Ход урока
Этап 1
«Взаимосвязь и
взаимодействие в природе»
Здравствуйте ребята!
Занятие начинается с рассказа учителя:
- Человек, считая себя хозяином Земли, много-много лет использовал для своего блага, всё, что его окружает – леса, моря, горы, реки, недра, животных и птиц. Но он оказался плохим хозяином, перестал заботиться о планете: уничтожал леса, истреблял рыб, птиц, зверей. Люди не беспокоились о том, что заводские трубы загрязняют воздух и водоёмы, а в городе и в сельской местности накапливается много мусора. И в результате некоторые породы животных и многие виды растений могут исчезнуть совсем – так мало на Земле их осталось.
Работа с наглядными пособиями. Детям предлагается рассмотреть картинку и обсудить её.
Рисунок 1
Беседа
Детям последовательно задаются вопросы.
1) Луг
- Кто делает для людей мед?
- Почему люди могут остаться без меда?
- Почему уничтожение цветов может привести к отсутствию меда?
2) Лес
- Кто очищает лес от вредных насекомых?
- Какова роль птиц в очищении леса от насекомых?
3) Река
- Почему погибает рыба?
- Как чистота водоемов влияет на жизнь рыб?
4) Поляна
- Почему «чернеют» деревья, и исчезает трава?
- Почему опасно разводить костры в лесу?
Дети вместе с учителем читают стихотворение и пословицу
«Разговор с пчелой»
Меня ужалила пчела.
Я закричал: «Как ты могла?!»
Пчела в ответ: «А ты как мог
Сорвать любимый мой цветок?»
Ведь он мне был уж-жасно нуж-жен
Я берегла его на уж-жин!
(М.Бородицкая)
Пословица
Где цветок, там и медок
Учитель:
Ребята! Все в природе взаимосвязано, а жестокое и даже просто небрежное отношение с ней ухудшает жизнь человека.
Дети читают еще одно стихотворение, и обсуждают, правильно ли сделали девочки, оставив после себя на опушке мусор.
«Весенняя прогулка»
Сидели на опушке,
На солнечной полянке,
Две девочки-подружки,
Две юных горожанки,Звенели птичьи трели,
И девочки смотрели,
Как все вокруг блестело,
Сверкало, шелестело,
Как плещутся верхушки,
Зеленою волною…Сказали две подружки:
«Как хорошо весною!»
Какой тут воздух чистый!
Какой дубок ветвистый!»Ушли две ученицы,
Две юных горожанки…
Поют, как прежде, птицы,
На солнечной полянке,
Несется птичий гомон,
Но весь дубок обломан,
А травка под ольхою,
Покрыта шелухою.Чего здесь только нету:
От семечек пакеты,
Трамвайные билеты,
Бумажки от ирисок…
(продолжить можно список.)Все словно потускнело!
Ушли две горожанки -
Теперь им нету дела
До солнечной полянки.Шумит дубок ветвистый
Оставшейся листвою,
Качает головою:
«Какие эгоисты!
Какие эгоисты!»(А.Барто)
В конце занятия учитель спрашивает у детей, как, по их мнению, можно улучшить ситуацию на лугу, в лесу, в реке, на поляне. Детям предлагается нарисовать свой вариант улучшения природы.
Также можно предложить детям сделать, используя технику складывания фигур из бумаги – Оригами – панамку для похода в лес и скопировать бабочку, как показано на маленьких клетках.(см. рисунок 2)
Рисунок 2
Викторина «Жители леса»
1. Найди к слову определение и соедини их линиям
Земноводные |
Животные, у которых три пары (шесть) ног |
Звери |
Животные, тело которых покрыто перьями |
Насекомые |
Животные, которые способны жить в воде и на суше, имеют гладкую кожу |
Пресмыкающиеся |
Животные, тело которых покрыто шерстью; они кормят детёнышей молоком |
Птицы |
Животные, покрытые чешуёй или панцирем и передвигающиеся по земле ползком |
2. Расшифруй правило
3 | 24 | 16 | 9 | 12 |
19 | 13 | 1 | 18 | 7 |
17 | 23 | 6 | 14 | 21 |
8 | 11 | 20 | 2 | 10 |
4 | 25 | 15 | 5 | 22 |
А | Ы | В | С | К |
С | У | О | А | Т |
Н | М | Й | С | К |
Е | У | Е | П | Ь |
С | Х | О | А | О |
Детям предлагается расшифровать обращение и правило.
