Этот классный час был задуман давно. Люди стали жить лучше, комфортнее, богаче… И значит, изменилось отношение к хлебу. Не секрет, что «Без хлеба нет обеда».
Подготовку к классному часу провели заранее. Здесь нам помощь оказали и наши родители, были проведены:
- Конкурс стихов о хлебе;
- Конкурс рисунков;
- Конкурс сочинений о хлебе;
- Посетили Зал Боевой Славы: встретились с участницей блокадного Ленинграда.
Мы решили объединить все это и провести классный час. Это живая история нашего народа, нашего города, страны.
Уже давно на нашей Земле не свистят пули, не летят снаряды. Люди стали жить намного лучше, богаче. Если в прежние времена «Хлеб – батюшка, а вода-матушка», то в нынешнее время ЭТОТ главный продукт отодвинули на задний план.
Не секрет, что и цены хлеба многие не знают.
Наши дети не пережили голодных лет, босоногого детства. Я помню запах новоиспеченного хлебушка, который моя мама доставала из русской печи. В то время хлеб пекли ВСЕ.
Сейчас полки магазинов завалены хлебобулочными изделиями. Ничего не стоит всем нам купить ХЛЕБ, а еще легче бросить недоеденный кусок хлебушка, пирога, булочки в мусорный бак или просто так.
На примере классного часа, я хотела показать тяжелый труд многих людей, а возможно кто-то из детей в будущем выберет для себя эту профессию-хлебороба.
На классный час мы пригласили блокадницу Ленинграда: Шеину Христину Николаевну.
Она вспомнила свое голодное детство, сравнила нынешний хлеб с блокадным, тем который помог ей выжить. В ее голосе слышалась дрожь и радость, что наше поколение не испытало, не пережило всего этого. Наверное, Христине Николаевне повезло больше, чем ТАНЕ САВИЧЕВОЙ. Христина до сих пор не может понять, как она осталась жива? Что помогло ей выжить в те страшные голодные годы.
На классном часе дети имели возможность испробовать «блокадного хлебушка» (с отрубями и опилками), испеченной нашей родительницей Асановой Людмилой Георгиевной. И вновь мы задали себе вопрос: Что же такое Хлеб??? И мы отвечаем: «ХЛЕБ — это ЖИЗНЬ».
Цель:
- Воспитывать у детей чувство бережливого отношения к хлебу;
- Утвердить в сердцах детей общечеловеческие ценности: доброту, любовь, милосердие, трудолюбие, сострадание, благородство, уважение к людям труда;
- Показать на примере классного часа, что хлеб всегда был, есть и будет главным на столе.
Оформление: «Его Величество —ХЛЕБ» (на доске).
Оборудование: Выставка книг о хлебе; каравай, соль, рушник, таблички (профессии), 3 булки блокадного хлеба.
Воспоминания: «Из дневника Тани Савичевой», сочинения детей, музыкальное сопровождение (баян), слова песни «Хлеб - всему голова».
Хлеб-драгоценность,
Им не сори…
Хлеба к обеду в меру бери.
Ход мероприятия.
1. Уважаемые гости! Родители! Дети! Мы приветствуем вас на нашем классном часе «Его Величество — ХЛЕБ»
Что? Хлеб! - это имя существительное, а все остальное прилагается, т.е. дополняется к хлебу.
Хлеб — это рука друга, протянутая голодающему или пострадавшему. Вспомним наводнение 1998г., 2001г. В городе Ленске. Только появились в городе островки, свободные от воды, стали завозить хлеб и воду, самое необходимое для человека. Недаром говорят, что «Хлеб, соль, да вода — богатырская еда».
Мы поговорим сегодня с вами на очень наболевшую тему в нашем обществе, в нашем городе и конкретно в нашей школе. Иногда в коридоре или в урне можно увидеть недоеденную булочку или кусочек хлебушка, который валяется под ногами… Не задумываясь, мы можем просто пнуть или поддеть ногой хлебушек…К сожалению это делаем мы.
2. Выходят 2 мальчика: Борисов Максим и Балакин Петя.
