Обеспечение интеллектуального, личностного развития ребенка, сохранение его физического и психологического здоровья посредством общения с природой

Разделы: Работа с дошкольниками


В последнее время большое внимание стало уделяться экологии, так как окружающая среда на нашей планете ухудшается. Люди бездумно губят леса, отравляют воздух, загрязняют моря. Все это происходит из-за того, что люди стали равнодушно относиться к нашему общему Дому, к природе. Поэтому на первый план выходит экологическое воспитание и образование детей, начиная с дошкольного возраста.

Я заметила, что трудность доброжелательного  и бережного отношения к растениям заключается в том, что у детей, особенно городских, мало знаний, основанных на личном опыте общения с растениями. Поэтому, они не могут использовать свой опыт. Чем больше ребенок накопит знаний о растениях, тем богаче, ярче, становится его воображение, без которого не возможна творческая деятельность.

Жители городов испытывают дефицит общения с природой, кстати, то - что мы испытываем на уровне ощущений, ученые не так давно стали определять термином «видеоэкология», - эта область знаний выясняет  взаимоотношения людей с тем, что находится перед их глазами. Так вот, ученые утверждают, что механизм движения глазного яблока таков, что периодически в какой – то момент глаз ищет, за что бы «зацепиться», чтобы немного отдохнуть. Эту роль наилучшим образом выполняет природа. Заботясь о здоровье детей, мы  должны создавать условия для общения их с природой.

 Поэтому я решила создать собственный проект, который способствовал бы не только познанию красивого в природе, но и в самом себе, утверждению человеческого достоинства, доброты, сопереживания всему живому, оздоровлению ребенка через общение с растениями.

Ведущей идеей моего проекта является обеспечение интеллектуального, личностного развития каждого ребенка, сохранение его физического и психологического здоровья посредством общения с природой.

Данная концепция помогает мне  решить следующие задачи:

  1. Обеспечение интеллектуального развития ребенка:
    • пробудить в ребенке пытливого исследователя, открывателя мира;
    • через общение с природой развивается мышление, память, речь, умение получать знания самостоятельно.
  2. Развитие личности ребенка:
    • развивать экологически грамотное отношение к природе, к растениям, что дает возможность наилучшим образом приблизить  ребенка к красоте и гуманности;
    • учить трудолюбию, что дает детям возможность открыть  в себе все лучшие качества человека: ответственность, самостоятельность, креативность, компетентность.
  3. Сохранение и укрепление здоровья детей:
    • повысить уровень здоровья детей как физического, так и нравственного, через общение с растительным миром природы.

Свою работу по проекту «Зеленые ладошки» я начала с изучения программы «Истоки» и ее раздела  «Природа и ребенок», методик Н.А. Рыжовой по экологическому образованию дошкольников, ознакомилась с различными методическими пособиями и периодическими изданиями.

Работу по привитию любви к растениям я решила проводить через  познание, творческую деятельность и развитие речи. Содержание проекта я разделила на четыре цикла, каждый из которых решает свои задачи.

Первый цикл - «Научно-исторические данные» решает задачу индивидуализации самосознания, его содержания, обращает внимание ребенка на растения, на особенности его появления в России, научно-исторические факты и естественные представления дошкольников, развития интереса дошкольников.

Второй цикл - «Наблюдения и эксперименты» решает задачу формирования навыков постановки элементарных опытов и умения делать выводы на основе полученных результатов, развитие любознательности.

Третий цикл - «Творческий мир» решает задачу творческого потенциала, фантазии и воображения. Развивает способность воспринимать эстетическую ценность и выражать в творчестве полученные впечатления.

Четвертый цикл«Нам жить вместе» решает задачу заботливого отношения к растениям, формирует эмоциональное отношение к ним, желание беречь растения.

Использование такой модели работы на практике позволило реализовать целый ряд преимуществ:

  • возможность изучения мира растений от простого к более сложному;
  • многократное повторение материала;
  • возможность начать изучение растений с любого цикле, так как последовательность циклов повторяется.
  • закрепление и обогащение пройденного материала в творчестве.

