Цель:
- на основе закрепления приёма вычитания, основанного на составе числа, создать условия для развития наглядно-образного мышления, внимания, памяти, речевых способностей, воспитывая умения взаимопомощи, самоконтроля, интерес к урокам математики.
Оборудование:
- образец написания цифр;
- настроение 2 лица (одно – грустное, другое –
весёлое);
- рисунки:
* солнышко из цифр,
* сказочное солнышко,
* торт со свечами,
* паук,
* лабиринт с кузнечиком, цыплёнком, мышкой,
* кузнечик,
* бабочка,
* самовар,
* комарик,
* жук,
* муха,
* индивидуальные карточки по задачам на альбомном листе,
* волшебная таблица для каждого ученика;
* тренажёры для каждого ученика.
Ход урока
I. Оргмомент. Психологический настрой.
- Прозвенел, друзья, звонок, начинается урок математики.
- С каким настроением вы сегодня пришли на урок? У кого такое настроение? (изображение печального лица)
- Кто пришёл с таким? (изображение радостного лица)
- Я улыбнусь вам, а вы улыбнитесь друг другу и подумайте, как хорошо, что мы сегодня все вместе, мы все здоровы.
- Я желаю, чтобы у всех было весёлое, радостное настроение на протяжении всего урока.
-Удачи вам!
II. Постановка задач урока.
- Сегодня мы ещё раз обратим внимание на то, где у нас случаются ошибки, а каждое правильно выполненное задание будет сопровождаться рисунком, в конце урока узнаем, к кому мы попадём в гости.
III. Актуализация опорных знаний.
- К нам на урок заглянуло солнышко, оно приготовило задания.
1. Индивидуальная работа на карточках.
- Кто желает поработать над экспресс-задачами?
2. Минутка чистописания.
- А мы ещё раз посмотрим на улыбающееся солнышко. Какие цифры вы видите? (9, 6, 1)
- Минутка чистописания. Обведите эти цифры на образце.
- Напишите, пожалуйста, каждое число столько раз, сколько вы его видели на солнышке.
- Сколько раз написали 9? 6? 1?
- Составьте, пожалуйста, с помощью записанных цифр, двузначные числа, запишите их до конца строки.
- Чем отличается однозначное число от двузначного? (для записи однозначного числа требуется 1 цифра, а для записи двузначного – 2 цифры).
- Что показывает запись однозначного числа? (количество единиц)
- Как называется I справа разряд у двузначного числа? (разряд единиц)
- Как называется II справа разряд в двузначном числе? (разряд десятков)
- Хотите ли вы позадавать вопросы друг другу, глядя на минутку чистописания? (Например, назвать однозначные числа, двузначные числа; назовите число, в котором 6 десятков и 1 единица; сколько отдельных десятков и отдельных единиц в числе 96 и т.д.)
- Что мы повторили, когда выполняли минутку чистописания? (письмо цифр, однозначные и двузначные числа, разряды двузначных чисел и т.д.)
- Оцените свою работу на полях. Покажите мне сигнал вашего настроения.
- Вы справились с заданием. Откроем рисунок под цифрой 1. (сказочное солнышко)
3. Проверка индивидуального задания.
- Давайте посмотрим, как наши ребята справились с экспресс-задачами. И попробуем узнать, что появится сейчас на доске.
а) – Почему … поставил знак минус? (на 4 меньше)
- Оцените работу. О
б) – Почему … , ты решил эту задачу вычитанием? (найти часть от целого)
- Оцените работу. Т
в) - … прочитай задачу. Ребята, покажите с помощью сигнала-настроения, согласны ли вы с решением? Т
г) – Оцените работу… .
- Какие ещё задачи можно было составить? Р
- Благодаря ребятам, какое слово нам удалось получить? (торт – открывается картинка под цифрой 2)
IV. Закрепление пройденного.
1) - Любите ли вы находить что-нибудь “лишнее”.
- Давайте посмотрим на доску.
- Нужно найти “лишний” столбик.
(“Лишний” - 3 столбик, т.к. числа записаны вразброс, а 1, 2 и 4 столбики записаны по порядку (в порядке возрастания).
- Закройте глазки. Что изменилось? (4 столбик)
- Внимательно посмотрите на 3 и 4 столбики, попробуйте сформулировать тему урока. (Вычитание чисел из 7, 8, 9, 10.)
- Итак, тема урока (появляется запись на доске): Вычитание вида 10- ___, 9 - ___ , 8 - ___, 7 - ___.
- Для нас это новая тема?
- Значит, какое слово должно появиться вначале? (закрепление)
- Прочитайте глазками тему урока. (Закрепление. Вычитание вида 10- ___, 9 - ___ , 8 - ___, 7 - ___)
- Как вы считаете, какую учебную задачу надо решить во время урока? (закрепить приём вычитания)
- На чём основано вычитание? (на знании состава числа)
- Для чего нужно знать состав числа? (чтобы быстро решать)
- В каких заданиях уже встретилась тема урока? (на минутке чистописания, в экспресс-задачах)
- (Открывается 3 иллюстрация - паук.) Не удалось пауку запутать вас в своих сетях.
Физминутка
2) - Солнышко предлагает нам отдохнуть.
а) стихотворная пауза,
б) пауза для глаз,
в) “Лабиринт”.
- Кому достанется яблоко? (кузнечику)
- Как легче, быстрее можно было найти путь? (искать надо было от яблока)
- Молодцы! Вы были очень внимательными, кузнечик хотел вас перехитрить, он даже отвернулся от своей дорожки, но вы справились и с этим заданием. (Открывается иллюстрация с кузнечиком.)
3) - Обратите внимание на доску. Работа в парах и в группе.
