готовить свое рабочее место к уроку. Кукла Минутка ежедневно напоминала ребятам: “Внимание! Проверь, дружок, готов ли ты начать урок? Все ль на месте, все ль в порядке: книга, ручка и тетрадки?” Подобную игру провожу и в конце урока: “Скоро прозвенит звонок. Собери в портфель, дружок, аккуратно, по порядку, книги, ручку и тетрадки”.

Интересны игровые упражнения, в процессе которых дети учатся отбирать необходимые принадлежности и рационально располагать их на парте. “Есть у нас девиз такой: все, что нужно,- под рукой”, - говорят дети и по сигналу Минутки отбирают нужные для урока принадлежности, располагая их так, чтобы ими было удобно пользоваться.

Во втором полугодии 1-го класса достаточно было без проговаривания стихов показать Минутку, и дети за кротчайший срок готовили рабочее место. К концу второго года обучения был сформирован прочный навык в организации рабочего места. Так без принуждения и нравоучений, дети учились быть учениками.

Первоклассники очень любознательны, отзывчивы на все окружающее, расположены к усвоению нового, и интерес их не должен угасать на протяжении всего урока. А интерес проявляется только тогда, когда все понятно и доступно. И игры помогают в этом.

С первых уроков обучения грамоте, для поддержания интереса я использую много игрового материала. Необходимо включить процесс формирования у детей навыка чтения в более широкую, содержательную и интересную познавательную деятельность, формировать этот навык не как самоцель, а как способ решения познавательных задач. При таком подходе многократное чтение материала урока перестает быть мучением. Чтобы решить эту задачу я использую разнообразные приемы, например: анализ, составление и чтение слов из разрезной азбуки, чтение по слоговым таблицам и, конечно чтение в процессе дидактических игр. Мною собрана “Копилка дидактических игр по обучению грамоте и чтению”.

Одна из важнейших задач, которая встает перед учителем в период обучения детей чтению, заключается в развитии у детей беглого чтения, т. е. способности воспринимать во время фиксации взгляда как можно больше единиц чтения. Техника беглого чтения, восприятие текста происходит только в момент остановки, или фиксации глаза. Поэтому, разница между человеком, который быстро читает, и человеком, который читает медленно, заключается не в скорости движения глаз, а в количестве материала, который воспринимает тот, кто читает, в момент фиксации.

Сначала, на первых уроках чтения, взгляд ученика концентрируется только на одной букве. По мере того как увеличивается количество упражнений в чтении, взгляд ученика начинает схватывать 2–3 буквы, которые стоят рядом, а потом и целые слова. Однако для ускорения этого процесса необходима целенаправленная работа, специальные упражнения по развитию зрительного восприятия. С этой целью на уроках чтения провожу дидактические игры:

  • Пять слов. Вызванный ученик по сигналу учителя делает пять шагов вперед, называя на каждый шаг слово, которое начинается с нового звука.
  • “Наоборотки”. Учитель произносит двухбуквенный слог и предлагает детям стать “наоборотками”, т.е. произнести слог, поменяв местами звуки, которые его составляют: ам–ма, су–ус и т.д.
  • Глаз – “фотограф”. На наборном полотне устанавливаются буквы (слоги). Учитель на протяжении 2–3 секунд показывает их детям. Затем убирает. Вызванный ученик должен назвать буквы, которые запомнил, желательно в том же порядке.
  • Сосчитай буквы. Каждый ученик получает карточку с текстом (желательно, чтобы текст был одинаков). По сигналу учителя дети, не читая текст, отыскивают в нем определенную букву и подсчитывают, сколько раз она встречается в тексте.
  • Читатель – “молния”. На доске написаны в столбик 4–5 слов. Учитель на 4–5 секунд открывает ширму и снова закрывает ее. Учащиеся должны назвать слова прочитанного столбика в той последовательности, в которой они были записаны на доске.
  • Буквенные пирамиды. На доске буквы, слоги, которые отделены вертикальной чертой. Расстояние между ними постепенно увеличивается. Чтение должно быть ритмичным, без длительных остановок (читают индивидуально или хором).