Девизом  первого цикла можно выдвинуть такое правило: «Чтобы помогать природе, нужно не только жалеть ее, но и очень много знать». Дети должны получать научно достоверную информацию, но в адаптированном для их возраста виде. Поэтому я  использовала наиболее эффективные, на мой взгляд, формы работы:

  1. Чтение художественной литературы.
  2. Работа с энциклопедическими изданиями. Данные формы работы осуществлялись как в условиях детского сада, так и в семье.
  3. Опережающее погружение в проблему накануне занятий, активизировало субъективный опыт и познавательную активность детей.

Приобщаясь к новому материалу в начале в семье, ребенок узнавал мнение близких взрослых на эту проблему, пополнял знания по энциклопедическим книгам. Это помогало ребенку в детском саду: он мог поделиться своими знаниями со сверстниками или сказочным человечком – профессором Большое Ухо, сообщить, различные интересные, факты о тех или иных растениях. Дети вместе с  родителями создали подборку наглядного материала о растениях: фотографии, книги, открытки, вырезки и т. д. С помощью родителей и педагога дети выясняли историю появления каждого конкретного растения в России, узнали интересные научно – исторические факты. Все вместе мы прослеживали путь растений из других стран. Создали «карту растений», где отмечали родину растения и его путь до границ России.  

Очень понравилось детям создавать всем вместе мини – энциклопедии о растениях. Интересные научно – исторические факты и случаи, рецепты некоторых блюд заносились в самодельные энциклопедии.

Благодаря  проводимой работе дети приобрели уверенность в себе и своих способностях, повысили самооценку и самостоятельность. У детей появился осмысленный интерес к растениям, повысилось качество знаний по разделу «Природа и ребенок». Улучшились качественные показатели речи детей.

Для  решения задач второго цикла  была создана лаборатория с необходимым оборудованием. Мини – лаборатория способствовала развитию у детей познавательного интереса к исследовательской деятельности и формированию научного мировоззрения. Поэтому, большое внимание, уделялось  исследовательской деятельности: проведению опытов, циклических наблюдений, экспериментов. Все результаты дети фиксировали в дневниках наблюдений, анализировали  полученные данные, создавали модели развития растений и т.д.

Проводились различные дидактические игры с растениями, которые помогли задействовать у детей все органы чувств: слух, зрение, обоняние, вкус. В результате у детей  развились сенсорные способности, воображение, память, мелкая моторика. Мной  разработан цикл разного вида экскурсий, куда вошли: интерактивные экскурсии, тематические, экскурсии – походы. Они помогают детям узнать много нового через экспериментирование в живой природе, например: что легче шишка или лист -  подкидывая их в воздух; где север, а где юг можно узнать при помощи мха,  растущего на стволах деревьев.  Кроме этого походы и экскурсии  служат хорошей возможностью для общения с различными природными объектами в среде их обитания. Дети могут обнять дерево, отдавая ему свою отрицательную энергию и получат взамен положительную энергию дерева; прислониться щекой к коре дерева, обхватив его ствол ладошками, ребенок сливался с природой, становился ее частичкой. Между детьми и растениями складывались особые отношения, где дети чувствуют себя гостями. Дети приходят в гости к растениям, а они помогают им укрепить физическое и психическое здоровье.  Даже на территории детского сада мы создали опытный участок, на котором выращиваем лекарственные растения. Эти растения обогащают воздух полезными веществами, помогая проводить фитотерапию в естественных условиях.

 Исследовательская деятельность помогла развитию познавательного интереса детей, мышления, совершенствованию учебно-интеллектуальные навыков: умения обобщать, сравнивать, классифицировать.

Накопленные детьми знания помогли решить задачи третьего цикла и воплотились в творчестве детей: сочинении сказок и стихов о растениях, создании детских выставок из поделок и рисунков. Мы с детьми изготовили удивительный сад, который состоит из деревьев сделанных из бисера, бусинок, стекляруса. Все деревья в этом саду разные, но все они сделаны с любовью.

