Цели урока:
- повторение сложных случаев умножения;
- решение задач с условием в прямой и косвенной формах различными способами, по действиям и с помощью уравнения;
- повторение определения уравнения, его корня;
- разбор всех возможных случаев решения уравнений, повторение правил;
- развитие внимания, памяти, логического мышления, повышение интереса к предмету.
Ход урока
Вступительное слово учителя:
Сегодня мы должны закрепить ваши знания и умения решать задачи, уравнения и примеры, повторить пройденное по теме «Уравнения», написать самостоятельную работу.
1. Проверка выполнения домашнего задания
Уравнения и краткие записи к задачам проецируются на доску через кодоскоп.
- Назовите в этом уравнении уменьшаемое, вычитаемое, разность.
- Какую неизвестную компоненту мы находим?
- Правило её нахождения?
- Кто может продиктовать мне решение этого уравнения?
- Как называется число 29?
Экскурс в историю:
|
2. Задача № 410
На плакате № 1:
- Посмотрите на плакаты и скажите, не узнаёте ли вы здесь какую-нибудь задачу?
- Каким методом её решали?
- На какой вопрос отвечали в 1-м действии?
- Если говорится: «в 3 раза больше», каким действием ответить на этот вопрос?
- Прочитайте решение задачи.
Экскурс в историю:
|
3. Разбор и решение различного вида задач
1) Закрепление домашнего задания.
На плакате № 2:
В 1-ом ящике 12 кг помидор, что в 2 раза меньше, чем во 2-м ящике. На сколько кг во 2-м ящике помидор больше, чем в 1-ом.
- Как вы предлагаете дополнить краткую запись?
- На какой 1-ый вопрос будем отвечать? С помощью какого действия?
- Как ответить на вопрос задачи?
- Как ответить на вопрос, во сколько раз больше помидор во 2-м ящике, чем в первом?
2) Подготовка к выполнению следующего домашнего задания
На плакате № 3:
В 1-ом ящике на 5 кг помидор больше, чем во 2-м, но в 2 раза меньше, чем в 3-м. Сколько кг помидор в 1-ом ящике и сколько – в 3-м ящике, если во 2-м ящике 8кг помидор.
- На какой вопрос мы можем ответить в 1-ом действии задачи? (в 1-ом ящике).
- Во втором действии задачи? (в 3-м ящике).
- Ответ задачи?
Экскурс в историю:
|
3) Работа на перспективу. Решение задач с помощью уравнения.
На плакате № 4:
В 1-ом ящике на 8кг помидор больше, чем во 2-м. Всего в двух ящиках 24 кг. Сколько кг помидор в 1-ом ящике и сколько во 2-м?
- Способ решения задачи?
- Что выбирается за x?
- Сколько тогда помидор будет в 1-ом ящике?
- Как составить уравнение для решения задачи?
4. Отработка решения и оформления задачи
№ 1. Решить на доске:
На 1-ой полке 48 книг, что в 3 раза Больше, чем на 2-й полке и на 14 книг меньше, чем на 3-й полке. На сколько книг больше на 1-ой полке, чем на 2-й? Сколько всего книг на трёх полках?
Увеличьте получившееся на трех полках число в 10 раз (1260), полученное число уменьшите на 22. Сколько получилось? (1238).
Экскурс в историю:
|
5. Устный счёт.
На доске:
Учитель дает задания для устного счета.
6. Уравнения
1) Отработка теории.
На доске:
- Назовите те выражения, которые являются уравнениями.
- Дайте определение уравнения.
- Решите 2-е уравнение.
- Что называется корнем уравнения?
- Что нужно сделать, чтобы убедиться, что данное число является корнем уравнения?
- Какой ответ будет в данном уравнении?
- Что значит решить уравнение?
- Назовите компоненты.
- Правило для решения уравнения.
2) Закрепление решения уравнений.
№ 375(б)
|
|
II сп:
- Какое свойство можно применить для упрощения левой части уравнения?
- Сколько чисел вычитают?
- Какое число вычитают?
Экскурс в историю:
|
Физ. минутка
7. Подготовка к самостоятельной работе
Разобрать сложные случаи умножения.
№ 455(д,е) из Д.з.:
|
|
На доске:
- Какое число пишем сверху?
- С чего начинаем деление?
8. Самостоятельная работа
(Дифференцированно, учащиеся сами выбирают тип карточек)
Карточка типа 1.
Обязательная часть
Работа выполняется с взаимной проверкой
Дополнительная часть
Отделите два разряда в полученном числе точкой (Получилось 14.03).
Экскурс в историю:
|
Карточка типа 2 (на доске):
Обязательная часть
|
|
|
№ 1; № 375(б); № 2(а, б, в)
Дополнительная часть
№ 447(б); № 462(в); № 447(б)
9. Информация о Д.з.
Д.з. №№ 411; 462(г); 455(ж, з)
- Прочитайте задачу № 411 на стр. 72.
- На какую из сегодняшних задач она похожа? (плакат № 3)
- Как упростить левую часть уравнения № 462(г) на стр. 77: 28-t+35=53? (на доске)
- Примеры № 455(ж,з) – умножения с нулями в середине и конце числа. Понятно как их решать?
Запасной ход: устный счёт № 436(а, б, в, г, д)
10. Подведение итогов
Анализ урока вместе с учащимися, обсуждение того, что
получилось и не получилось на уроке. Просьба к учащимся – дать оценку урока,
затем оценка учителя.
Учитель отмечает успехи и недостатки урока.
Литература
1.Учебник Виленкин Н.Я., Жохов В.И. и др. «Математика 5,1999г.»