  • Чего не хватает. На доске 4–5 слов. Вызванный ученик читает их и поворачивается спиной к доске. Учитель убирает одно из слов, а ученик, осмотрев оставшиеся слова, должен сказать, какое слово исчезло.

В 6–7 лет, идя в школу, ребенок еще помнит и любит своих кукол и мишек, играет машинками, верит в то, что где-то живут Чебурашка и Крокодил Гена, Незнайка и Мальвина. И если его любимые игрушки и сказочные герои помогут учителю, придут в гости, принесут в конвертах интересные задания от девочки Запятой, то вопросительного знака, из страны Буквария, то урок станет интересным, похожим на сказку. Тогда ручка превращается в волшебную палочку, а сами ребята в волшебников.

Человечек Словарик приходит на урок с новым словом, которое ребятам необходимо запомнить. Буратино славится своей рассеянностью: то слова в предложении перепутает, то просто их рассыпает.

Читая о школе Ш.А. Амонашвили, мне очень понравилось умение ребят ценить каждую минуту урока, пользоваться часами. Так в классе появились часы. Теперь время для определенной работы задает учитель, а иногда сами ученики. Часы помогают каждую минуту урока использовать с максимальной отдачей.

С целью, научить ребят быстрее запоминать, развивать память, стала применять игру “Помощник – карандашик”, метод – “письмо с подсказкой”. Диктую предложение и вместе с ребятами пишу на доске не слова, а их обозначение с указанием орфограмм. Например, диктую:

Хвост пушистый, мех золотистый.
В лесу живет, кур крадет.

Дети отгадывают загадки. На доске рисуем:

Игра является необходимым средством обучения учащихся начальных классов. Опыт показывает, что уроки русского языка для младших школьников относятся к числу нелюбимых школьных предметов. В связи с этим проблема изыскания методических путей активизации деятельности учащихся применительно к изучению грамматики и правописания в начальных классах является актуальной. Специально подобранные к тому или иному уроку игры помогают решению многих учебных задач. На протяжении трех лет, работая над выбранной темой, я провела несколько нетрадиционных уроков: урок-КВН, урок-путешествие, урок-сказку, урок-аукцион, сказочные путешествия в страну русского языка.

На уроках русского языка я использую такой метод работы, как Словарный диктант с комментированием. Этот метод направлен на повышение устойчивости внимания. Суть его заключается в следующем. Учитель читает в слух слово. Затем вызывает нескольких учащихся, каждый из которых поочередно называет приставку, корень, суффикс, окончание, объясняя попутно их правописание. Если ученики еще не знакомы с таким разбором слова, можно попросить их назвать, сколько слогов в слове, сколько гласных, согласных букв в слове, сколько звуков и т.п. После этого учитель просит взять ручки и записать прокомментированное слово. Этот методический прием хорошо известен педагогам. Но он становится способом, диагностирующим и развивающим внимание только в том случае, если выполняются следующие условия:

  • учитель читает слово только один раз;
  • учащиеся могут взять ручки только после прослушивания комментариев;
  • учитель внимательно следит за тем, чтобы учащиеся не заглядывали в тетради друг к другу.

Анализ первичных данных дает информацию о качестве сосредоточения и устойчивости внимания учащихся. Успешность выполнения этой работы и характер допущенных ошибок позволяет судить об организации коллективного внимания учащихся.

Для развития концентрации внимания и самоконтроля при выполнении школьниками письменных работ на уроках русского языка и чтения, в своей работе я использую такой прием, как “ Корректурная проба” Суть этого приема заключается в том, что ребенку предлагают находить и вычеркивать определенные буквы в печатном тексте. Выполняя такое упражнение, ребенок может почувствовать, что значит “быть внимательным”, и развивать состояние внутреннего сосредоточения.

Материалы: Любые печатные тексты (книги, газеты, журналы), карандаша и ручки.

Условия проведения. Корректурные упражнения должны проводится ежедневно по 5 минут в течении 2–4 месяцев.

