Цели урока:
- образовательная - закрепить у учащихся знания о делении с остатком;
- развивающая - продолжить формирование образного мышления учащихся, развивать навыки работы в группе;
- воспитательная - воспитывать умение объективно оценивать работу других учащихся.
Тип урока: урок-игра.
Место урока: 2 урок по теме "Деление с остатком", 7 из 8 уроков по теме "Умножение и деление натуральных чисел и его свойства".
5 класс.
Оборудование: карта сказочного путешествия, карточки с заданиями, проектор, презентация.
Структура урока.
- Организационный момент.
- Устная работа.
- Игра.
- Конкурс Теоретиков.
- Сказочное путешествие.
- Конкурс капитанов.
- Найди ошибку.
- Подведение итогов игры.
- Постановка домашнего задания и инструктаж по его выполнению.
Ход урока
1. Организационный момент.
Здравствуйте, ребята! Откройте рабочие тетради и запишите сегодняшнее число, классная работа и тему урока "Деление с остатком".
Сегодня нам с вами предстоит закрепить знания о делении с остатком и развивать умения работы в команде, такие как: умение слушать друг друга, не мешать работать друг другу, умение распределять обязанности.
(Учитель делит детей на 3 команды и назначает капитанов).
Сегодня капитанами команд будут :
Правила нашей игры следующие:
- При ответе на вопрос, когда команда готова, руку поднимает капитан, а отвечает член команды (каждый ученик отвечает только один раз).
- За правильный ответ команде начисляется 1 балл.
- Если член команды не может ответить на вопрос - за него отвечает капитан, в этом случае команде начисляется полбалла.
- За неуважительное к окружающим поведение (например, выкрики с места или громкий разговор) с команды будет сниматься полбалла.
- В Турнирную таблицу записываем результаты конкурсов и по окончании игры подсчитываем баллы.
Турнирная таблица
1 | 2 | 3 | |
Конкурс Теоретиков | |||
Сказочное путешествие | |||
Конкурс капитанов | |||
Найди ошибку | |||
Поведение | |||
Итог |
2. Устная работа.
Выполнить деление с остатком:
- (остаток 3),
- (остаток 6),
- (остаток 100),
- (остаток 0),
- (остаток 1).
Выразить в граммах:
- 1 кг 250 г = 1250 г,
- 3 кг 80 г = 3080 г,
- 3 ц = 300000 г.
3. Игра.
Конкурс Теоретиков
- Какое действие называют делением?
(Действие, с помощью которого по произведению и одному из множителей находят другой множитель, называют делением). - Что нужно сделать, чтобы найти неизвестное
делимое?
(Чтобы найти неизвестное делимое, надо частное умножить на делитель). - Как найти неизвестный множитель?
(Чтобы найти неизвестный множитель, нужно произведение разделить на другой множитель). - Как найти делимое по неполному частному,
делителю и остатку?
(Чтобы найти неизвестный делитель, нужно делимое разделить на частное). - Что показывает частное?
(Частное показывает во сколько раз делимое больше делителя).
Подвести итог конкурса.
Молодцы! А теперь мы совершим путешествие в Волшебную страну по дороге, вымощенной желтым кирпичом.
Сказочное путешествие
Однажды злая волшебница Гингема наколдовала страшный ураган, чтобы истребить людей, которых не очень любила, и населить землю крысами, змеями и лягушками.
В вихрь этого урагана попал домик Элли. Ураган унес домик Элли в страну необычайной красоты: вокруг домика была зеленая лужайка, по краям ее росли деревья со спелыми плодами, на полянках виднелись клумбы красивых розовых, белых и голубых цветов. В воздухе порхали крошечные птицы, сверкавшие своим ярким оперением. Элли очутилась в стране Жевунов. Как же ей попасть домой? Добрая волшебница Виллина поведала Элли: "Великий волшебник Гудвин вернет домой маленькую девочку, занесенную в его страну ураганом, если она поможет трем существам добиться исполнения их самых заветных желаний:"
Мы с вами, ребята, отправляемся в сказочное путешествие по дороге, вымощенной желтым кирпичом, в Изумрудный город вместе с Элли и ее верным Тотошкой.
