Цели урока:
- развивать умение писать предлоги раздельно с другими словами;
- обогащать словарный запас учащихся;
- прививать интерес к урокам русского языка;
- побуждать к познанию нового.
Коррекционные задачи:
- развивать слуховое восприятие и память;
- концентрировать внимание учащихся.
Оборудование:
- рисунок солнца, карточки для индивидуальной работы, образ буквы К из
- наждачной бумаги.
Ход урока
Речевая разминка
Отгадайте, о каком месяце идёт речь?
Третий месяц у ворот –
Это к солнцу поворот. (Ю. Коринец)
Это зимний или весенний месяц?
Как вы понимаете выражение «это к солнцу поворот»?
Вступительное слово учителя (произносится на фоне звучащей музыки итальянского композитора Вивальди)
Март – первый весенний месяц. За окном только начало весны. А музыка напоминает нам о пробуждении природы. Ей подвластны любые чудеса. Они переносят нас из обычной городской комнаты в поля, леса, горы. Представьте себе, что вы в весеннем лесу. Ярко светит солнце. Поверните лицо к солнышку, улыбнитесь ему. Наберите полную грудь свежего воздуха: вдохните глубоко-глубоко, выдохните. Повторите ещё раз.
Послушайте отрывок из стихотворения и скажите: «Что происходит в марте в природе?»
Март хотя и плакса,
Но хитрец большой:
Глаз один в слезинках,
А в лучах другой. (М. Мревлишвили)
В марте начинает звенеть капель: «Дон-динь-день!». Давайте попробуем передать звучание капели. «Дон-динь-день!»
Минутка чистописания
Вы так здорово передали звучание капели, что необычные капельки воды образовались на нашей доске.
Исключи лишнюю букву: б, г, д, к, в, ж, з. (буква к, т. к. все звонкие согласные, а она глухая)
К к кл ко ки ку
Повторение пройденного материала.
С какой частью речи мы начали знакомство на прошлом уроке? Есть ли среди этих букв предлоги? (в, к)
Запись темы урока: Предлоги
Какие предлоги вы знаете ещё?
Чудеса происходят не только в природе. Ласковое весеннее солнышко заглянуло к нам и решило нам помочь. Что вы увидели на его лучах?

Как пишутся предлоги с другими словами? (Предлоги пишутся раздельно с другими словами в предложении)
Зависит ли написание предлога от его произношения? (Предлоги пишутся всегда одинаково)
Для чего служит предлог в предложении?
Из данных слов составьте и запишите предложение.
В, начинаются, марте, оттепели. Сосульки, свисают, с, крыш.
Что такое оттепель? Оттепель – тёплая погода с таянием снега.
Объяснение нового материала
Сегодня мы продолжим разговор о написании предлогов. Уметь выделять предлог в предложении и правильно его писать – задача не из лёгких. Вот этому мы и будем сегодня учиться.
Как узнать предлог в предложении?
1. Запомнить.
2. Между существительным и предлогом можно вставить слово или вопрос.
Докажите, что это предлоги:
Из окна (из широкого окна)
В лесу (в сосновом лесу)
Исключите лишнее слово:
(на) дорогах
(на) поляне
(на) писали
(к) дереву
3. У глаголов не бывает предлогов.
Спишите предложения, раскрывая скобки:
(Выполняется комментировано, запись текста на доске.)
| Говорливые
ручейки (по) бежали (по) дорогам. (разобрать по членам) (До) леса (до) шли быстро. Собака (по)бежала по следу. |
Физкультминутка
Скачет зайчик по стене и подмигивает мне.
Перепрыгнул на картинку,
Задержался на ботинке,
Поплясал на потолке, притаился в уголке.
Назовите существительные с предлогом, которые встретились в четверостишье?
Подготовка к сочинению
В марте природа пробуждается от зимнего сна. Совершается много чудес и открытий. Об одном из них мы узнаем из рассказа Э. Шима:
Работа по карточке
Задание. Спишите, правильно раскрыв скобки.
|
Солнечная капля. (Со) грело солнышко сосульку. (За) капала (с) крыш звонкая капель. Вспыхнули капельки (на) солнце. (За) светились красными, синими, жёлтыми огоньками. (За) журчали они ручейками. Воробьи искупались в солнечном ручейке. |
О каком чудесном превращении рассказал автор? Когда появилась на свет солнечная капля: какое это было время года? А месяц? Как появилась на свет солнечная капля? Кто особенно обрадовался весенней капели?
Домашнее задание
Используя свои наблюдения, рабочие материалы урока, составьте и запишите в тетради текст на тему «Весенняя капель».
Индивидуальное задание: упр. 287 (для слабых учащихся)
Итог урока
Как пишутся предлоги с другими словами в предложении?
Как отличить предлог от начальной части другого слова?
С какой частью речи предлоги никогда не употребляются?