Урок математики в 1-м классе "Закрепление. Вычитание в пределах 10"

Разделы: Начальная школа


Цель:

  • на основе закрепления приёма вычитания, основанного на составе числа, создать условия для развития наглядно-образного мышления, внимания, памяти, речевых способностей, воспитывая умения взаимопомощи, самоконтроля, интерес к урокам математики.

Оборудование:

- образец написания цифр;
- настроение 2 лица (одно – грустное, другое – весёлое);
- рисунки:

* солнышко из цифр,
* сказочное солнышко,
* торт со свечами,
* паук,
* лабиринт с кузнечиком, цыплёнком, мышкой,
* кузнечик,
* бабочка,
* самовар,
* комарик,
* жук,
* муха,
* индивидуальные карточки по задачам на альбомном листе,
* волшебная таблица для каждого ученика;
* тренажёры для каждого ученика.

Ход урока

I. Оргмомент. Психологический настрой.

- Прозвенел, друзья, звонок, начинается урок математики.

- С каким настроением вы сегодня пришли на урок? У кого такое настроение? (изображение печального лица)

- Кто пришёл с таким? (изображение радостного лица)

- Я улыбнусь вам, а вы улыбнитесь друг другу и подумайте, как хорошо, что мы сегодня все вместе, мы все здоровы.

- Я желаю, чтобы у всех было весёлое, радостное настроение на протяжении всего урока.

-Удачи вам!

II. Постановка задач урока.

- Сегодня мы ещё раз обратим внимание на то, где у нас случаются ошибки, а каждое правильно выполненное задание будет сопровождаться рисунком, в конце урока узнаем, к кому мы попадём в гости.

III. Актуализация опорных знаний.

- К нам на урок заглянуло солнышко, оно приготовило задания.

1. Индивидуальная работа на карточках.

- Кто желает поработать над экспресс-задачами?

2. Минутка чистописания.

- А мы ещё раз посмотрим на улыбающееся солнышко. Какие цифры вы видите? (9, 6, 1)

- Минутка чистописания. Обведите эти цифры на образце.

- Напишите, пожалуйста, каждое число столько раз, сколько вы его видели на солнышке.

- Сколько раз написали 9? 6? 1?

- Составьте, пожалуйста, с помощью записанных цифр, двузначные числа, запишите их до конца строки.

- Чем отличается однозначное число от двузначного? (для записи однозначного числа требуется 1 цифра, а для записи двузначного – 2 цифры).

- Что показывает запись однозначного числа? (количество единиц)

- Как называется I справа разряд у двузначного числа? (разряд единиц)

- Как называется II справа разряд в двузначном числе? (разряд десятков)

- Хотите ли вы позадавать вопросы друг другу, глядя на минутку чистописания? (Например, назвать однозначные числа, двузначные числа; назовите число, в котором 6 десятков и 1 единица; сколько отдельных десятков и отдельных единиц в числе 96 и т.д.)

- Что мы повторили, когда выполняли минутку чистописания? (письмо цифр, однозначные и двузначные числа, разряды двузначных чисел и т.д.)

- Оцените свою работу на полях. Покажите мне сигнал вашего настроения.

- Вы справились с заданием. Откроем рисунок под цифрой 1. (сказочное солнышко)

3. Проверка индивидуального задания.

- Давайте посмотрим, как наши ребята справились с экспресс-задачами. И попробуем узнать, что появится сейчас на доске.

а) – Почему … поставил знак минус? (на 4 меньше)

- Оцените работу. О

б) – Почему … , ты решил эту задачу вычитанием? (найти часть от целого)

- Оцените работу. Т

в) - … прочитай задачу. Ребята, покажите с помощью сигнала-настроения, согласны ли вы с решением? Т

г) – Оцените работу… .

- Какие ещё задачи можно было составить? Р

- Благодаря ребятам, какое слово нам удалось получить? (торт – открывается картинка под цифрой 2)

IV. Закрепление пройденного.

1) - Любите ли вы находить что-нибудь “лишнее”.

- Давайте посмотрим на доску.

- Нужно найти “лишний” столбик.

(“Лишний” - 3 столбик, т.к. числа записаны вразброс, а 1, 2 и 4 столбики записаны по порядку (в порядке возрастания).

- Закройте глазки. Что изменилось? (4 столбик)

- Внимательно посмотрите на 3 и 4 столбики, попробуйте сформулировать тему урока. (Вычитание чисел из 7, 8, 9, 10.)

- Итак, тема урока (появляется запись на доске): Вычитание вида 10- ___, 9 - ___ , 8 - ___, 7 - ___.

- Для нас это новая тема?

- Значит, какое слово должно появиться вначале? (закрепление)

- Прочитайте глазками тему урока. (Закрепление. Вычитание вида 10- ___, 9 - ___ , 8 - ___, 7 - ___)

- Как вы считаете, какую учебную задачу надо решить во время урока? (закрепить приём вычитания)

- На чём основано вычитание? (на знании состава числа)

- Для чего нужно знать состав числа? (чтобы быстро решать)

- В каких заданиях уже встретилась тема урока? (на минутке чистописания, в экспресс-задачах)

- (Открывается 3 иллюстрация - паук.) Не удалось пауку запутать вас в своих сетях.

Физминутка

2) - Солнышко предлагает нам отдохнуть.

а) стихотворная пауза,
б) пауза для глаз,
в) “Лабиринт”.

- Кому достанется яблоко? (кузнечику)

- Как легче, быстрее можно было найти путь? (искать надо было от яблока)

- Молодцы! Вы были очень внимательными, кузнечик хотел вас перехитрить, он даже отвернулся от своей дорожки, но вы справились и с этим заданием. (Открывается иллюстрация с кузнечиком.)