На своем пути мы встречаем Страшилу, который просит нас помочь ему решить задачу.
"Для отпугивания ворон в поле и на огороде мне нужно набить соломой три одинаковых чучела, - говорит Страшила. - У хозяина заготовлено 55 кг соломы. Сколько же соломы останется?"
(На каждое чучело потребуется 18 кг соломы. Останется 1 кг соломы).
Очень хорошо. Мы помогли Страшиле решить задачу, а ведь его самое заветное желание - получить мозги!
Мы продолжаем наше путешествие по дороге, вымощенной желтым кирпичом, вместе с Элли, Тотошкой и Страшилой к Великому Гудвину.
Что это за стон в лесу? Это стонет Железный Дровосек. Его суставы заржавели, и он не может двигаться. Мы обязательно должны ему помочь смазать суставы!
У Железного Дровосека в хижине есть масленка, в ней 1 кг 200 г масла. Хватит ли Элли масла, чтобы смазать 5 суставов Железному Дровосеку, используя по 200 г масла на 1 сустав?
(Да).
Мы с вами помогли Железному Дровосеку, теперь ему намного лучше. Его заветное желание - получить сердце!
Мы вместе с Элли, Тотошкой, Страшилой и Железным Дровосеком вновь отправляемся в путь по Волшебной стране. И встречаем Трусливого Льва. Он всего боится и его заветное желание - получить немножко смелости.
Во время нашего путешествия по Волшебной стране, мы вместе с Элли и ее друзьями попадаем на маковое поле. Аромат цветов усыпил Трусливого Льва и требуется помощь, чтобы вывезти его с поля. "Мы вам поможем", - сказала Королева мышей.
Давайте, ребята, попробуем решить задачу:
Вес Льва 100 кг. Одна мышь может увезти на кончике своего хвоста 150 г. Мышей в Волшебной стране целая тысяча. Смогут ли они помочь нам?
(100 кг = 100000 г, 100000: 150 = 666 мышей и 100 г- остаток. Для перевозки Льва потребуется 667 мышей).
Ребята, вы - молодцы! Помогали Элли и ее друзьям в трудном путешествии и делали добрые дела.
Подвести итог конкурса.
Конкурс капитанов
Каждый из капитанов получает карточку с примером и выполняет решение на доске. Команды выполняют решение этого же примера в тетрадях самостоятельно и сверяют с решением капитана. Если капитаном допущена ошибка, команда может ему помочь, но только после разрешения учителя.
- 12080:63=191 (остаток 47)
- 7978:89=89 (остаток 57)
- 65306:121=539 (остаток 87)
Подвести итог конкурса.
(3 балла - за верное решение, 2 балла - решение с ошибкой)
Найди ошибку
Для того чтобы попасть в Изумрудный город нашим героям - Элли, Тотошке, Страшиле, Железному Дровосеку и Трусливому Льву нужно было выполнить примеры на деление с остатком, и, кажется, ими допущены ошибки. Давайте, ребята, проверим, правильно ли они решили примеры и поможем исправить ошибки.
Подвести итог конкурса.
Подведение итогов игры.
Мы с вами, ребята, сегодня делали только добрые дела, закрепили наши знания, умения и навыки при делении с остатком, работали в командах. Вы очень хорошо справлялись со всеми заданиями. Молодцы!
4. Подведем итоги игры.
Все команды получают фишки, число которых равно числу набранных баллов. Вы оставляете их у себя. При наборе 25 фишек вы получаете "5" в журнал.
5. Постановка домашнего задания и инструктаж по его выполнению.
Откройте, пожалуйста, ваши дневники и запишите домашнее задание:
- №550(г),
- №551(б),
- творческое задание: составить задачу - сказку на деление с остатком и решить ее (на альбомном листе). Постарайтесь, пожалуйста, все выполнить это задание.
Спасибо за урок, дети.