Цель: формирование системы нравственных ценностей на основе гуманистических принципов внутрисемейных отношений.
Задачи:
- обучающие — введение понятий «генеалогическое древо», «родословная»; ознакомление с правами ребенка, закрепленными в Конвенции ООН о правах ребенка 1989 года;
- воспитательные — воспитание уважительного отношения к взрослым, чуткости, желания прийти на помощь в трудную минуту; воспитание интереса к прошлому своей семьи;
- развивающие — развитие общеучебных умений, навыков (анализ, обобщение и т.п.); расширение кругозора учащихся.
Оборудование:
- компьютерная презентация (приложение 2);
- схемы генеалогических древ, выполненные учащимися;
- пособие «В наш мир народною тропой» ч.1 (авт. А.А.Синцова, А.В.Баева, В.Ю.Лузаков) на каждого учащегося;
- карточки с пословицами на каждого учащегося
Ход занятия
1. Организационный момент.
2. Сообщение темы занятия.
На экране появляется ребус: 7Я.
- Отгадайте слово, зашифрованное в ребусе.
- Какова, по вашему мнению, тема сегодняшнего занятия?
- 2008 год в России был объявлен годом семьи. Сегодня мы говорим о семье, её прошлом, настоящем, о её незыблемости и вечности.
3. Экскурс в прошлое.
1) Чтение наизусть стихотворения Л.А.Пеньковой, Г.М.Каратаевой «Кто такие предки» заранее подготовленным учеником:
Рассказать хочу вам, детки,
Кто такие наши предки.
Те, кто были перед нами,
Кто возился в детстве с вами.Это мама, это папа,
Это бабушка и дед,
Это прадед,
Он родился перед вами за сто лет.Всё, что видим мы сейчас,
Предки сделали для нас:
Лампу, туфли, телефон,
Поезд, стулья, этот дом.
Даже мяч, футбол, штаны
Предки нам изобрели.Много-много лет назад
Предки начали писать.
И от предков мы узнали,
Предки в книгах рассказали,
Как возник наш род людской,
И кто был до нас с тобой.
2) Чтение рассказа Л.Н.Толстого «Дома».
- Издавна наши предки начали вести совместное хозяйство, организовывать семейную жизнь. Стало ясно, что в семье дело спорится веселее, а праздники радостнее.
На экран проецируется текст маленького рассказа Л.Н.Толстого «Дома»:
« Жил мальчик в ученье, пришел восвояси на праздник. Сели за кашу. Мальчик сказал: «Какая у вас каша густая, такой каши у хозяина не бывает». А мать сказала: «Семейная кашка гуще кипит».
Ученик читает вслух.
- Что значит «жить в ученье»?
- Как вы понимаете последние слова рассказа?
3) Сообщения учащихся о документах прошлого: «Домострой», «Юности честное зерцало».
- Так повелось на Руси, что в семье жили несколько поколений: бабушки-дедушки, их дети, внуки. Взаимоотношения между членами семьи регулировались правилами.
Сообщение ученика 1:
- В 16 веке на Руси появился свод, т.е. сборник, житейских правил и наставлений «Домострой». Главой семьи признавался мужчина. Он обладал очень большими правами, мог наказывать жену, детей. Были в «домострое» правила и для детей.
На экран выводятся выдержки из «Домостроя» [1]:
«Детям отца и матерь любити и беречи и повиноватися им».
«Не забывайте трудов матери и отца, они о вас заботились и за вас печалились, упокойте старость их и о них позаботьтесь, как и они о вас некогда».
Ученик читает вслух выдержки.
Сообщение ученика 2:
- В 18 веке появляются правила поведения в семье и обществе для детей, отроков. Называется этот сборник «Юности честное зерцало, или показание к житейскому обхождению».
На экран выводятся выдержки из сборника [2]:
«В первых наипаче всего должни дети отца и матерь в великой чести содержать»
«У родителей речей перебивать не надлежит».
«Когда родители их спросят, то должни к ним отозватца и отвещать тотчас, как голос послышат. И потом сказать, что изволите, государь батюшко; или государоня матушка».
Ученик читает вслух правила.
4) Работа над басней
Л.Н.Толстого «Старый дед и внучек» [5].
Учащиеся читают вслух, по «цепочке».
- Почему дедушку не сажали за стол?
- Что сделала невестка, когда дедушка разбил чашку с едой?
- Зачем Миша делал лохань?
- Почему родители Миши заплакали?