При сочинении сказок мы находили сказочных героев в мире растений, придумывали сюжет, наполняя его удивительными событиями, используя «сказочные» языковые средства. Постепенно дети начали  сочинять и стихи. Мы записывали эти стишки на листочки. Когда стихов стало много, решили  смастерить книгу. Для этого нам понадобились художники. Дети сами проиллюстрировали стихи различными изображениями. Так у нас возникла традиция создавать книжки о растениях своими руками. Сейчас в нашей группе собрана небольшая библиотечка сказок и стихов о растениях сочиненных и иллюстрированных самими детьми. Большой интерес у детей вызывали музыкально – театральные постановки.

Для привлечения внимания к экологическому воспитанию мы с детьми создаём свой собственный журнал «Растения и мы», родителей мы пригласили к сотрудничеству с нами. Журнал состоит из нескольких рубрик: «Растения в рисунках детей», «Интервью с родителями по вопросу…», «Наши сочинялки», «Из истории растений» и др. Эта форма удобна тем, что родители могут ознакомиться с журналом в то время, когда ожидают своего ребёнка в приёмной, а дети неоднократно просматривают журнал, показывая родным и близким. В конце учебного года все выпуски журнала выставляются для общего обозрения, можно выбрать наиболее понравившиеся статьи, рисунки, интервью.

Потребность детей в творчестве воплотилась и в экологических акциях, например: акция детского плаката «Берегите природу!», «Кормушка в каждый двор!» и др. Мои воспитанники принимали участие  в различных конкурсах, выставках рисунков: «Образы Земли», «Берегите воду!», «Лес – наше богатство!».

У детей появилась неиссякаемая потребность в творчестве, где они  ощущают себя частью природы, кроме того, создаётся состояние успешности, повышается самооценка. Дети утверждают свою значимость и познают себя, переживают чувство гордости от того – что они создают сами.

Четвёртый цикл является как бы итогом работы. Ведь вырастить растение очень трудоемкий процесс. Поэтому на этом этапе работы  я поставила перед собой задачу помочь детям осознать роль человека – творца, человека – труженика. Подвести детей к мысли, что они могут быть создателями живого, растущего, ждущего помощи растения. Для экологически правильного ухода за растениями и животными в уголке природы были составлены пиктограммы, где схематично, значками обозначали потребность этих растений в свете, тепле, питании. «Читая» эти пиктограммы дети ведут правильный уход за каждым из растений.

 Много внимания уделяла тому, чтобы научить ребят замечать красоту растений, которая проявляется только в очень благоприятных для них условиях.  Дети стали понимать эстетику живого с экологической позиции: красивое растение – это такое растение, которое имеет много сочных листьев, разветвлений, но не вытянутые стебли. Таким красивым растение становится в среде  полностью соответствующей его потребностям.  В результате чего у нас в группе сегодня  без особых трудностей уживаются растения собранные со всего мира. Для растений, которым воздух группы оказался слишком сухим, мы устроили фиториум, в нём можно содержать любые тропические цветы.

Кроме эстетического наслаждения, мои дети понимают, что растения являются источником здоровья. Абсолютно все растения обладают фитоцидными свойствами поражать бактерии. Бактерицидные вещества, поражающие бактерии опасные для человека обнаружены у алоэ, лимона, апельсина…

Правильная организация и оборудование зоны живой природы позволило  проводить содержательную работу по формированию начал экологической культуры детей. Идеально подошёл для этого используемый мной проектный метод, который подразумевает промысливание и практическое воплощение того, что должно быть. Этот метод позволил осуществить новые формы общения педагога и детей, между ними развились партнёрские отношения, выработался собственный аналитический взгляд на практику экологического, здоровьесберегающего воспитания. Так совместно с родителями  и детьми мы создали на территории детского сада «Аллею выпускников»:

  1. дети обследовали всю территорию детского сада, выяснили, какие деревья растут на ней;
  2. вместе с родителями создали «паспорта» данных растений;
  3. дети и родители выполнили проект будущей аллеи и спланировали, какие виды деревьев, не представлены на территории детского сада, будут расти на аллее;
  4. с родителями дети достали нужные саженцы и высадили их на аллее;
  5. организовали и открыли выставку фотографий и рисунков «Создание аллеи выпускниками 2008г»;
  6. подвели итоги и наградили наиболее активных участников акции.

