Занятие по окружающему миру на тему "Ребенок и природа"

Разделы: Начальная школа, Внеклассная работа


Ход урока

Этап 1
«Взаимосвязь и взаимодействие в природе»

Здравствуйте ребята!

Занятие начинается с рассказа учителя:

- Человек, считая себя хозяином Земли, много-много лет использовал для своего блага, всё, что его окружает – леса, моря, горы, реки, недра, животных и птиц. Но он оказался плохим хозяином, перестал заботиться о планете: уничтожал леса, истреблял рыб, птиц, зверей. Люди не беспокоились о том, что заводские трубы загрязняют воздух и водоёмы, а в городе и в сельской местности накапливается много мусора. И в результате некоторые породы животных и многие виды растений могут исчезнуть совсем – так мало на Земле их осталось.

Работа с наглядными пособиями. Детям предлагается рассмотреть картинку и обсудить её.


Рисунок 1

Беседа

Детям последовательно задаются вопросы.

1) Луг

  1. Кто делает для людей мед?
  2. Почему люди могут остаться без меда?
  3. Почему уничтожение цветов может привести к отсутствию меда?

2) Лес

  1. Кто очищает лес от вредных насекомых?
  2. Какова роль птиц в очищении леса от насекомых?

3) Река

  1. Почему погибает рыба?
  2. Как чистота водоемов влияет на жизнь рыб?

4) Поляна

  1. Почему «чернеют» деревья, и исчезает трава?
  2. Почему опасно разводить костры в лесу?

Дети вместе с учителем читают стихотворение и пословицу

«Разговор с пчелой»

Меня ужалила пчела.
Я закричал: «Как ты могла?!»
Пчела в ответ: «А ты как мог
Сорвать любимый мой цветок?»
Ведь он мне был уж-жасно нуж-жен
Я берегла его на уж-жин!
          (М.Бородицкая)

Пословица

Где цветок, там и медок

Учитель:

Ребята! Все в природе взаимосвязано, а жестокое  и даже просто небрежное отношение с ней ухудшает жизнь человека.

Дети читают еще одно стихотворение, и обсуждают, правильно ли сделали  девочки, оставив после себя на опушке мусор.

«Весенняя прогулка»

Сидели на опушке,
На солнечной полянке,
Две девочки-подружки,
Две юных горожанки,

Звенели птичьи трели,
И девочки смотрели,
Как все вокруг блестело,
Сверкало, шелестело,
Как плещутся верхушки,
Зеленою волною…

Сказали две подружки:
«Как хорошо весною!»
Какой тут воздух чистый!
Какой дубок ветвистый!»

Ушли две ученицы,
Две юных горожанки…
Поют, как прежде, птицы,
На солнечной полянке,
Несется птичий гомон,
Но весь дубок обломан,
А травка под ольхою,
Покрыта шелухою.

Чего здесь только нету:
От семечек пакеты,
Трамвайные билеты,
Бумажки от ирисок…
(продолжить можно список.)

Все словно потускнело!
Ушли две горожанки -
Теперь им нету дела
До солнечной полянки.

Шумит дубок ветвистый
Оставшейся листвою,
Качает головою:
«Какие эгоисты!
Какие эгоисты!»

          (А.Барто)

В конце занятия учитель спрашивает у детей,  как, по их мнению, можно улучшить ситуацию на лугу, в лесу, в реке, на поляне. Детям предлагается нарисовать  свой вариант улучшения природы.

Также можно предложить детям сделать, используя технику складывания фигур из бумаги – Оригами – панамку для похода в лес и скопировать бабочку, как показано на маленьких клетках.(см. рисунок 2)


Рисунок 2

Викторина «Жители леса»

1. Найди к слову определение и соедини их линиям

Земноводные

Животные, у которых три пары (шесть) ног

Звери

Животные, тело которых покрыто перьями

Насекомые

Животные, которые способны жить в воде и на суше, имеют гладкую кожу

Пресмыкающиеся

Животные, тело которых покрыто шерстью; они кормят детёнышей молоком

Птицы

Животные, покрытые чешуёй или панцирем и передвигающиеся по земле ползком

2. Расшифруй правило

3 24 16 9 12
19 13 1 18 7
17 23 6 14 21
8 11 20 2 10
4 25 15 5 22

А Ы В С К
С У О А Т
Н М Й С К
Е У Е П Ь
С Х О А О

           

       

         

Детям предлагается расшифровать  обращение и правило.

