Цели:
- Научить распознавать однокоренные слова.
- Развивать орфографическую зоркость, навыки каллиграфического письма.
- Воспитывать внимательность, аккуратность.
Ход урока
I. Оргмомент.
II. Чистописание.
Дд да де ды до ди ду ад
-Дайте характеристику звуку д.
-Назовите мягкие слоги. Почему они мягкие?
-Найдите лишнее буквосочетание. Объясните свой выбор.
III. Словарная работа.
Береза, рябина, осина, яблоня.
- Найдите лишнее слово. (Яблоня. Садовое дерево. Букв больше, чем звуков.)
- Каким одним словом можно назвать эти слова? (Деревья)
- Если у этих слов одинаковое значение, значит их можно назвать однокоренными? (Нет). Почему? (Нет второго признака).
На доске картинки и надписи:
Петя Зайцев. Корень - это общая часть всех слов.
Вова Колесников. Корень – это главная часть предложения.
Катя Персикова. Корень – это общая часть родственных слов.
- Кто из героев прав? Докажите.
- Подберите однокоренные слова к слову дерево.
Деревянный, деревяшка, деревце, древо, древесный.
- Обозначьте корень, поставьте ударение, обозначьте безударную гласную в корне.
- Что мы знаем о правописании корней родственных слов?
IV. Запись под диктовку.
Все темней и кудрявей березовый лес зеленеет.
- Это отрывок из стихотворения Ивана Бунина.
Сопоставление описания березовой рощи в стихотворении с изображением рощи на картине И. Левитана.
- Найдите и обозначьте опасные места в предложении.
- Найдите и подчеркните грамматическую основу предложения.
- Как по-другому можно назвать березовый лес? (роща)
- Можно ли назвать однокоренными слова:
роща, чаща, бор, лес, сад? (нет) Почему?
V. Сценка.
Родственники.
- Кто вы такие?
- Я Гусь, это-Гусыня, это наши Гусята.
А ты кто?
- А я ваша тетя – Гусеница.
- Ребята, давайте разберемся в этой ситуации.
VI. Самостоятельная работа.
- Подберите однокоренные слова:
1 вариант – сад
2 вариант – лес
- Проверьте правописание корней. Что мы должны помнить?
VII. Работа по учебнику.
Дидактический материал с. 49. № 103
- Найдите лишнее слово. Обоснуйте.
Вывод: однокоренными могут быть только те слова, у которых одинаковый корень и близкое значение.
VIII. Физкультминутка.
IX. Упражнение в различении однокоренных слов.
Игра “Зоркий глаз, острое ухо”.
- Найдите в скороговорках однокоренные слова.
1. Перепел перепелку и перепелят
В перелеске прятал от ребят.2. Кашевар кашу варил,
Подваривал да недоваривал.3. Заяц косой
Сидит за осокой – травой,
Смотрит косой,
Как девушка с косой
Косит траву косой.4.Носит Сеня в сени сено,
Спать на сене будет Сеня.
- Записать однокоренные слова группами.
X. Итог урока.
- Что нужно помнить, чтобы не ошибиться в подборе однокоренных слов?