Цель урока:
- познакомиться с оксидами азота, познакомиться с особенностями строения их молекул;
- рассмотреть физические и химические свойства оксидов;
- объяснить способы их получения и значение.
Задачи:
- Образовательные:
- показать разнообразие оксидов азота,
- показать историческое значение оксидов азота,
- продолжить формировать и закреплять умения записывать окислительно-восстановительные реакции и давать объяснения химическим явлениям, составлять электронный баланс,
- Развивающие:
- развивать логическое мышление учащихся,
- развивать умение анализировать, обобщать, делать выводы,
- развивать правильно и последовательно излагать свои мысли,
- развивать интерес к историческим событиям химии,
- расширить кругозор учащихся
- Воспитательные:
- создание комфортности присутствия на уроке,
- воспитание эстетического отношения к предмету,
- воспитание отстаивать свою точку зрения, подкрепляя ее имеющимися или приобретенными знаниями.
Оборудование:
- компьютеры
- мультимедийный проектор
- экран
Ход урока
Объявляется тема урока, формулируется цель.
Цель урока: рассмотреть оксиды азота, познакомиться со способами их получения, химическими и физическими свойствами, проследить значение оксидов азота.
1. Актуализация знаний
- Что называется оксидами?
- Как классифицируют оксиды?
- Что значит солеобразующие и несолеобразующие оксиды?
- Что значит кислотные и основные свойства?
- Что такое степень окисления?
- Что такое окислительные, восстановительные свойства?
2. Изучение нового материала
Оксидов у азота - пять.
И нам давно пора узнать
Их нравы, вкусы, настроенье,
Манеру жизни, поведенье.
Запомнить будет вам легко:
N2 c O2 дает NO.
Про каждого из остальных оксидов
Расскажем мы сейчас. У них
У каждого свой собственный
Способ полученья, косвенный.
Слайд 2. Рассматриваются солеобразующие и несолеобразующие оксиды азота.
Слайд 3. Оксид азота(1) в 19в больше был известен под названием «веселящий газ» - это бесцветный газ со слабым приятным запахом и сладковатым привкусом. В смеси с воздухом он действует на людей по-разному – кого действительно «веселит», а кого погружает в сон. Все зависит от возраста человека, концентрации газа и принятой дозы.
Выдающийся англ. Химик Гемфри Дэви с помощью этого газа устраивал специальные сеансы. Вот как описывал действие оксида один из современников: «Одни джентльмены прыгали по столам и стульям, у других развязывались языки, третьи обнаружили чрезвычайную склонность к потасовке».
Слайд 4. Рассматриваются свойства оксида азота(2).
Учитель предлагает учащимся составить электронный баланс и расставить коэффициенты, определить окислительные и восстановительные свойства оксида.
Слайд 5. При рассмотрении учитель предлагает учащимся подтвердить кислотные свойства оксида уравнениями реакций.
Слайд 6. Получить оксид азота(4) можно несколькими способами: а)окислением NO б)взаимодействием конц.азотной кислоты с медью
Демонстративный опыт. В колбу помещают медь (опилки, стружку или проволоку), добавляют азотную кислоту и закрывают пробкой с газоотводной трубкой. Реакция идет без нагревания. Собирают оксид азота(4) методом вытеснения воздуха (под тягой).
Учитель предлагает учащимся записать уравнение происходящей реакции и рассмотреть ее с точки зрения окисления-восстановления.
Оксид азота взаимодействует с водой.
Демонстрационный опыт. В сосуд с оксидом азота наливают воду: бурая окраска газа исчезает. Полученный раствор исследуют синей лакмусовой бумажкой(доказательство кислотности полученного раствора)
Слайд 7. Рассматривается оксид азота(5)
3. Закрепление
После рассмотрения оксидов азота, учащимся предлагаются задания для закрепления.
Учитель дает задания учащимся дифференцированно. Несколько слабых учеников работают по уровню1, большая часть класса по уровню 2 (два задания), 4 человека работают по уровню 3 (два ученика по заданию № 1, два – по заданию № 2).
Компетентностно-ориентированные задания
Уровень 1.
Информационная компетентность
Аспект планирование и поиск информации
Задание: Заполните таблицу «сравнительная характеристика оксидов азота» используя опорный конспект презентации.
признаки | N2O | NO | NO2 | N2O3 | N2O5 |
---|---|---|---|---|---|
Агрегатное состояние |
|
|
|
|
|
Цвет |
|
|
|
|
|
Токсичность |
|
|
|
|
|
Кислотно-основные свойства |
|
|
|
|
|
Окислительно-восстановительные свойства |
|
|
|
|
|
Применение |
|
|
|
|
|
Модельный ответ.
признаки | N2O | NO | NO2 | N2O3 | N2O5 |
---|---|---|---|---|---|
Агрегатное состояние |
газ |
газ |
газ |
жидкость |
твердое вещество |
Цвет |
бесцветный |
бусцветный |
бурый |
темно-синяя |
белое |
Токсичность |
- |
+++ |
+++ |
+++ |
+++ |
Кислотно-основные свойства |
несолеобразующий |
несолеобразующий |
несолеобразующий |
кислотный |
кислотный |
Окислительно-восстановительные свойства |
восстанов. |
восстанов. |
окислит. |
окислит. |
окислит. |
Применение |
медицина |
замедление реакций |
производство азотной кислоты |
промышленного значения не имеет |
промышленного значения не имеет |
Уровень 2.
Компетентность разрешения проблемы
Аспект оценка действий
Задание 1. Слайд 8.
Имеются три закрытых цилиндра: с оксидом азота(4), с азотом, с аммиаком.
Как проще всего узнать, в каком цилиндре какой газ содержится?
Модельный ответ.
Направление поиска:
Какими свойствами обладают предложенные вещества?
В каких цилиндрах и как изменится окраска влажной лакмусовой бумажки?
Так как аммиак имеет выраженные основные свойства, а оксид азота(4) выраженные кислотные свойства, то фиолетовая лакмусовая бумажка изменится следующим образом: в цилиндре с аммиаком станет синей, в цилиндре с оксидом азота(4) станет красной.
Задание 2. Слайд 9.
Цилиндр с оксидом азота (II) был закрыт пластинкой. Как только пластинку сняли, в верхней части цилиндра появились бурые пары.
Чем это объясняется?
Модельный ответ.
Направление поиска:
Какими свойствами обладает оксид азота(2)?
Чем могут быть представлены бурые пары?
Как только пластинку убирают оксид азота(2) начинает взаимодействовать с кислородом воздуха и превращается в оксид азота(4), который представлен бурым газом.
Задания даются предварительно.
Уровень3. (данные компетентности рассматриваются более подробно в приложении 2)
Коммуникативная компетентность.
Аспект – публичные выступления.
Проверка выполнения заданий. Начиная с первого уровня, выслушиваются ответы и если необходимо корректируются самими учащимися.
4. Проверка уровня усвоения материала
Проводится тест (тест достаточно объемный, поэтому не включен в приложение).
5. Объявление оценок за урок
Каждый ученик сразу получает оценку за выполненный тест.