Расшифруй обращение.

ДАВРЕБЯТАЖНОЦБЕРЕГИТЕФЙЛЕСБЮ!

Прочитай предложения

ЕН  ЙАМОЛ  ИКТЕВ  ВЕЬВЕРЕД И ВОКИНРАТСУК! ЕН  ЙАВЫРС  ЫТЕВЦ!  ЬТСУП ИНО  ЯСТЮАТСО В ЕДОРИРП!

На занятии можно использовать ИКТ. Например, с помощью PowerPoint можно сделать слайд с корзиной и затем, последовательно отгадывая загадки дети будут наполнять её (см. рисунок 3)


Рисунок 3

3. Собери съедобные грибы в корзинку.

Обведи несъедобные грибы и запомни их.

Лета первая примета: под берёзой, в холодке
Гриб коричневого цвета на пятнистом корешке.

Он в осиннике родился.
Как в траве ни притаился,
Всё равно его найдём:
Шляпка красная на нём.

Вдоль лесных дорожек много  белых ножек
В шляпках разноцветных, издали приметных.
Собирай не мешкай, это … .

Маленький, удаленький сквозь землю прошёл,
Масляную шапочку нашёл.

Ходят в рыженьких беретах
Осень в лес приносят летом
Очень дружные сестрички – золотистые  …  .

Глубоко был спрятан он.
Раз, два, три – и выше вон,
И стоит он на виду.
Белый, я тебя найду!

Он выглянул несмело
Из кочки моховой,
Цепочку клюквы спелой,
Поднял над головой.

4. Восстанови правило.

Н ЗН К М     Г Д 

С Б Р ТЬ Н  ЛЬЗ !

Этап 2
«Будем беречь и охранять природу»

Учитель: - «Ребята! Давайте вспомним наше предыдущее занятие и продолжим наш разговор  о том, что может помочь улучшению окружающей среды, а что её портит, ухудшает».

Дети высказывают свои предположения.

Беседа

Учитель спрашивает, кто из ребят знает или видел хорошие и плохие поступки людей.

Дети рассказывают о своих наблюдениях.

Коллективная работа по изготовлению макета

На макете изображена лесная поляна, голубое озеро с камышами, лес. Здесь же присутствуют обитатели лесные – лиса, медведь, ёжик, птица, а также щука, которая будет плавать в озере и лягушка.

Получившийся макет можно использовать как основу для игры-драматизации в форме настольного театра.

Далее проводится викторина, по окончании которой дети награждаются медалями и грамотами.

Лесная аптека

1. Выбери правильный ответ.

Мальчик споткнулся, упал и разбил коленку. Какое растение можно приложить на место ссадины?

a) Мать-и-мачеху
b) Подорожник
c) Зверобой

Малыш порезал палец ножом. Какое растение подойдёт для оказания первой помощи?

a) Одуванчик
b) Ландыш
c) Крапива

Девочка простудилась, и врач для лечения выписал лекарство от высокой температуры. Какая лесная ягода поможет в этом случае?

a) Земляника
b) Черника
c) Малина

Девочка стала выздоравливать, и доктор назначил её витамин С. Какую ягоду, богатую витамином С, можно найти в лесу?

a) Костянику
b) Клюкву
c) Рябину

После болезни мальчик очень долго кашлял. Ему посоветовали собрать  растение, которое быстро избавит от кашля..

a) Лопух
b) Лютик
c) Мать-и-мачеха

Используемая литература

1. О.Н. Тишурина  «Растения леса», «Животные леса»

2. Методическая литература по теме «Безопасность»

3. Произведения советских писателей