В настоящее время на различных телевизионных каналах широко представлены различные интеллектуальные игры: "Что? Где? Когда?", "Самый умный", "Слабое звено", "Умники и умницы", "Своя игра" и др. Проведение этих игр требует, как правило, большой подготовки: базы данных вопросов, а некоторые и специальной техники, чего нет в общеобразовательной школе. Как не бывает и лишнего времени у педагогов.
Для проведения внеклассного мероприятия мы выбрали идею передачи "Своя игра" - вопросы в различных категориях знаний. И на этом все сходство закончилось.
Примерно за полтора месяца до проведения игры ребята получили задание: сформулировать вопросы и представить их преподавателям вместе с ответами и ссылками на источники, откуда они взяты. На это им отвели три недели.
После того, как все вопросы были обработаны. Поскольку зачастую они были сформулированы некорректно. Откровенно слабые из них были вообще отвергнуты. Иногда приходилось даже обращаться к литературе.
После этого вопросы были разбиты по группам. Всего у нас получилось 6 категорий: история, география, биология, культура, спорт, разное. Категория культура включала литературу и искусство. Самой большой оказалась категория география - 15 вопросов, самая маленькая - разное (всего 1 вопрос). Категория спорт вся состояла из вопросов, связанных с Олимпийскими играми.
И когда вопросы были отобраны, перед нами встала проблема: "Как быстро осуществить процесс задавания вопросов?"
Тогда было решено использовать электронные таблицы.
Этот выбор был сделан по следующим причинам:
- простота заполнения;
- возможность создания каждой категории на своем листе;
- легкость навигации, то есть требуется небольшое время, чтобы найти требуемый вопрос;
- простой способ отметки заданных вопросов.
База данных задаваемых вопросов была создана в MS Excel 2003 и записана на диск в файле с именем Моя игра (вопросы).xls. Для удобства ярлыки страниц были помечены различными цветами (в MS Excel 2003 есть такая опция).
Внешний вид листа Биология в электронных таблицах MS Excel 2003 показан на рисунке 1.
Правила игры.
По жребию определяется ученик, который начинает игру. Он называет категорию, на вопрос из которой он хотел бы ответить.
Ведущий называет автора вопроса и задает сам вопрос.
Например, вопрос Аксеновой Евгении из категории география: " Назовите первую столицу Японии?"
Одновременно он помечает на компьютере ячейки с вопросом любым цветом. Примеры показаны на Рис. 2, 3.
В случае правильного ответа выбравший категорию получает один жетон. Если он не смог ответить на вопрос, право ответа переходит к другому ученику.
Рис. 1. Вид окна Биология в программе MS Excel 2003.
В том случае, если никто из класса не смог ответить на вопрос, ответ на него дает автор и за это получает жетон.
Следующим категорию выбирает ученик, ответивший на вопрос. Если вопросы в категории закончились, то выбирается другая категория, в которой вопросы еще остались.
Конец игры наступает после того, как закончатся вопросы во всех категориях. Выигравшим считается тот, у кого будет наибольшее количество жетонов.
Авторы также пробовали использовать базу данных с вопросами (файл Моя игра (вопросы).xls) в электронных таблицах Calc из состава OpenOffise.org и свободно распространяемых электронных таблицах Gnumeric.
Файл открывался хорошо, но Calc ярлыки листов были не цветные. При попытке изменения цвета ярлыка в программе Gnumeric файл стал недоступен для программы MS Excel 2003, хотя OpenOffice.org.Calc этот файл открывался без проблем.
Примеры листов в различных электронных таблицах показаны на рисунках 2, 3.