- Попробуйте распределить данные примеры на 2 группы, на 2 столбика.
- Поработаем в парах, задание будем выполнять в тетрадях, а кто справится раньше, может записать свой столбик примеров (третий), не забывая про тему нашего урока.
9 – 5 = | 7 – 6 = | 9 – 6 = |
7 – 4 = | 9 – 7 = | 7 – 5 = |
- А кто хочет поработать над этим заданием в группе? (3 листочка и 3 фломастера)
- Проверим, какие столбики у вас получились.
- …, какие примеры ты записал в свой столбик? (уменьшаемое – 9)
- Как ты сосчитал 1-й пример? (9 – это 5 и 4,значит, 9 – 5 =4)
- …, у тебя что получилось? (уменьшаемое – 7)
- Ребята, кто может доказать, что примеры решены правильно?
- Посмотрите, какие примеры составил … . Почему именно эти примеры? (Тема урока …. Я выбрал уменьшаемое - …)
- Кто успел составить 3-ий столбик? У тебя какие примеры получились?
- У кого получился столбик с другим уменьшаемым?
- Что мы повторили, когда выполняли это задание? (повторили вычитание из 9, из 7 …)
- Что нам помогло справиться с заданием? (знание состава числа)
- Под какой цифрой мы должны открыть следующую картинку? (5)
- Какая бабочка довольная, она очень рада, что вы справились с трудным заданием.
4) – Хотите поиграть?
- Я предлагаю вам игру “Верю – не верю”.
- Перед вами примеры с “ловушками”. Если вы согласны с правильным решением примера, то ставите “+”, если не согласны – то ставите “-”.
8 – 5 = 3 | + |
9 – 4 = 5 | + |
10 – 7 = 2 | - |
7 – 6 = 0 | - |
8 – 7 = 1 | + |
9 – 6 = 3 | + |
- Поменяйтесь тетрадками, оцените работу своего товарища. Кто выполнил всё правильно?
- С чем вы не согласны в 3-ем примере? В 4-ом примере?
- Покажите мне с помощью сигнала – ваше настроение.
- Кому нужна помощь, кому необходимо объяснить решение какого-то примера?
- Скажите, пожалуйста, что мы закрепляли, выполняя эту игру? (состав числа)
- Какая главная задача на уроке? (закреплять приём вычитания)
- Посмотрим, что у нас спряталось под цифрой 6? (самовар)
5) Самостоятельная работа.
- Давайте выполним ещё одно задание, но только самостоятельно.
- Арифметический диктант с выбором ответа. Возьмите, пожалуйста, листочек.
- Перед вами таблица, она непростая, а волшебная, т.к. здесь спряталось слово. Если на вопросы вы ответите правильно, то узнаете, кто же спрятался на следующей картинке.
Л 7 | К 8 | У 9 |
О 7 < 9 | Т 6 + 3 = 9 | Е 8 = 4 + 4 |
Н 8 | В 6 | М 7 |
А 6 | Б 5 | Ю 7 |
Х 9 | Р 1 | Ц 8 |
И 3 | Э 2 | Ш 4 |
Г 5 | Д 7 | К 6 |
- 10 – это 2 и сколько? (8)
- Какую запись можно назвать неравенством?
- Какое число получится, если 9 уменьшить на 2? (7)
- Если из 10 вычесть 4, то сколько получится? (6)
- Уменьшаемое - 8, вычитаемое – 7. Чему равна разность? (1)
- 7 – это 4 да ещё сколько? (3)
- Сумма двух слагаемых равна 9. Первое слагаемое – 3. Чему равно второе слагаемое? (6)
- Какое слово получилось? (комарик)
- Давайте проверим. Ребята, которые допустили ошибки, посмотрят, как это нужно было выполнить правильно. И на следующих уроках у них всё будет получаться.
- Я предлагаю проверить цепочкой. 2 колонка.
- Оцените свою работу.
- Покажите мне сигналом, как вы справились.
- Значит, кто у нас сейчас появится? (комарик)
- Что мы повторили, благодаря волшебной таблице? (математические действия, компоненты действий, повторили состав числа)
Физминутка
- Солнышко опять предлагает отдохнуть.
- С помощью кого нам удалось отдохнуть? (жука – открывается следующая картинка с жуком)
- Приём вычитания и знание состава числа пригодится нам и на следующих уроках математики.
6) - Последнее задание очень сложное. Попробуем его выполнить?
- Нужно подумать! Что необходимо изменить в текстах задач, чтобы выражение 10 – 4 было решением каждой?
* На двух окошках было 4 мухи. На первом – 10 мух. Сколько мух было на втором окошке? (поменять числа в условии)
* На первом окошке было 10 мух, а на втором окошке – на 4 мухи больше. Сколько мух было на втором окошке? (слово “больше” поменять на слово “меньше”)
* На окошке было 10 больших мух и 4 маленькие мухи. Сколько всего мух было на окошке? (изменить вопрос. На сколько больших мух больше, чем маленьких? или На сколько маленьких мух больше, чем больших?)
- Кто у нас появится на последней картинке? (муха)
V. Итог урока.
- Посмотрите, к кому мы попали в гости, благодаря вашей хорошей работе на уроке? (к Мухе-Цокотухе)
- Кто автор?
- Какие ещё сказки К.И.Чуковского вы знаете?
- Чему учились на уроке?
- Справились ли мы с целью урока?
- Покажите, с каким настроением вы заканчиваете урок?
- Муха-Цокотуха и для вас приготовила подарок. Но он математический, задание на удовольствие.
- Какое у вас самое любимое математическое задание? (тренажёры)
- Выбирайте из тренажёра любой подарок на свой вкус.