Мне больно, когда я случается вижу,
Что хлеб, недоеденный брошен бесстыже.
Эй, ты! Попирающий корку ногою
Ты топчешь достоинство наше людское
Ты мать оскорбил, ты обиду нанес…
Земле, на которой родился и рос.
(Петрусь Бровка)
Ведущий: Хлеб — поистине можно назвать святым. И таких слов в нашей речи немного: земля, хлеб, Родина, мама. Человек всегда верил в святость хлеба, его значимость.
Он также бесценен
Как земля, воздух, вода.
Россия — это не только
Милые душе березки
Это еще поля с золотыми
Колосьями ржи и пшеницы.
Ведущий: Мы часто называем хлеб белый и черный, а не лучше ли сказать: ржаной, пшеничный. От этих слов веет достатком, теплом человеческих рук.
(входят девочка и мальчик в костюмах, несут на рушнике каравай, соль, кланяются гостям).
Звучит музыка: Хлеб - всему голова.
Вот он хлебушко душистый
С хрусткой корочкой витой
Вот он теплый, золотистый
Словно солнцем налитой.
Если мы хотим кого-то
Встретить честью и почетом
Встретить щедро от души
С уважением большим.
То гостей таких встречаем
Круглым, пышным караваем
Он на блюде расписном
С белоснежным рушником.
С караваем соль подносим
Поклонясь, отведать просим.
(вручают хлеб гостям)
Так повелося на моей земле
Из года в год, из рода в род веками.
Тот хлеб, что в каждом доме на столе
Согрет был человечьими руками.
Он их теплом, он их добром пропах
И песней той, что жаворонком спета
Под синим небом, в золотых хлебах
В июльский полдень солнечного света.
Ты вырастешь и через много лет
Опять сюда вернешься на рассвете
И скажешь: « Ничего на свете нет»,
Чем теплый хлеб на этом белом свете.
(Н. Аникеева)
Ведущий: Выйди летом в поле, посмотри, как тянутся к солнцу колосья спелой пшеницы. Зрелый колосок слегка колышется на ветру. Подойди, тронь его и на твои ладони упадут зерна спелой пшеницы. В каждом из них жизнь. Издавна так повелось: «Человек растит зерно. Зерно кормит человека».
(Входит 8 человек с табличками).
Перед этой пашнею
Шапку скинь сынок
Видишь, пробивается хлебный колосок
Сколько в это зернышко вложено труда
Знают только солнышко, ветер, да вода.
Поле хлебное созрело
Жатва жаркая близка
И комбайн берется смело
Все собрать до колоска.
Время он беречь умеет
Хлеб пожнет и в тот же миг
Обмолотит и провеет
И погрузит в грузовик.
Хлеб созрел, но к нам на стол
Прямо с поля не пришел
С поля даже в магазины
Хлебу ехать рановато
Он уселся на машины
И спешит на элеватор.
В элеваторе для нас
Хлеб хранится про запас.
Здесь ему тепло, удобно
Сможет он как будто дома
Сколько нужно отдохнуть
И опять собраться в путь.
Едет хлеб на мельницу
Мельницу-чудесницу
Здесь пышней, чем облака
Получается мука.
И наполнив этим грузом
Необычный круглый кузов
Богатырь-муковоз
На завод муку повез.
И как бы тот путь
Не был долог и труден
Хлеб будет делиться своей теплотой
Хочется хлебу, так же как людям
На доброту отвечать добротой.
Ведь не сразу стали зерна
Хлебом тем, что на столе
Люди долго и упорно
Потрудились на земле.
Ведущий:
Когда за столом вы ребята сидите,
то помните, кто для вас хлеб создает?
Колхозник, Рабочий, Нефтяник, Строитель,
Шахтер, Машинист, Комбайнеры, Народ.
Ведущий: Да, действительно, народ! Когда же впервые пришел к человеку хлеб? Очень давно. Но начинали печь хлеб, используя не рожь и пшеницу, а желуди. Из желудей дуба пекли хлеб более 5000 лет назад. Но не всегда хлебушка было вдоволь.