Создание такой аллеи не только экологическая акция, но и здоровьесберегающая, т.к. пестрота разнообразных деревьев в любое время года создаёт расчленённый фон, на котором глаз отдыхает, работает в экономном режиме. Дети  увлеклись природой, осознали, что экологически правильное отношение к ней способствует улучшению их собственного здоровья.

Таким образом, работая по  проекту «Зеленые ладошки»

  • дети научились взаимоотношению с природой на основе согласия и благотворного влияния друг на друга,
  • более качественным стало интеллектуальное и личностное развитие детей,
  • работа по проекту помогла повысить уровень здоровья детей.

Помните песенку про улыбку? В ней лес хлопал в зеленые ладошки. Но такие ладошки бывают не только у растений, но и у тех, кто любит растения. И я очень надеюсь, что у моих детей, как в песне, будут «зеленые ладошки».

Я хочу предложить конспект занятия по разделу «Природа и ребёнок».

Тема занятия: «Разнообразие хвойных пород».

Цели:

  1. Познавательные - познакомить детей с разнообразием хвойных пород деревьев; дать детям энциклопедические знания о хвойных деревьях; учить отображать эти знания в рисунке.
  2. Оздоровительная - формировать представление детей о том, как хвойные деревья влияют на здоровье человека.
  3. Развивающие - развивать интерес к исследовательской и поисковой деятельности, через экспериментирование и самостоятельное получение знаний; закреплять умение детей использовать в изобразительной деятельности нетрадиционную технику рисования – «тычком».
  4. Воспитательные - воспитывать умение детей контактировать с незнакомым человеком; видеть красоту природы, богатство ее форм, красок, запахов.

Материал: разнообразные шишки, энциклопедии, лупы, семена, гуашь, щетинистые кисти, тонированные листы бумаги с нарисованными стволами деревьев, хвойное масло, раздаточные тарелочки, образцы смолы.

Активизация слов: энциклопедия, хвойные породы, смола, хвоя.

Ход занятия

- Здравствуйте, ребята. Меня зовут Светлана Сергеевна, я воспитатель из другого детского сада. А к вам пришла по просьбе своих детей. Они послали меня с поручением. А каким, я сейчас вам расскажу.

- Вы, конечно, знаете, какое время года сейчас идет? Зима.

- А какой праздник отмечают в конце декабря? Новый год.

- Тогда скажите мне, пожалуйста, что за гостья приходит на этот праздник каждый год в зеленом наряде? Елка.

- Мои ребята узнали много нового об этой лесной красавице и хотят поделиться своими находками с вами, поэтому послали вам подарок. Посмотрите, что в нем.

- Правильно, шишки. Видите, сколько их много и какие они разные. Ребята просили передать, что из этих шишек получится целая коллекция, только нужно их разобрать. Помогите мне, пожалуйста.  Дети разбирают шишки по внешнему виду.

- Молодцы, посмотрите, какая разнообразная коллекция шишек получилась. Может быть, вы подскажете мне названия деревьев, на которых выросли эти шишки? Ответы детей.

- Некоторые шишки у нас остались без названия. Что делают люди, когда не знают ответ на какой то вопрос? Ответы детей.

- Да, можно спросить у взрослых. Давайте спросим. Дети обращаются к взрослым.

- А вы уверенны в правильности? Мы можем все проверить с помощью умных книг – энциклопедий, ведь в них собраны сведения о разных растениях, нужно, только, выбрать необходимые. Чтобы, удобнее было работать с книгами, давайте распределимся на группы. Возьмите все по одной шишке.

Найдите ребят у кого такая же шишка  - это будет ваша группа. И вы будете искать в энциклопедии сведения именно об этом дереве. (Дети располагаются, где им удобно и  работают с книгами, ищут название дерева, на котором выросла данная шишка).

- Давайте сверим и прочтем, что говорится в энциклопедии об этих деревьях. (Зачитывают небольшие отрывки о деревьях: ель, сосна, лиственница, сибирская сосна, секвойя).

- Кто из вас узнал, что - ни будь новое из энциклопедий? Ответы детей.

- Молодцы, ребята, сколько интересных сведений вы сумели узнать благодаря энциклопедиям.

