Повторяем математику и вспоминаем историю России

Разделы: Математика


Цели урока:

  • повторение сложных случаев умножения;
  • решение задач с условием в прямой и косвенной формах различными способами, по действиям и с помощью уравнения;
  • повторение определения уравнения, его корня;
  • разбор всех возможных случаев решения уравнений, повторение правил;
  • развитие внимания, памяти, логического мышления, повышение интереса к предмету.

Ход урока

Вступительное слово учителя:

Сегодня мы должны закрепить ваши знания и умения решать задачи, уравнения и примеры, повторить пройденное по теме «Уравнения», написать самостоятельную работу.

1. Проверка выполнения домашнего задания

Уравнения и краткие записи к задачам проецируются на доску через кодоскоп.

  1. Назовите в этом уравнении уменьшаемое, вычитаемое, разность.
  2. Какую неизвестную компоненту мы находим?
  3. Правило её нахождения?
  4. Кто может продиктовать мне решение этого уравнения?
  5. Как называется число 29?

Экскурс в историю:

29января 1820г. русская экспедиция на кораблях «Восток» и «Мирный» под командованием Ф.Ф.Беллингаузена и М.П.Лазарева впервые доплыли до Антарктиды.

2. Задача № 410

На плакате № 1:

  1. Посмотрите на плакаты и скажите, не узнаёте ли вы здесь какую-нибудь задачу?
  2. Каким методом её решали?
  3. На какой вопрос отвечали в 1-м действии?
  4. Если говорится: «в 3 раза больше», каким действием ответить на этот вопрос?
  5. Прочитайте решение задачи.

Экскурс в историю:

20 января 1598г. скончался Царь Феодор Иоаннович. Пресеклась династия Рюриковичей, царствовавшая на Руси с 862г.

3. Разбор и решение различного вида задач

1) Закрепление домашнего задания.

На плакате № 2:

В 1-ом ящике 12 кг помидор, что в 2 раза меньше, чем во 2-м ящике. На сколько кг во 2-м ящике помидор больше, чем в 1-ом.

  1. Как вы предлагаете дополнить краткую запись?
  2. На какой 1-ый вопрос будем отвечать? С помощью какого действия?
  3. Как ответить на вопрос задачи?
  4. Как ответить на вопрос, во сколько раз больше помидор во 2-м ящике, чем в первом?

2) Подготовка к выполнению следующего домашнего задания

На плакате № 3:

В 1-ом ящике на 5 кг помидор больше, чем во 2-м, но в 2 раза меньше, чем в 3-м. Сколько кг помидор в 1-ом ящике и сколько – в 3-м ящике, если во 2-м ящике 8кг помидор.

  1. На какой вопрос мы можем ответить в 1-ом действии задачи? (в 1-ом ящике).
  2. Во втором действии задачи? (в 3-м ящике).
  3. Ответ задачи?

Экскурс в историю:

26 января 1510 г. г.Псков был присоединен к Московскому государству

3) Работа на перспективу. Решение задач с помощью уравнения.

На плакате № 4:

В 1-ом ящике на 8кг помидор больше, чем во 2-м. Всего в двух ящиках 24 кг. Сколько кг помидор в 1-ом ящике и сколько во 2-м?

  1. Способ решения задачи?
  2. Что выбирается за x?
  3. Сколько тогда помидор будет в 1-ом ящике?
  4. Как составить уравнение для решения задачи?

4. Отработка решения и оформления задачи

№ 1. Решить на доске:

На 1-ой полке 48 книг, что в 3 раза Больше, чем на 2-й полке и на 14 книг меньше, чем на 3-й полке. На сколько книг больше на 1-ой полке, чем на 2-й? Сколько всего книг на трёх полках?

Увеличьте получившееся на трех полках число в 10 раз (1260), полученное число уменьшите на 22. Сколько получилось? (1238).

Экскурс в историю:

17 марта 1238 г. Произошла битва русских войск с татарской Ордой Батыя на р.Сити. В битве пал Великий Князь Юрий Всеволодович, основатель Нижнего Новгорода. (На доску проецируется сцена битвы.)

5. Устный счёт.

На доске:

Учитель дает задания для устного счета.

6. Уравнения

1) Отработка теории.

На доске:

  1. Назовите те выражения, которые являются уравнениями.
  2. Дайте определение уравнения.
  3. Решите 2-е уравнение.
  4. Что называется корнем уравнения?
  5. Что нужно сделать, чтобы убедиться, что данное число является корнем уравнения?

  1. Какой ответ будет в данном уравнении?
  2. Что значит решить уравнение?

  1. Назовите компоненты.
  2. Правило для решения уравнения.

2) Закрепление решения уравнений.

№ 375(б)

II сп:

  1. Какое свойство можно применить для упрощения левой части уравнения?
  2. Сколько чисел вычитают?
  3. Какое число вычитают?

Экскурс в историю:

11 марта 1617г. заключен Столбовской мир со Швецией, по которому Россия лишалась выхода к Балтийскому морю.

Физ. минутка

7. Подготовка к самостоятельной работе

Разобрать сложные случаи умножения.

№ 455(д,е) из Д.з.:

На доске:

  1. Какое число пишем сверху?
  2. С чего начинаем деление?

8. Самостоятельная работа

(Дифференцированно, учащиеся сами выбирают тип карточек)

Карточка типа 1.
Обязательная часть

Работа выполняется с взаимной проверкой

Дополнительная часть

Отделите два разряда в полученном числе точкой (Получилось 14.03).

Экскурс в историю:

14.03.1881 г. на набережной Екатерининского канала в Санкт-Петербурге совершено убийство Императора Александра Второго бомбой. На месте убийства воздвигнут Храм Вознесения-на-крови .(На доску проецируется фотография Императора Александра Второго).

Карточка типа 2 (на доске):
Обязательная часть

№ 1; № 375(б); № 2(а, б, в)

Дополнительная часть

№ 447(б); № 462(в); № 447(б)

9. Информация о Д.з.

Д.з. №№ 411; 462(г); 455(ж, з)

  1. Прочитайте задачу № 411 на стр. 72.
  2. На какую из сегодняшних задач она похожа? (плакат № 3)
  3. Как упростить левую часть уравнения № 462(г) на стр. 77: 28-t+35=53? (на доске)
  4. Примеры № 455(ж,з) – умножения с нулями в середине и конце числа. Понятно как их решать?

Запасной ход: устный счёт № 436(а, б, в, г, д)

10. Подведение итогов

Анализ урока вместе с учащимися, обсуждение того, что получилось и не получилось на уроке. Просьба к учащимся – дать оценку урока, затем оценка учителя.
Учитель отмечает успехи и недостатки урока.

Литература

1.Учебник Виленкин Н.Я., Жохов В.И. и др. «Математика 5,1999г.»