3) - Обратите внимание на доску. Работа в парах и в группе.

- Попробуйте распределить данные примеры на 2 группы, на 2 столбика.

- Поработаем в парах, задание будем выполнять в тетрадях, а кто справится раньше, может записать свой столбик примеров (третий), не забывая про тему нашего урока.

9 – 5 = 7 – 6 = 9 – 6 =
7 – 4 = 9 – 7 = 7 – 5 =

- А кто хочет поработать над этим заданием в группе? (3 листочка и 3 фломастера)

- Проверим, какие столбики у вас получились.

- …, какие примеры ты записал в свой столбик? (уменьшаемое – 9)

- Как ты сосчитал 1-й пример? (9 – это 5 и 4,значит, 9 – 5 =4)

- …, у тебя что получилось? (уменьшаемое – 7)

- Ребята, кто может доказать, что примеры решены правильно?

- Посмотрите, какие примеры составил … . Почему именно эти примеры? (Тема урока …. Я выбрал уменьшаемое - …)

- Кто успел составить 3-ий столбик? У тебя какие примеры получились?

- У кого получился столбик с другим уменьшаемым?

- Что мы повторили, когда выполняли это задание? (повторили вычитание из 9, из 7 …)

- Что нам помогло справиться с заданием? (знание состава числа)

- Под какой цифрой мы должны открыть следующую картинку? (5)

- Какая бабочка довольная, она очень рада, что вы справились с трудным заданием.

4) – Хотите поиграть?

- Я предлагаю вам игру “Верю – не верю”.

- Перед вами примеры с “ловушками”. Если вы согласны с правильным решением примера, то ставите “+”, если не согласны – то ставите “-”.

8 – 5 = 3 +
9 – 4 = 5 +
10 – 7 = 2 -
7 – 6 = 0 -
8 – 7 = 1 +
9 – 6 = 3 +

- Поменяйтесь тетрадками, оцените работу своего товарища. Кто выполнил всё правильно?

- С чем вы не согласны в 3-ем примере? В 4-ом примере?

- Покажите мне с помощью сигнала – ваше настроение.

- Кому нужна помощь, кому необходимо объяснить решение какого-то примера?

- Скажите, пожалуйста, что мы закрепляли, выполняя эту игру? (состав числа)

- Какая главная задача на уроке? (закреплять приём вычитания)

- Посмотрим, что у нас спряталось под цифрой 6? (самовар)

5) Самостоятельная работа.

- Давайте выполним ещё одно задание, но только самостоятельно.

- Арифметический диктант с выбором ответа. Возьмите, пожалуйста, листочек.

- Перед вами таблица, она непростая, а волшебная, т.к. здесь спряталось слово. Если на вопросы вы ответите правильно, то узнаете, кто же спрятался на следующей картинке.

Л 7 К 8 У 9
О 7 < 9 Т 6 + 3 = 9 Е 8 = 4 + 4
Н 8 В 6 М 7
А 6 Б 5 Ю 7
Х 9 Р 1 Ц 8
И 3 Э 2 Ш 4
Г 5 Д 7 К 6

- 10 – это 2 и сколько? (8)

- Какую запись можно назвать неравенством?

- Какое число получится, если 9 уменьшить на 2? (7)

- Если из 10 вычесть 4, то сколько получится? (6)

- Уменьшаемое - 8, вычитаемое – 7. Чему равна разность? (1)

- 7 – это 4 да ещё сколько? (3)

- Сумма двух слагаемых равна 9. Первое слагаемое – 3. Чему равно второе слагаемое? (6)

- Какое слово получилось? (комарик)

- Давайте проверим. Ребята, которые допустили ошибки, посмотрят, как это нужно было выполнить правильно. И на следующих уроках у них всё будет получаться.

- Я предлагаю проверить цепочкой. 2 колонка.

- Оцените свою работу.

- Покажите мне сигналом, как вы справились.

- Значит, кто у нас сейчас появится? (комарик)

- Что мы повторили, благодаря волшебной таблице? (математические действия, компоненты действий, повторили состав числа)

Физминутка

- Солнышко опять предлагает отдохнуть.

- С помощью кого нам удалось отдохнуть? (жука – открывается следующая картинка с жуком)

- Приём вычитания и знание состава числа пригодится нам и на следующих уроках математики.

6) - Последнее задание очень сложное. Попробуем его выполнить?

- Нужно подумать! Что необходимо изменить в текстах задач, чтобы выражение 10 – 4 было решением каждой?

* На двух окошках было 4 мухи. На первом – 10 мух. Сколько мух было на втором окошке? (поменять числа в условии)

* На первом окошке было 10 мух, а на втором окошке – на 4 мухи больше. Сколько мух было на втором окошке? (слово “больше” поменять на слово “меньше”)

* На окошке было 10 больших мух и 4 маленькие мухи. Сколько всего мух было на окошке? (изменить вопрос. На сколько больших мух больше, чем маленьких? или На сколько маленьких мух больше, чем больших?)

- Кто у нас появится на последней картинке? (муха)

V. Итог урока.

- Посмотрите, к кому мы попали в гости, благодаря вашей хорошей работе на уроке? (к Мухе-Цокотухе)

- Кто автор?

- Какие ещё сказки К.И.Чуковского вы знаете?

- Чему учились на уроке?

- Справились ли мы с целью урока?

- Покажите, с каким настроением вы заканчиваете урок?

- Муха-Цокотуха и для вас приготовила подарок. Но он математический, задание на удовольствие.

- Какое у вас самое любимое математическое задание? (тренажёры)

- Выбирайте из тренажёра любой подарок на свой вкус.