Внеклассное мероприятие для 3-го класса по теме "Семья: прошлое, настоящее, вечное…"

Разделы: Начальная школа, Внеклассная работа


Цель: формирование системы нравственных ценностей на основе гуманистических принципов внутрисемейных отношений.

Задачи:

  • обучающие — введение понятий «генеалогическое древо», «родословная»; ознакомление с правами ребенка, закрепленными в Конвенции ООН о правах ребенка 1989 года;
  • воспитательные — воспитание уважительного отношения к взрослым, чуткости, желания прийти на помощь в трудную минуту; воспитание интереса к прошлому своей семьи;
  • развивающие — развитие общеучебных умений, навыков (анализ, обобщение и т.п.); расширение кругозора учащихся.

Оборудование:

  • компьютерная презентация (приложение 2);
  • схемы генеалогических древ, выполненные учащимися;
  • пособие «В наш мир народною тропой» ч.1 (авт. А.А.Синцова, А.В.Баева, В.Ю.Лузаков) на каждого учащегося;
  • карточки с пословицами на каждого учащегося

Ход занятия

1. Организационный момент.

(Приложение 1)

2. Сообщение темы занятия.

(Приложение 2)

На экране появляется ребус: .

- Отгадайте слово, зашифрованное в ребусе.

- Какова, по вашему мнению, тема сегодняшнего занятия?

- 2008 год в России был объявлен годом семьи. Сегодня мы говорим о семье, её прошлом, настоящем, о её незыблемости и вечности.

3. Экскурс в прошлое.

1) Чтение наизусть стихотворения Л.А.Пеньковой, Г.М.Каратаевой «Кто такие предки» заранее подготовленным учеником:

Рассказать хочу вам, детки,
Кто такие наши предки.
Те, кто были перед нами,
Кто возился в детстве с вами.

Это мама, это папа,
Это бабушка и дед,
Это прадед,
Он родился перед вами за сто лет.

Всё, что видим мы сейчас,
Предки сделали для нас:
Лампу, туфли, телефон,
Поезд, стулья, этот дом.
Даже мяч, футбол, штаны
Предки нам изобрели.

Много-много лет назад
Предки начали писать.
И от предков мы узнали,
Предки в книгах рассказали,
Как возник наш род людской,
И кто был до нас с тобой.

2) Чтение рассказа Л.Н.Толстого «Дома».

- Издавна наши предки начали вести совместное хозяйство, организовывать семейную жизнь. Стало ясно, что в семье дело спорится веселее, а праздники радостнее.

На экран проецируется текст маленького рассказа Л.Н.Толстого «Дома»:

« Жил мальчик в ученье, пришел восвояси на праздник. Сели за кашу. Мальчик сказал: «Какая у вас каша густая, такой каши у хозяина не бывает». А мать сказала: «Семейная кашка гуще кипит».

Ученик читает вслух.

- Что значит «жить в ученье»?

- Как вы понимаете последние слова рассказа?

3) Сообщения учащихся о документах прошлого: «Домострой», «Юности честное зерцало».

- Так повелось на Руси, что в семье жили несколько поколений: бабушки-дедушки, их дети, внуки. Взаимоотношения между членами семьи регулировались правилами.

Сообщение ученика 1:

- В 16 веке на Руси появился свод, т.е. сборник, житейских правил и наставлений «Домострой». Главой семьи признавался мужчина. Он обладал очень большими правами, мог наказывать жену, детей. Были в «домострое» правила и для детей.

На экран выводятся выдержки из «Домостроя» [1]:

«Детям отца и матерь любити и беречи и повиноватися им».

«Не забывайте трудов матери и отца, они о вас заботились и за вас печалились, упокойте старость их и о них позаботьтесь, как и они о вас некогда».

Ученик читает вслух выдержки.

Сообщение ученика 2:

- В 18 веке появляются правила поведения в семье и обществе для детей, отроков. Называется этот сборник «Юности честное зерцало, или показание к житейскому обхождению».

На экран выводятся выдержки из сборника [2]:

«В первых наипаче всего должни дети отца и матерь в великой чести содержать»

«У родителей речей перебивать не надлежит».

«Когда родители их спросят, то должни к ним отозватца и отвещать тотчас, как голос послышат. И потом сказать, что изволите, государь батюшко; или государоня матушка».

Ученик читает вслух правила.

4) Работа над басней Л.Н.Толстого «Старый дед и внучек» [5].
Учащиеся читают вслух, по «цепочке».

- Почему дедушку не сажали за стол?

