Урок чтения во 2-м классе по теме "Рассказы Л.Н. Толстого"

Разделы: Начальная школа


Цели урока:

Образовательная: познакомить учащихся с рассказом Л.Н. Толстого “Старый дед и внучек” и другими его рассказами, обеспечить усвоение понятия их сути, и найти с их помощью решение проблемы.

Развивающая: развивать у учащихся умения выделять главное в тексте, подтверждать свои суждения цитатами и примерами из текста, ставить вопросы, делать обобщения и выводы.

Воспитательная: создать условия для воспитания общечеловеческих ценностей и интереса к художественному слову.

Оборудование и Н\ П: портрет писателя, рассказы Л.Н. Толстого, пословицы.

Тип урока: Сообщение новых знаний.

Ход урока

1. Орг. часть.

2. Постановка проблемы.

Учитель

Добрый день, ребята!
Мы с вами знакомы, но “не знаем друг друга”.
Я надеюсь, что сразу поймем
И в этом поможет нам книга,
Которую вместе прочтем.

3. Получение новых знаний.

Учитель. Для работы нам нужен помощник – наш мозг. Давайте подготовим его. Подберите к словам слова, противоположные по смыслу, антонимы. Учитель диктует первое слово, учащиеся называют антоним.

Учитель Ученики
Глупый------ умный
Лживый ----- честный
Слабый-------- сильный
Плохой ------- хороший

Учитель. Может ли человек быть только хорошим или только плохим?

Ученики. Ответ: У каждого человека могут быть хорошие и плохие черты характера.

Есть люди добрые, честные, справедливые, а бывают жадные и злые.

Учитель. В каждом человек есть две половинки: белая и черная. Важно только, какую человек открывает в себе больше.

Обратимся к словам Агнии Львовны Барто: “Я сорвал цветок – и он завял, я поймал жука – и он умер у меня на ладони. Я посадил птицу в клетку – и она погибла в неволе. И тогда я понял, что прикоснуться к красоте можно только сердцем”

- Что значит “прикоснуться к красоте сердцем”?

Ученики. Радоваться всему живому, беречь, любить всех, улыбаться бабочками цветам.

Учитель. Ребята, Всему этому, о чем мы сейчас говорили, учат рассказы Льва Толстого.

Он прожил 82 года, и всю свою жизнь литературе, истории, музыке, рисованию, медицине. Но главное, он любил детей. В то время мало было школ, дети бедных людей вообще не могли учиться. Лев Николаевич открыл в Ясной Поляне школу для бедных детей и сам учил их. Вот так он обращался к мальчикам – учащимся Яснополянской школы: “Спасибо, ребята, что ходите ко мне. Я рад, когда вы хорошо учитесь. Только, пожалуйста, не шалите. А то есть такие, что не слушают, а только сами шалят. А то, что я вам говорю, нужно для вас будет. Вы вспомните, когда уже меня не будет, что старик говорил вам добро”

Учитель. Все рассказы Льва Толстого поучительны. Какой вы уже знаете жанр литературы, который создается с такой же целью?

Ученики. Басни.

Учитель – А как называются короткие мудрые высказывания?

Ученики. Пословицы и поговорки.

Соедините начало и конец пословиц, чтобы получились верные высказывания.

(На доске прикреплены карточки с частями пословиц, из этих частей дети должны составить правильные фразы.)

Начало пословиц Конец пословиц.
1.При солнышке тепло, 1. Чем родная матушка
2. Нет лучше дружка 2. И душа на месте
3. Вся семья вместе 3. Тот вовек не погибает
4. Кто родителей почитает 4.При матери добро

Правильные ответы:

  1. При солнышке тепло, при матери добро.
  2. Нет лучше дружка, чем родная матушка.
  3. Вся семья вместе и душа на месте.
  4. Кто родителей почитает, тот вовек не погибает.

Учитель. Какой темой эти пословицы объединены?

Ученики. Эти пословицы о семье.

Учитель. Сегодня мы с вами будем читать рассказ Толстого о семье. Называется он “Старый дед и внучек”.

Физминутка.

У нас будет небольшая переменка.

Учитель.

Один говорит: “Побежим, побежим”
Другой говорит: “Постоим, постоим”
Третий говорит: “Пошатаемся, пошатаемся”
Отгадайте, что это? (река, берега, трава)

Эту загадку придумал Л.Н. Толстой.

Откройте учебник стр.54, посмотрите на иллюстрацию. О какой семье пойдет речь? Где они живут?

При чтении нам встретятся трудные слова:

Лоханка – это деревянная чашка
Невестка – это жена сына
Слаживает – делает

Учитель читает рассказ.

Вопросы по тексту:

Ребята, понравился ли вам рассказ?
Чем понравился?
Назовите действующих лиц?
Чтение рассказа учащимися вслух.

Выборочное чтение.

Учитель.

Найдите в тексте и прочитайте, почему деда не сажали за стол?
Что сделала невестка, когда дед разбил чашку с едой? Прочитайте.
Зачем Миша делал лоханку?
Почему родители Миши заплакали?
Как они стали относиться после этого к дедушке?
Какая из собранных нами пословиц подходит к истории?
А подходит ли пословица “Как аукнется, так и откликнется” к данному рассказу?
Как вы понимаете смысл этой пословицы?

Ученики. как ты к людям относишься, так и к тебе будут относиться.

4. Итог урока.

Зачем Лев Толстой рассказал нам эту историю?

Если в вашей семье старые люди и как вы к ним относитесь?

Прочитайте высказывания Н.Н. Толстого “Есть знания необходимые каждому человеку”

Я каждому из вас приготовила рассказ Толстого о семье. Прочитайте рассказ про себя и скажите, о каких знаниях говорит писатель. См. Приложение 1.

О каких знаниях идет речь?

  1. Уважать старших.
  2. Обходиться добром со всяким.
  3. Не лгать.
  4. Не отнимать силой.
  5. Не объедаться.
  6. Не лениться.
  7. Не мучить животных.

5. Дом. задание.

Прочитать понравившийся рассказ Л.Н. Толстого.