(звучит музыка «Священная война»)
Вспомним трудный хлеб войны. 1941 год. На нашу родину напали фашисты-враги. Они жгли хлебные поля. Все, кто мог держать оружие, встали на защиту РОДИНЫ. Чтобы как-то выжить, люди варили суп из лебеды и крапивы, а за хлебушком выстраивались целые очереди. Особенно досталось г. Ленинграду, ныне г. Санкт-Петербургу. Но об этом нам лучше расскажет зав. Зала Боевой Славы Никифорова Екатерина Петровна.
Слово предоставляется блокаднице Ленинграда Шеиной Христине Николаевне.
Тихо звучит музыка «Русское поле». Дети угощают всех присутствующих хлебушком, испеченный родительницей Асановой Л.Г. В хлеб добавлены опилки, отруби.
Ведущий:
Блокадный хлеб, слезою пополам
Кто ел его, о нем не забывает.
Ведущий: Этот хлебушек всего лишь на сотую долю похож на блокадный. Положите на ладонь этот кусочек хлеба, попробуйте его на вкус. Он всего лишь на сотую долю похож на тот блокадный, но и того блокадного хлебушка была норма выдачи на взрослого 250 граммов и детям 125 граммов на сутки.
Обличительным документом в те страшные годы, является дневник ленинградской школьницы Тани Савичевой. Я позволю зачитать несколько строк. Последней записи нет, т.к. Таня умерла, а может в тот момент, мог спасти ее такой кусочек, хлеба, который лежит у вас на ладони, а его не было.
Что хлеб наш насущный - святые слова
Так говорили и деды и прадеды
Он в нашей жизни всему голова
Сила великая хлебушку дадена
Хлеб, как святыня для всех был всегда
Есть он – исполнилось счастье народное
Не было - голод душил города
И вымирали деревни голодные.
Мы не бедны: на столе, в закромах
Досыта хватит всем хлеба душистого
На необъятных колхозных полях
Колос наполнит зерно золотистое.
Нынче ж, когда у нас вдоволь его
Полки изделием хлебным завалены
То ли от сытости, толь от чего
Хлеб совершенно ценить перестали мы.
Чтобы в России люди могл
Жить в благоденствии долгие годы
Надо беречь хлеб-щедрость земли
Силу Руси, дар великой природы.
Ведущий: Вот выдержки из сочинений наших учеников:
- В войну давали хлеб по граммам, и все берегли его, собирали даже крошки. В наше же время многие не знают настоящей цены хлеба и бросают его на пол, пинают его.
- После наводнения люди стояли в очереди за хлебом. И какая это была радость, когда мама приносила домой теплую буханку хлеба.
- Хотя хлеб без труда можно купить в магазине, но попробуйте испечь его сами.
- Когда бабушка режет хлеб, то крошки от хлеба она собирает птичкам. Я учусь у бабушки беречь хлеб.
- Баловством хлеба не добудешь. Земля кормит людей, как мать детей.
- Он очень вкусный, теплый, как мамины руки. Зимой мы крошим хлеб птичкам, чтобы они не погибли.
- В наши дни хлеб можно купить в любом продуктовом магазине и поэтому многие дети, и даже взрослые не ценят, и не берегут хлеб.
- А моя мама работает на пекарне. Она сильно устает. Вся работа почти ручная, и даже через рукавицы обжигаются пальцы.
Ведущий: Давно на нашей земле не свистят пули. Дети не вздрагивают от взрывов. Но мы всегда должны помнить о тех страшных годах. О том , что пережил наш народ и выстоял.
Вы — новое поколение. Возможно, кто-то из вас будет растить хлеб, водить поезда, полетит к звездам, кто-то добывать руду и строить дома, кто-то защищать Родину или учить детей. О чем же мы всегда должны помнить?
Ведущий: А сейчас вашему вниманию в исполнении класса прозвучит «Поппури на тему военных песен». Приглашаем всех к столу.
Домашнее задание: По итогам классного часа написать свои отзывы:
- О чем бы вы хотели рассказать дома?
- Изменилось ли ваше отношение к хлебу?
- А кем буду я, когда вырасту?