Цели урока:
- учить работать с книгами о природе
- учить определять главную мысль произведения, объяснять заглавие
- учить находить в тексте описания картины природы, героев, их переживания
- составлять план к тексту и по нему кратко пересказывать,
- учить моделировать обложку книжки по произведению В.Бианки "По следам"
Оборудование:
- учебная хрестоматия авт. Л. А. Ефросинина,
- портрет писателя,
- рабочая тетрадь №2,
- книги В.Бианки,
- иллюстрации животных,
- цветные карандаши,
- 1-4 часть листа А 4.
ХОД УРОКА
1.Организационный момент.
2. Первичное чтение текста учителем. 12 минут
- Приготовьтесь слушать текст, который я вам прочитаю.
3. Беседа: 2 минуты
- Вы прослушали текст, попробуйте ответить на вопросы.
- Почему отец разрешил Егорке пойти на охоту?
- Почему лесник пошёл искать сына?
- Чьи следы увидел отец и очень испугался?
- Где нашёл лесник Егорку?
- Чем закончился текст?
- На какую тему этот текст?
4. Физминутка. 1 минута
5. Работа с текстом, составление плана. 15 - 17 минут
- Открыли тетради стр.39 задание №2
- Прочитали задание
- Открыли хрестоматии стр. 200
- 1 часть читает Гулевич Максим 2минуты
- О чём узнали из 1 части?
- Какая главная мысль?
- Как можно назвать эту часть?
- Куда отправился Егорка?
Дети: Егорка отпросился на охоту.( НА ДОСКЕ)
Запишите в тетрадь название 1 части.
- 2 часть читает Зиганшина Руслана 3 минуты
- О чём узнали из 2 части?
- Как назовём 2 часть?
- Почему лесник пошёл искать сына?
Дети: Вечерние поиски сына. (НА ДОСКЕ)Запишите в тетрадь.
- 3 часть читает Лебедева Ангелина 4,5 минуты
- О чём узнали из 3 части?
- Чьи следы увидел лесник?
- Как назвать можно эту часть?
Дети: Поиск сына по следам на снегу. (НА ДОСКЕ)Запишите в тетрадь.
- 4 часть читает Борозденков Данил 2 минуты
- О чём узнали?
- Как назовём эту часть?
- Где нашёл лесник сына?
Дети: Лесник нашёл Егорку в лесу.(НА ДОСКЕ) Запишите в тетрадь
- 5 часть читает Соловьёв Арсений 2 минуты
- О чём узнали?
- Чьи следы лесник не узнал? картинка барсука
- Что делали отец с сыном?
Дети: Разговор отца с сыном.(НА ДОСКЕ) Запишите в тетрадь.
6. Попробуем кратко пересказать текст. 2 минуты
- Что поможет пересказать текст? (план)
Примерный текст ученика:
*Егорка отпросился у отца на охоту.
Отец отпустил его до вечера, но сын не вернулся.
*Поздно вечером лесник услышал вой волков и пошёл искать мальчика, но не нашёл.
*Рано утром снова пошёл искать своего сына.
Он читал следы на снегу.
Видел следы стаи сорок, белки, незнакомый след зверя, волчьи следы. Испугался за жизнь мальчика.
* Увидел Егора на дереве и обрадовался. Тот просидел всю ночь, обхватив руками ствол дерева, спасаясь от волков.
*Лесник принёс замёрзшего сына домой, уложил его в постель, напил горячим чаем. Егор рассказал, что с ним произошло в лесу. От него отец узнал о барсуке.
За разговором с отцом Егорка уснул. За окном шёл снег, мела метель.
7. Моделирование обложки книжки. 8-9 минут
- Приготовьтесь к моделированию обложки.
Вспомните, что вы слушали сегодня на уроке? рассказ
- Нарисуйте фигуру, вместо слова "рассказ".
- Вспомните, на какую тему этот рассказ? о природе - животные и люди тоже относятся к природе
- Каким цветом вы раскрасите фигуру? (зелёным)
- Как бы вы назвали этот замечательный рассказ?
- А как его назвал автор? (По следам)
- Где запишем (название) заголовок рассказа? внизу страницы
Кто автор рассказа? Виталий Бианки
ПОКАЗ ПОРТРЕТА ПИСАТЕЛЯ.
- Где запишем автора? (Вверху)
- Попробуйте рассказать, по составленной вами обложке, что вы узнали сегодня нового на уроке?
- Выходит к доске ученик и рассказывает по обложке о чём читали на уроке.
(Мы сегодня на уроке читали рассказ "По следам" В.Бианки о природе) (на доске)
8. Итог урока. 1 минута
- Что особенно взволновало вас в рассказе?
- В какой момент вам стало страшно за жизнь мальчика? Почему?
- Поднимите руку, кому хотелось бы ещё раз послушать или почитать этот рассказ?
- Замечательно.
9. Домашнее задание.1 минута
Дома выполните задание №3 в тетради на стр.39
Можно сделать иллюстрацию к рассказу по желанию.
10. Выставление оценок. 1 минута
У:- Вы сегодня молодцы. Очень хорошо работали на уроке, были активны, хорошо читали, пересказывали текст.