- Как они стали относиться после этого к дедушке?
- Зачем Толстой рассказал эту историю?
- Есть ли в вашей семье старые люди? Как вы к ним относитесь?
Физкультурная минутка:
В нашем классе, как в семье.
На зарядку ходят все.
Чтоб до папы нам достать,
Нужно на носочки встать.
Руки разведём пошире –
Нет семьи дружнее в мире!
5) Работа с пословицами.
- Возьмите карточки. Пословицы «рассыпались». Подберите каждому началу пословицы нужное продолжение. Соедините линиями.
При солнышке тепло | и душа на месте |
Вся семья вместе | а дома лучше |
В гостях хорошо | при матери добро |
Нет лучше дружка | тот вовек не погибает |
Кто родителей почитает | когда в семье лад |
На что клад | чем родная матушка |
- Прочитайте пословицы, которые получились.
4. «Я и моя семья».
1) Сообщения учащихся о своих семьях с опорой на генеалогические древа.
- Каждый из вас провел исследовательскую работу. С помощью родителей вы узнали о своих предках, об истории своего рода, составили генеалогические древа — родословные своих семей. По генеалогическому древу можно проследить связь между родственниками. Поделитесь интересными фактами из истории жизни ваших близких людей.
2-3 ученика представляют вниманию учащихся небольшие рассказы о своих семьях. (Генеалогическое древо составляется по приведенному образцу. В круги вклеиваются ксерокопии фотографий). (Приложение 3)
2) Самостоятельная работа учащихся с пособием «В наш мир народною тропой» [4].
- Откройте пособие на с. 19, выполните задание № 5.
Проверка выполнения задания.
3) Инсценирование учащимися рассказа В.Осеевой «Печенье» [6].
(Участвуют четверо учеников, исполняющих роли мамы, бабушки, Вовы, Миши.)
Обсуждение ситуации.
- Выскажите свое мнение о поступках ребят.
- Что чувствовали взрослые — мама и бабушка?
- Как нужно было мальчикам поступить, чтобы всем было радостно?
- Как вы поступаете в таких случаях?
5. Знакомимся с Конвенцией о правах ребенка [3].
- Каждый человек, в какой бы стране он ни жил, хочет быть здоровым и счастливым, хочет жить в мире и безопасности. Чтобы эти желания могли осуществиться, в мире уже более 60 лет активно работает Организация Объединенных Наций — ООН. Это самая известная и влиятельная международная организация. 20 ноября 1989 года ООН был принят очень важный документ — Конвенция о правах ребенка. В 54-х статьях этого документа были записаны и даны гарантии по защите прав и свобод детей. Познакомимся с основными из них.
На экран последовательно выводятся права ребенка с соответствующей иллюстрацией. Дети «по цепочке» вслух читают выдержки из Конвенции, рассматривают иллюстрации.
№ 1 — право на жизнь
№ 2 — право на индивидуальность
№ 3 — право на защиту здоровья
№ 4 — право на социальное обеспечение
№ 5 — право на получение среднего и высшего образования
№ 6 — право на труд
№ 7 — право на отдых и досуг
№ 8 — право на участие в культурной жизни
№ 9 — право на защиту по закону
№ 10 — право на личную свободу и уважение личности ребенка
6. Подведение итогов.
- Какой теме было посвящено занятие?
- Что нового узнали?
- Выскажите свое мнение о том, какой должна быть семья.
- Семья — это самые родные и любимые люди. Какие бы испытания ни приготовила человеку жизнь, поддержку, опору и понимание он всегда найдет в семье.
Использованная литература:
1. «Домострой», изд. подг. В.В.Колесов, В.В.Рождественская,
СПб.:
«Наука», 2001 г.
2. «Домострой. Юности честное зерцало», М.: «Азбука», 2008 г.
3. «Знакомимся с Конвенцией о правах ребенка». Иллюстративно-дидактический материал для начальной школы. М.: «АРКТИ», 2008 г.
4. «В наш мир народною тропой». Пособие в 2-х частях, ант. А.А.Синцова, А.В.Баева, В.Ю.Лузаков, М.: АНОО «Ступеньки знаний», 2006 г.
5. Л.Н.Толстой «Старый дед и внучек». Собрание сочинений в 22 т. М., «Художественная литература», 1982 г., т. 10.
6. В.А.Осеева «Печенье». Собрание сочинений в 4-х томах. М., «Детская литература», 1984 г., т. 2.