Урок природоведения во 2-м классе по теме "Земноводные"

Разделы: Начальная школа


Цель:

  • повторить и расширить детские представления о земноводных;
  • обогатить знания учащихся новыми сведениями о жизни лягушек, жаб, тритонов
  • сопоставлять и сравнивать основные признаки животных разных групп;
  • продолжать формировать умение высказываться;
  • развитие любознательности и умения работы с книгой и хрестоматией.

ХОД УРОКА

1. Орг. момент.

2. Постановка целей урока

У. - Сегодня на уроке мы познакомимся с новой группой животных, узнаем каких животных относят в эту группу, по каким признакам происходит классификация, постараемся отвечать на вопросы полными ответами и помогать своим товарищам.

3. Проверка домашнего задания

  • 2 ученика получают карточку-задание и работают самостоятельно
  • 1 ученик выходит к доске и заполняет мини-таблицу

Напиши признаки рыб:

  • дышат
  • едят
  • имеют на теле

Все ученики отвечают на вопросы (только ДА-НЕТ)

  • животные как и растения относятся к живой природе?
  • так как лягушка плавает - она рыба?
  • шмели и бабочки питаются цветочным нектаром?
  • стрекоза - это травоядное насекомое, т. к. оно ест траву?
  • у насекомых t тела такая же как t воздуха?.

4. Проверка задания у доски (ученик рассказывает о рыбах)

Учитель может задать дополнительный вопрос - Зачем рыбам хвост?

ВОПРОС к классу: А что важнее для животного ХВОСТ или ЯЗЫК?

Ученики: хвост для птицы -о на летает; язык для лягушки - она им ест и т. д.

Учитель - Мнения разделились. А хотите знать точный ответ?

Тогда тема урока "ЗЕМНОВОДНЫЕ "

И проблемный вопрос: что важнее для животного ХВОСТ или ЯЗЫК.

5. Учитель: - Каких животных называют земноводными?

Ученики: - Эти животные родились в воде, а живут на суше.

- К ним можно отнести: лягушку, жабу, тритона

(иллюстрации на доске и слова в таблицу "Запомни")

Учитель: - Проверим наше суждение словами из текста учебника с. 15

(чтение по цепочке )

Вывод: - Для земноводных нужна и суша и вода СУША+ВОДА

б. Работа в парах

Учитель: - Рассмотрите иллюстрации в учебнике и работая в парах с соседом по парте дайте характеристику земноводного по плану:

  • сравни кожу( цвет, наличие шерсти)
  • опиши форму тела
  • укажи наличие хвоста
  • укажи наличие ног

Дети договариваются друг с другом, кто из них будет рассказывать о внешнем виде земноводного.

Рассказы - описание детей о зеленой лягушке и о гребенчатом тритоне.

- Кто хочет добавить?(2-3 добавления с места)

7. Работа с учебником с. 16 (чтение по цепочке)

Учитель: Что еще можем отнести к отличительным признакам земноводных?

Ученики:

  • у тритона есть хвост, у жаб и лягушек хвоста нет;
  • у тритона короткие ноги, у лягушки между пальцами задних ног имеются перепонки и т. д.

Вывод: ЕСТЬ ХВОСТ, ЕСТЬ ПЕРЕПОНКИ

8. Работа с хрестоматией.

Учитель. Дополнительные сведения о земноводных вы можете получить, работая с хрестоматией.

Ученики: надо открыть оглавление, найти нужную тему и открыть на странице 77 б.

Работа по рядам

  • 1 ряд: чтение -1статьи
  • 2 ряд: чтение 2 статьи
  • 3 ряд: чтение 3 статьи

(самостоятельное чтение про себя)

Учитель проверяет прочитанное, задавая вопросы каждому ряду:

- Какое животное не имеет ни ног, ни хвоста?

- Как отличить жабу от лягушки?

- Зачем тритону хвост?

Ученики 1 ряда: Это червяга. Живет в тропических лесах. Похожа и на лягушку формой тела, а на тритона - хвостом. Червягу еще называют амфибия.

Ученики 2 ряда: У лягушки кожа - гладкая... а у жабы - с наростами. Лягушки - квакают, а жабы - нет.

Если затронешь руками жабу или лягушку на руках останется слизь;

Слизь может попасть тебе в организм, если ты не вымоешь руки. Ученики 3 ряда: Тритону хвост нужен для плавания. Но главное - тритон дышит хвостом.

ВЫВОД:

  • ГОЛАЯ КОЖА
  • АМФИБИЯ
  • ДЫШАТ ЛЕГКИМИ И КОЖЕЙ

Учитель: так что важнее для животных - ХВОСТ или ЯЗЫК?

9. Сообщение ученика о способе литания лягушки.

ВЫВОД:  ХИЩНИКИ

10. Закрепление пройденного материала.

Работа в тетради с печатной основой - ТПО с. 10

Проверка:

  • кожа гладкая - лягушка,
  • две пары ногу тритона,
  • дышат легкими и жабрами.

Домашнее задание: ТПО с. 11.

11. Итог урока.

- Что узнали нового? Что было интересного? О чем можете рассказать другу?

Ученики: есть животное - червягя; тритон дышит хвостом; жабы не квакают и т. д.

Выставление оценок.