- Что сделала невестка, когда дедушка разбил чашку с едой?

- Зачем Миша делал лохань?

- Почему родители Миши заплакали?

- Как они стали относиться после этого к дедушке?

- Зачем Толстой рассказал эту историю?

- Есть ли в вашей семье старые люди? Как вы к ним относитесь?

Физкультурная минутка:

В нашем классе, как в семье.
На зарядку ходят все.
Чтоб до папы нам достать,
Нужно на носочки встать.
Руки разведём пошире –
Нет семьи дружнее в мире!

5) Работа с пословицами.

- Возьмите карточки. Пословицы «рассыпались». Подберите каждому началу пословицы нужное продолжение. Соедините линиями.

При солнышке тепло и душа на месте
Вся семья вместе а дома лучше
В гостях хорошо при матери добро
Нет лучше дружка тот вовек не погибает
Кто родителей почитает когда в семье лад
На что клад чем родная матушка

- Прочитайте пословицы, которые получились.

4. «Я и моя семья».

1) Сообщения учащихся о своих семьях с опорой на генеалогические древа.

- Каждый из вас провел исследовательскую работу. С помощью родителей вы узнали о своих предках, об истории своего рода, составили генеалогические древа — родословные своих семей. По генеалогическому древу можно проследить связь между родственниками. Поделитесь интересными фактами из истории жизни ваших близких людей.

2-3 ученика представляют вниманию учащихся небольшие рассказы о своих семьях. (Генеалогическое древо составляется по приведенному образцу. В круги вклеиваются ксерокопии фотографий). (Приложение 3)

2) Самостоятельная работа учащихся с пособием «В наш мир народною тропой» [4].

- Откройте пособие на с. 19, выполните задание № 5.

Проверка выполнения задания.

3) Инсценирование учащимися рассказа В.Осеевой «Печенье» [6].

(Участвуют четверо учеников, исполняющих роли мамы, бабушки, Вовы, Миши.)

Обсуждение ситуации.

- Выскажите свое мнение о поступках ребят.

- Что чувствовали взрослые — мама и бабушка?

- Как нужно было мальчикам поступить, чтобы всем было радостно?

- Как вы поступаете в таких случаях?

5. Знакомимся с Конвенцией о правах ребенка [3].

- Каждый человек, в какой бы стране он ни жил, хочет быть здоровым и счастливым, хочет жить в мире и безопасности. Чтобы эти желания могли осуществиться, в мире уже более 60 лет активно работает Организация Объединенных Наций — ООН. Это самая известная и влиятельная международная организация. 20 ноября 1989 года ООН был принят очень важный документ — Конвенция о правах ребенка. В 54-х статьях этого документа были записаны и даны гарантии по защите прав и свобод детей. Познакомимся с основными из них.

На экран последовательно выводятся права ребенка с соответствующей иллюстрацией. Дети «по цепочке» вслух читают выдержки из Конвенции, рассматривают иллюстрации.

№ 1 — право на жизнь

№ 2 — право на индивидуальность

№ 3 — право на защиту здоровья

№ 4 — право на социальное обеспечение

№ 5 — право на получение среднего и высшего образования

№ 6 — право на труд

№ 7 — право на отдых и досуг

№ 8 — право на участие в культурной жизни

№ 9 — право на защиту по закону

№ 10 — право на личную свободу и уважение личности ребенка

6. Подведение итогов.

- Какой теме было посвящено занятие?

- Что нового узнали?

- Выскажите свое мнение о том, какой должна быть семья.

- Семья — это самые родные и любимые люди. Какие бы испытания ни приготовила человеку жизнь, поддержку, опору и понимание он всегда найдет в семье.

Использованная литература:

1. «Домострой», изд. подг. В.В.Колесов, В.В.Рождественская, СПб.:
«Наука», 2001 г.

2. «Домострой. Юности честное зерцало», М.: «Азбука», 2008 г.

3. «Знакомимся с Конвенцией о правах ребенка». Иллюстративно-дидактический материал для начальной школы. М.: «АРКТИ», 2008 г.

4. «В наш мир народною тропой». Пособие в 2-х частях, ант. А.А.Синцова, А.В.Баева, В.Ю.Лузаков, М.: АНОО «Ступеньки знаний», 2006 г.

5. Л.Н.Толстой «Старый дед и внучек». Собрание сочинений в 22 т. М., «Художественная литература», 1982 г., т. 10.

6. В.А.Осеева «Печенье». Собрание сочинений в 4-х томах. М., «Детская литература», 1984 г., т. 2.