Цель:
- повторить и расширить детские представления о земноводных;
- обогатить знания учащихся новыми сведениями о жизни лягушек, жаб, тритонов
- сопоставлять и сравнивать основные признаки животных разных групп;
- продолжать формировать умение высказываться;
- развитие любознательности и умения работы с книгой и хрестоматией.
ХОД УРОКА
1. Орг. момент.
2. Постановка целей урока
У. - Сегодня на уроке мы познакомимся с новой группой животных, узнаем каких животных относят в эту группу, по каким признакам происходит классификация, постараемся отвечать на вопросы полными ответами и помогать своим товарищам.
3. Проверка домашнего задания
- 2 ученика получают карточку-задание и работают самостоятельно
- 1 ученик выходит к доске и заполняет мини-таблицу
Напиши признаки рыб:
Все ученики отвечают на вопросы (только ДА-НЕТ)
- животные как и растения относятся к живой природе?
- так как лягушка плавает - она рыба?
- шмели и бабочки питаются цветочным нектаром?
- стрекоза - это травоядное насекомое, т. к. оно ест траву?
- у насекомых t тела такая же как t воздуха?.
4. Проверка задания у доски (ученик рассказывает о рыбах)
Учитель может задать дополнительный вопрос - Зачем рыбам хвост?
ВОПРОС к классу: А что важнее для животного ХВОСТ или ЯЗЫК?
Ученики: хвост для птицы -о на летает; язык для лягушки - она им ест и т. д.
Учитель - Мнения разделились. А хотите знать точный ответ?
Тогда тема урока "ЗЕМНОВОДНЫЕ "
И проблемный вопрос: что важнее для животного ХВОСТ или ЯЗЫК.
5. Учитель: - Каких животных называют земноводными?
Ученики: - Эти животные родились в воде, а живут на суше.
- К ним можно отнести: лягушку, жабу, тритона
(иллюстрации на доске и слова в таблицу "Запомни")
Учитель: - Проверим наше суждение словами из текста учебника с. 15
(чтение по цепочке )
Вывод: - Для земноводных нужна и суша и вода СУША+ВОДА
б. Работа в парах
Учитель: - Рассмотрите иллюстрации в учебнике и работая в парах с соседом по парте дайте характеристику земноводного по плану:
- сравни кожу( цвет, наличие шерсти)
- опиши форму тела
- укажи наличие хвоста
- укажи наличие ног
Дети договариваются друг с другом, кто из них будет рассказывать о внешнем виде земноводного.
Рассказы - описание детей о зеленой лягушке и о гребенчатом тритоне.
- Кто хочет добавить?(2-3 добавления с места)
7. Работа с учебником с. 16 (чтение по цепочке)
Учитель: Что еще можем отнести к отличительным признакам земноводных?
Ученики:
- у тритона есть хвост, у жаб и лягушек хвоста нет;
- у тритона короткие ноги, у лягушки между пальцами задних ног имеются перепонки и т. д.
Вывод: ЕСТЬ ХВОСТ, ЕСТЬ ПЕРЕПОНКИ
8. Работа с хрестоматией.
Учитель. Дополнительные сведения о земноводных вы можете получить, работая с хрестоматией.
Ученики: надо открыть оглавление, найти нужную тему и открыть на странице 77 б.
Работа по рядам
- 1 ряд: чтение -1статьи
- 2 ряд: чтение 2 статьи
- 3 ряд: чтение 3 статьи
(самостоятельное чтение про себя)
Учитель проверяет прочитанное, задавая вопросы каждому ряду:
- Какое животное не имеет ни ног, ни хвоста?
- Как отличить жабу от лягушки?
- Зачем тритону хвост?
Ученики 1 ряда: Это червяга. Живет в тропических лесах. Похожа и на лягушку формой тела, а на тритона - хвостом. Червягу еще называют амфибия.
Ученики 2 ряда: У лягушки кожа - гладкая... а у жабы - с наростами. Лягушки - квакают, а жабы - нет.
Если затронешь руками жабу или лягушку на руках останется слизь;
Слизь может попасть тебе в организм, если ты не вымоешь руки. Ученики 3 ряда: Тритону хвост нужен для плавания. Но главное - тритон дышит хвостом.
ВЫВОД:
- ГОЛАЯ КОЖА
- АМФИБИЯ
- ДЫШАТ ЛЕГКИМИ И КОЖЕЙ
Учитель: так что важнее для животных - ХВОСТ или ЯЗЫК?
9. Сообщение ученика о способе литания лягушки.
ВЫВОД: ХИЩНИКИ
10. Закрепление пройденного материала.
Работа в тетради с печатной основой - ТПО с. 10
Проверка:
- кожа гладкая - лягушка,
- две пары ногу тритона,
- дышат легкими и жабрами.
Домашнее задание: ТПО с. 11.
11. Итог урока.
- Что узнали нового? Что было интересного? О чем можете рассказать другу?
Ученики: есть животное - червягя; тритон дышит хвостом; жабы не квакают и т. д.
Выставление оценок.