Цели:
1) способствовать развитию эмоционально-чувственной сферы детей, умение осознанно выражать свои эмоции и чувства, навыки эмоционального самоконтроля;
2) обеспечивать введение “волшебных слов” в речевой обиход учащихся как неотъемлемых компонентов культуры межличностного взаимодействия и общения;
3) способствовать поддержанию мажорного настроения в жизнедеятельности классного коллектива.
Оборудование урока: карточки с вопросами и заданиями, красочный зонтик, карточка со словом “Улыбка”, листок настроения, солнышко и улитка, кассета с песней В.Шаинского “Улыбка”.
Ход урока
1. Приветствие учителя.
Ребята, поздоровайтесь глазками, улыбнитесь друг другу и нашим гостям. У каждого из нас сейчас своё настроение: кто-то возбуждён, кто-то удивлён, спокоен. Давайте отвлечёмся и вспомним что-нибудь хорошее. Нам поможет в этом волшебный “зонтик настроения”. (Учитель проносит над детьми и гостями красочный зонтик).
2. Введение в тему классного часа.
Теперь у нас прекрасное настроение. Попробуем пронести его через всё занятие. В этом нам поможет наше солнышко и улитка, которые принесли карточки с вопросами для вас. Почему солнышко к нам пришло в гости? (Солнце – это символ радости, тепла и хорошего настроения).
Желающие подходят к доске, снимают первые три карточки и отвечают на вопросы.
- Какое слово мы произносим при встрече друг с другом? (Здравствуйте).
- С помощью какого слова мы обращаемся с просьбой? (Пожалуйста).
- Как называют человека, делающего много хорошего для других людей? (Добрый).
Открываются три слова - приятны для всех.
Какие вы знаете эмоции и чувства? (Радость, грусть, обида, интерес, вина).
Что такое эмоции? (Короткие душевные переживания.)
Что такое чувство? (Длительные душевные переживания.)
С помощью чего люди выражают свои эмоции и чувства? (Мимики, жестов, интонации).
Попробуй изобразить предложенные ситуации, используя мимику и жесты.
- Человека, ожидающего зимой на улице автобус в сильный мороз.
- Пациента у кабинета зубного врача.
- Болельщика на футбольном матче.
- Ученика-выскочку, торопящегося дать ответ.
- Ученика, который забыл дома дневник и не может дать по просьбе учителя.
- Ребёнка, который разбил любимую мамину вазу.
Владеть эмоциями и чувствами довольно сложно. Необходимо уметь положительно и бесконфликтно решать свои эмоциональные проблемы. В этом нам помогают всегда …
Желающие подходят к доске, снимают три карточки и отвечают на вопросы.
- Продолжите, пожалуйста, предложение: за добрые дела люди обычно говорят… (Спасибо)
- Назовите, пожалуйста, слово, которое можно использовать для завершения следующей фразы: и чувство радости рождает … (Улыбка, смех).
Открываются три первых слова – улыбка и смех. Как вы понимаете тему классного часа “Улыбка и смех приятны для всех”. (Каждому из нас приятно видеть на лице другого человека не злость, а улыбку и хорошее настроение).
Учащиеся вместе с гостями исполняют песню В.Шаинского “Улыбка”.
3. Работа с карточками “Ситуации”.
Посмотрите на карточки и догадайтесь, какое настроение, эмоциональное состояние передают эмоции на рисунках.
“Прочитай” по лицам, что происходит с ребятами в каждой изображённой на карточке ситуации. Придумай и расскажи историю об этом.
- Почему у ребят такие выражения лиц?
- Что могло случиться?
- Что можно было сделать, чтобы ссоры не произошло?
4. Игра “Угадай эмоцию по интонации”.
Выражать своё настроение помогают не только жесты, мимика, но и интонация. Попробуйте произнести фразу “Завтра каникулы” с эмоциональной окраской (удивлённо, радостно, грустно, гневно, спокойно, страшно, обидно). Остальные должны угадать эмоцию.
История про мальчика (каждый ученик читает вслух).
Однажды один мальчик шёл по улице и ел мороженое. Мороженое было вкусное, сладкое, прохладное. Он только начал его есть. И вдруг мимо него на велосипеде проехал парень, толкнул мальчика, тот упал и уронил мороженое. У мальчика от огорчения даже слёзы выступили на глазах. На мороженое из лужи уже не вытащить. И отлупить парня нельзя, и обидных слов ему не сказать – не услышит он, уехал. И вдруг мальчику показалось, что обида и злость превратились в шарики прямо внутри него. Он выдохнул их, и они улетели. Они стали всё меньше и меньше и исчезли совсем. Мальчик почувствовал, что злость пропала, обида ушла. Ну, упало мороженое и упало. “Повезло какой-нибудь собаке”, - подумал мальчик и пошёл дальше.
Как мальчик избавился от своей обиды и злости? Представьте, что обида и злость превращаются в шарики внутри вас, и выдохните их. Ух-ух-ух. Обязательно улыбнуться.
А теперь представим по-другому: берём шарик и надуваем его своей злостью или грустью и … отпускаем. Обязательно в конце улыбнуться.
- Что вы сейчас чувствуете?
Можем ли мы сами управлять своими эмоциями?
- Что можно сделать, чтобы улучшить настроение? (Оказать другому помощь, подарить комплимент, улыбнуться и тогда вы никогда не услышите в адрес себя обидного слова).
Повернитесь друг другу улыбнитесь. Какое у нас настроение? Значит, нам хорошо. Один из учеников читает стихотворение.
Улыбкой дверь отворите в пути,
Улыбку нельзя удержать взаперти.
Улыбка – цветок, расцветёт на устах.
Улыбка прогонит и злобу, и страх
Улыбка как дождик весёлый, как мячик,
Его не догонишь – отправимся вскачь,
Улыбка, как сон, и она, как мечта.
Улыбка поутру по-детски чиста.
В это время учитель каждому ученику и гостям дарит улыбку.
5. Итог занятия.
- От чего зависит наше настроение? (Оно зависит от того, как мы умеем управлять своими эмоциями и чувствами).
- Как бесконфликтно выйти из разных ситуаций?
6. Рефлексия занятия.
Закончите предложения:
- Я себя на уроке чувствовал …