- Я предлагаю провести физкультурную минутку, чтобы отдохнуть. Она называется «Рука к руке». Для этого встаньте парами, представьте, что вы деревья в лесу, сосны, пихты, ели. Налетел ветер, и дерево задело другое веточкой – рукой. Рука к руке. Нога к ноге. Щека к щеке. Нос к носу. Живот к животу. Вот мы с вами немного отдохнули.

- А вы помните, какие необычные листочки у всех этих деревьев? Как они называются? Иголки, хвоинки.

- Так как же будут называться деревья с такими листьями? Хвойными.

- Оказывается, хвоинки – это видоизмененные листья. Они узкие, твердые, острые на кончиках.

- Интересно узнать, а шишки это что у хвойных деревьев? Ответы детей.

- Правильно, это плод, а семена находятся внутри шишек. А для чего нужны семена? Дети называют свои варианты ответа.

- Конечно, вы правы. С их помощью хвойные растения размножаются. Мы можем рассмотреть семена с помощью лупы. Дети работают с лупой.

- Вы заметили, что семена немного отличаются друг от друга. Чем? Ответы детей воспитатель предлагает подуть на семена, подкинуть их и т. д.

- Как вы думаете, почему семена деревьев разносятся по всему лесу? Ответы.

- Безусловно, вы правы, жители леса, ветер. Вот поэтому  семена и разные. Для ветра семена с крылатками, для белочек с орешками, для птиц с семечками.

- Ребята, а еще хвойных деревьев есть смола. Я хочу показать вам  ее капельки. Посмотрите, здесь есть даже окаменевшая смола древних сосен – янтарь.

- Какая смола? Есть ли у нее запах? Вы знаете, что такое смола?

Предлагаю посмотреть, понюхать, потрогать образцы смолы.

- Да, обломилась ли веточка, отщепилась ли кора – хвойное дерево тут же начинает плакать. Смоляные слезы закрывают ранку прозрачной пленкой как повязкой. Теперь никакие жуки – вредители, зловредные насекомые, микробы не доберутся до открытой раны.

- Ребята, хвойные деревья не только сами лечатся, но помогают людям бороться с их болезнями. Они выделяют в воздух эфирные масла, которые убивают микробов, поэтому в хвойном лесу так хорошо дышится. Дети вдыхают эфирное хвойное масло. А еще еловые веточки можно заварить, как чай и пить. Этот настой помогает при ангине и кашле. Я хочу научить вас массажу шишкой. Возьмите по шишке и выполняйте со мной:

Шишкой я круги катаю,  между ладоней катают шишку
Взад – вперед ее гоняю.  смена рук
Ей поглажу я ладошку,  соответственно
Будто я сметаю крошку.  смена рук
Пальцем я ее прижму  соответственно
И другой рукой начну.  смена рук
А теперь последний трюк:  перебросить шишку из руки в руку.
Шишка полетела вдруг.  

- Вот какие полезные хвойные деревья!

- Ребята моей группы нарисовали для вас стволы хвойных деревьев. А вы по ним должны догадаться, какое дерево нужно изобразить, можете выбрать любое понравившееся вам дерево. Ваша задача  подрисовать крону на стволах деревьев. Для работы нам понадобятся щетинистые кисти, потрогайте, они такие же колючие как хвоинки, попробуйте потыкать ворс кисти об ладошку. Колется? Вот так же мы будем тыкать ворсом кисти, по бумаге оставляя на нем щетинистый отпечаток краски, очень похожий на хвою. Вы знаете, как называется такой способ рисования? У кого есть вопросы? Тогда можно начинать. (Дети рисуют тычком хвою на ветках.)

- Молодцы, посмотрите, какие красивые разные хвойные деревья у вас получились. Вы можете назвать породу дерева, которое нарисовали?

- Ребята, чтобы ваше представление о хвойных деревьях было более полным, предлагаю добавить к коллекции шишек изображения хвойных деревьев.

- Великолепно! Очень хорошая коллекция получилась. А благодаря чему мы справились с работой? Благодаря тому, что вы такие любознательные, заинтересованные, мы сумели много узнать о хвойных деревьях. Мне очень приятно было иметь дело со знающими людьми.