Расшифруй обращение.
ДАВРЕБЯТАЖНОЦБЕРЕГИТЕФЙЛЕСБЮ!
Прочитай предложения
ЕН ЙАМОЛ ИКТЕВ ВЕЬВЕРЕД И ВОКИНРАТСУК! ЕН ЙАВЫРС ЫТЕВЦ! ЬТСУП ИНО ЯСТЮАТСО В ЕДОРИРП!
На занятии можно использовать ИКТ. Например, с помощью PowerPoint можно сделать слайд с корзиной и затем, последовательно отгадывая загадки дети будут наполнять её (см. рисунок 3)
Рисунок 3
3. Собери съедобные грибы в корзинку.
Обведи несъедобные грибы и запомни их.
Лета первая примета: под берёзой, в холодке
Гриб коричневого цвета на пятнистом корешке.Он в осиннике родился.
Как в траве ни притаился,
Всё равно его найдём:
Шляпка красная на нём.Вдоль лесных дорожек много белых ножек
В шляпках разноцветных, издали приметных.
Собирай не мешкай, это … .Маленький, удаленький сквозь землю прошёл,
Масляную шапочку нашёл.Ходят в рыженьких беретах
Осень в лес приносят летом
Очень дружные сестрички – золотистые … .Глубоко был спрятан он.
Раз, два, три – и выше вон,
И стоит он на виду.
Белый, я тебя найду!Он выглянул несмело
Из кочки моховой,
Цепочку клюквы спелой,
Поднял над головой.
4. Восстанови правило.
Н | З | Н | К | М | Г | Д |
С | Б | Р | Т | Ь | Н | Л | Ь | З | ! |
Этап 2
«Будем беречь и охранять природу»
Учитель: - «Ребята! Давайте вспомним наше предыдущее занятие и продолжим наш разговор о том, что может помочь улучшению окружающей среды, а что её портит, ухудшает».
Дети высказывают свои предположения.
Беседа
Учитель спрашивает, кто из ребят знает или видел хорошие и плохие поступки людей.
Дети рассказывают о своих наблюдениях.
Коллективная работа по изготовлению макета
На макете изображена лесная поляна, голубое озеро с камышами, лес. Здесь же присутствуют обитатели лесные – лиса, медведь, ёжик, птица, а также щука, которая будет плавать в озере и лягушка.
Получившийся макет можно использовать как основу для игры-драматизации в форме настольного театра.
Далее проводится викторина, по окончании которой дети награждаются медалями и грамотами.
Лесная аптека
1. Выбери правильный ответ.
Мальчик споткнулся, упал и разбил коленку. Какое растение можно приложить на место ссадины?
a) Мать-и-мачеху
b) Подорожник
c) Зверобой
Малыш порезал палец ножом. Какое растение подойдёт для оказания первой помощи?
a) Одуванчик
b) Ландыш
c) Крапива
Девочка простудилась, и врач для лечения выписал лекарство от высокой температуры. Какая лесная ягода поможет в этом случае?
a) Земляника
b) Черника
c) Малина
Девочка стала выздоравливать, и доктор назначил её витамин С. Какую ягоду, богатую витамином С, можно найти в лесу?
a) Костянику
b) Клюкву
c) Рябину
После болезни мальчик очень долго кашлял. Ему посоветовали собрать растение, которое быстро избавит от кашля..
a) Лопух
b) Лютик
c) Мать-и-мачеха
Используемая литература
1. О.Н. Тишурина «Растения леса», «Животные леса»
2. Методическая литература по теме «Безопасность»
3. Произведения советских писателей