Цели и задачи:
- Обобщение и систематизация знаний учащихся.
- Развитие способностей обобщать и систематизировать изученный материал; объяснять закономерности и процессы; устанавливать причинно – следственные связи.
- Развитие географического мышления учащихся и творческих способностей, формирование грамотной устной речи.
- Воспитывать в детях чувство товарищества, умения работы в коллективе; ответственности и самостоятельности. Развивать познавательный интерес к предмету.
Оборудование:
- Физическая карта полушарий;
- Атласы по географии для 6-7 класса;
- Карточки – задания;
- Лото
1. Разминка. Отгадай загадку
- «Красное коромысло через реку повисло» (радуга)
- «Скатерть белая весь свет одела» (снег)
- «Рассыпался горох на 77 дорог; никто не подберет: ни царь, ни царица, ни красная девица» (град)
- «Виден край, да не дойдешь» (горизонт)
- «Кругом вода, а с питьем беда (море)
- «По морю идет, идет, а до берега дойдет и пропадет» (волна)
- «Не море, не земля, корабли не плавают, а ходить нельзя» (болото)
- «Страны без людей, города без домов, лес без деревьев, море без воды» (географическая карта)
- «Фырчит, рычит, ветки ломает, пыль поднимает, тебя с ног сбивает» (ветер)
- «Сивые кабаны все поле облегли» (туман)
( четные вопросы - 1 команде, не четные - 2 команде)
2. Быстрее – быстрее…
Каждой командедается две минуты, какая команда ответит на большее количество вопросов.
1 команда
- Океан, не омывающий Антарктиду (Северный Ледовитый)
- Материк, который пересекается экватором почти по середине (Африка)
- Назовите самый глубокий океан (Тихий)
- Назовите самую высокую горную систему в мире (Гималаи)
- Каким цветом на карте обозначают холодные течения? (синим)
- Неровности земной поверхности (рельеф)
- Столица Египта (Каир)
- Назовите крайнюю южную точку Африки (мыс Игольный)
- Предмет, используемый учителем при работе с картой (указка)
2 команда
- Материк, который был открыт последним (Антарктида)
- Самый маленький океан (Северный Ледовитый)
- Самый большой материк (Евразия)
- Самая высокая вершина в мире (Эверест)
- Каким цветом на карте обозначают равнины? (зеленым)
- Воздушная оболочка Земли (Атмосфера)
- Столица США (Вашингтон)
- Назовите крайнюю точку Северной Америки (мыс Марьято)
- Часть света, состоящая из двух материков (Америка)
3. Отгадай географический объект
Пользуясь картой полушарий, определите по географическим координатам объект.
1 команда
Африканцы называли эту гору «Горой божества холода». Определите ее название, если ее координаты 30 ю.ш., 380 в.д. (влк. Калиманждаро).
2 команда
Самый высокий водопад мира высотой 1054 м. Он находится в точке с координатами 60 ю.ш., 610 з.д. (Анхель).
4. Географические координаты
По физической карте полушарий определите географические координаты городов. (Баллы по количеству правильных ответов)
1 команда
- Каир (310с.ш., 320в.д.)
- Париж (490с.ш., 20в.д.)
- Москва (560с.ш., 380в.д.)
- Бразилиа (160ю.ш., 470з.д.)
2 команда
- Сидней (340ю.ш., 1510в.д.)
- Вашингтон (390с.ш., 780в.д.)
- Берлин (530с.ш., 130в.д.)
- Нью-Йорк (420с.ш., 730з.д.)
5. Заморочки из бочки
В мешочке лежат 12 бочонков, каждая команда по очереди достает по одномуи отвечает на вопрос. (Баллы по количеству правильных ответов)
- Между какими двумя одинаковыми буквами нужно поставитьмаленькую лошадь, чтобы получилось название государства? (Япония)
- Какой полуостров говорит о своей величине? (Ямал)
- Какое озеро самое глубокое в мире? (Ямал)
- Какой континент не имеет рек? (Антарктида)
- Какой океан по площади больше, чем вся суша? (Мировой)
- В каком океане расположена самая глубокая впадина? (Тихом)
- Какой полуостров самый большой в мире? (Аравийский)
- Какая река дважды пересекается экватором? (Конго)
- Какое море самое соленое в мире? (Мертвое)
- Какой остров сам признает себя принадлежностью костюма? (Ямайка)
- Какой город Европы стоит на мягком месте? (Париж)
- Какой мыс – пионерская труба? (мыс Горн)
6. Темная лошадка.
Один из основоположников отечественной географии. Огромные заслуги в химии, физике, астрономии. Но его талант выдающегося ученого – энциклопедиста простирался и на другие области научного знания. Его по праву считают одним из основоположников отечественной географии. Он придавал ей огромноезначение. Для него слово «география» было чрезвычайно содержательным, и понимал он его так, как понимают современные ученые – географы.
Он понимал, что для благосостояния страны первейшее значение имеет ее экономическое развитие, развитие промышленности и торговли. Но это требовало исследования природных условий, использования огромных природных ресурсов страны, изучение территорий и особенностей ее регионов, численности и занятий населения, характераи состояния сельского хозяйства. Он первый предложил термин «экономическая география», который вошел в научный обиход только в 20 веке.
Еще одним примером выдающийся деятельности его работы по обоснованию и экономико-политической целесообразности исследования и освоения Северного морского пути.
(Назовите имя этого ученого)
7. Конкурс кроссвордистов
(Карточка–задание для обеих команд.) Баллы выставляются за количество правильно отгаданных слов.
- Река в Северной Америке.
- Приток реки Миссисипи.
- Горная система в Северной Америке.
- Теплое течение у берегов Северной Америки.
- Английский мореплаватель и путешественник, исследовал северное и северо-восточное побережье Северной Америки.
- Коренное население Северной Америки.
- Типичное растение Мексиканского нагорья.
Если слова будут правильно вписаны, то в выделенном вертикальном ряду вы прочтете название одного из континентов.
8. Конкурс капитанов
1 команда
Расставьте материки по их площади.
- Южная Америка (4)
- Антарктида (6)
- Евразия (1)
- Северная Америка (3)
- Австралия (5)
- Африка (2)
2 команда
Расставьте материки по их высоте
- Евразия (1)
- Австралия (6)
- Северная Америка (3)
- Антарктида (5)
- Южная Америка (4)
- Африка (2)
9. Литературный конкурс
Из слова география составьте как можно больше слов за 1 минуту. (Гора, рога, горе, риф, граф, ор, географ, игра, гиря, фига, гриф).
Подведение итогов игры.