Правила проведения. Это упражнение рекомендуется проводить в форме игры, в доброжелательной атмосфере. При этом дополнительно заинтересовать, предложив детям тренироваться быть внимательными, для того чтобы стать хорошими летчиками, шоферами, врачами. Чтобы проигрыш не вызывал чувства неудовольствия, можно ввести веселые “штрафы”: столько раз промяукать, проскакать на одной ножке сколько сделал ошибок. По мере овладения игрой правила усложняются.

По итогам работы подсчитывается число пропусков и неправильно зачеркнутых букв. Показатели нормальной концентрации внимания для младших школьников – 4 и меньше пропусков. Больше 4 – слабая концентрация. Использование такого приема показало, что после 3–4 недель занятий наблюдается сокращение ошибок в письменных работах в 2–3 раза.

Перед началом игры детям следует объяснить, кто такой корректор и какие профессии требуют развитого внимания.

Учитель: Корректор – это человек, который ищет ошибки в разных статьях, книгах. Вы знаете, как много сейчас выходит книг, журналов и газет для детей и для взрослых. Наверное, вам было бы неприятно, если бы вы читали интересную книгу, а там встретилось бы много ошибок. Перед сдачей книг в типографию, ее обязательно читает корректор и исправляет все ошибки и опечатки. Представьте, каким внимательным нужно быть, и при этом необходимо знать правила грамматики.

Давайте сегодня с вами поиграем в корректоров. Задания у вас будут, конечно, не такие сложные, как у настоящего корректора. Но все свое внимание вам придется сосредоточить на выполнении задания. Тем более, что вы будете соревноваться друг с другом. Проверять выполнение задания вы будете так же друг у друга сами.

В течении 5 минут нужно найти и зачеркнуть все встретившиеся буквы “а”. Дети выполняют задание. Потом они работают парами: обмениваются своими работами и ищут друг у друга ошибки. Затем в соответствии с правилами участники выполняют штрафные задания. Учитель тактично поддерживает тех, кто сделал много ошибок. Ни в коем случае дети не должны стать объектом насмешек. Можно их похвалить за то, что они успешно нашли ошибки в работе своего товарища.

Следующая методика “Исправь ошибки” Я применяю ее для того, чтобы установить уровень устойчивости внимания. Используется специально приготовленные тексты, содержащие определенное количество ошибок. Учащиеся за 5 минут должны найти все ошибки и исправить их.

Оценка результатов:

  • не заметили 2 ошибки – хорошее внимание;
  • не заметили 3-4 ошибки – средний уровень внимания;
  • не заметили 5 и более ошибок – низкий уровень внимания.

Ни у кого не вызывает сомнения, что прогресс цивилизации зависит от исключительно одаренных людей. Несмотря на то что самые большие надежды на улучшение условий жизни и будущее всей планеты связаны именно с творчески мыслящими молодыми людьми, в детстве им, как правило, не дают “ раскрыться” и проявить свою индивидуальность. На своих уроках я стремлюсь создать в классе такой психологический климат, в котором ребенок может отдавать свою энергию творческим, продуктивным занятиям.

На уроках русского языка и литературного чтения большое внимание уделяю работе по формированию и развитию устной и письменной речи учащихся. Мотив речи возникает при наличии эмоций, связанных с яркими впечатлениями, интересом к той работе, которую предлагает учитель. Одна из форм самовыражения, самосознания ребенка, возможность поделиться впечатлениями, переживаниями с учителем, с классом – это детское сочинение. Ценность детского сочинения определяется по тому, насколько в нем нашли отражение чувства, мысли ребенка, свежесть восприятия им каких-либо явлений. Увидеть события по-своему и суметь рассказать о нем – это очень большая интеллектуальная работа. В маленьком сочинении сосредоточен весь жизненный опыт ребенка и его способности: видеть, чувствовать, думать, облекать мысли в слова, помнить.

На таких уроках я стараюсь найти такие стимулы к творчеству, которые рождали бы у ребенка подлинное желание сочинять, стараюсь создать особую атмосферу доверия, обстановку теплоты.