Урок русского языка по теме "Раздельное написание предлогов"

Разделы: Начальная школа


Цели урока:

  • развивать умение писать предлоги раздельно с другими словами;
  • обогащать словарный запас учащихся;
  • прививать интерес к урокам русского языка;
  • побуждать к познанию нового.

Коррекционные задачи:

  • развивать слуховое восприятие и память;
  • концентрировать внимание учащихся.

Оборудование:

  • рисунок солнца, карточки для индивидуальной работы, образ буквы К из  
  • наждачной бумаги.

Ход урока

Речевая разминка

Отгадайте, о каком месяце идёт речь?

Третий месяц у ворот –
Это к солнцу поворот. (Ю. Коринец)

Это зимний или весенний месяц?

Как вы понимаете выражение «это к солнцу поворот»?

Вступительное слово учителя (произносится на фоне звучащей музыки итальянского композитора Вивальди)

Март – первый весенний месяц. За окном только  начало весны. А музыка напоминает нам о пробуждении природы. Ей подвластны любые чудеса. Они переносят нас из обычной городской комнаты в поля, леса, горы. Представьте себе, что вы в весеннем лесу. Ярко светит солнце. Поверните лицо к солнышку, улыбнитесь ему. Наберите полную грудь свежего воздуха: вдохните глубоко-глубоко, выдохните. Повторите ещё раз.

Послушайте отрывок из стихотворения и скажите: «Что происходит в марте в природе?»

Март хотя и плакса,
Но хитрец большой:
Глаз один в слезинках,
А в лучах  другой.  (М. Мревлишвили)

В марте начинает звенеть капель: «Дон-динь-день!». Давайте попробуем передать звучание капели. «Дон-динь-день!»

Минутка чистописания

Вы так здорово передали звучание капели, что необычные капельки воды образовались на нашей доске.

Исключи лишнюю букву: б, г, д, к, в, ж, з. (буква  к, т. к. все звонкие  согласные, а она глухая)

К      к     кл   ко  ки  ку

Повторение пройденного материала.

С какой частью речи мы начали знакомство на прошлом уроке? Есть ли среди этих букв предлоги?  (в, к)

Запись темы урока: Предлоги

Какие предлоги вы знаете ещё?

Чудеса происходят не только в природе. Ласковое весеннее солнышко заглянуло  к нам и решило нам помочь. Что вы увидели на его лучах?

Как пишутся предлоги с другими словами? (Предлоги пишутся раздельно с другими словами в предложении)

Зависит ли написание предлога от его произношения? (Предлоги пишутся всегда одинаково)

Для чего служит предлог в предложении?

Из данных слов составьте и запишите предложение.

В, начинаются, марте, оттепели. Сосульки, свисают, с, крыш.

Что такое оттепель? Оттепель – тёплая погода с таянием снега.

Объяснение нового материала

Сегодня мы продолжим разговор о написании предлогов. Уметь выделять предлог в предложении  и правильно его писать – задача не из лёгких. Вот этому мы и будем сегодня учиться.

Как узнать предлог в предложении?

1. Запомнить.

2. Между существительным и предлогом можно вставить слово или вопрос.

Докажите, что это предлоги:

Из  окна (из широкого окна)
В лесу (в сосновом лесу)

Исключите лишнее слово:

(на) дорогах
(на) поляне
(на) писали
(к) дереву

3. У глаголов не бывает предлогов.

Спишите предложения, раскрывая скобки:

(Выполняется комментировано, запись текста на доске.)

Говорливые ручейки (по) бежали  (по) дорогам.  (разобрать по членам)
(До) леса (до) шли быстро. Собака (по)бежала по следу.

Физкультминутка

Скачет зайчик по стене и подмигивает мне.
Перепрыгнул на картинку,
Задержался на ботинке,
Поплясал на потолке, притаился в уголке.

Назовите существительные с предлогом, которые встретились в четверостишье?

Подготовка к сочинению

В марте природа пробуждается от зимнего сна. Совершается много чудес и открытий. Об одном из них мы узнаем из рассказа Э. Шима:

Работа по карточке

Задание. Спишите, правильно раскрыв скобки.

Солнечная капля.

(Со) грело солнышко сосульку. (За) капала  (с) крыш звонкая  капель. Вспыхнули капельки (на) солнце. (За) светились красными, синими, жёлтыми огоньками. (За) журчали они ручейками.

Воробьи искупались в солнечном ручейке.

О каком чудесном превращении рассказал автор? Когда появилась на свет солнечная капля: какое это было время года? А месяц? Как появилась на свет солнечная капля? Кто особенно обрадовался весенней капели?

Домашнее задание

Используя свои наблюдения, рабочие материалы урока, составьте и запишите в тетради текст на тему «Весенняя капель».

Индивидуальное задание: упр. 287 (для слабых учащихся)

Итог урока

Как пишутся предлоги с другими словами  в предложении?

Как отличить предлог от начальной части другого слова?

С какой частью речи предлоги никогда не употребляются?