Воспитание – явление общественной жизни, возникшее вместе с человеческим обществом, общая и вечная категория общественной жизни, особый вид деятельности людей, является частью культуры. Осуществляется на основе деятельности и общения.
Общество существует только благодаря общению. Чтобы составить общество, люди должны общаться, иметь общие знания, цели и стремления, взаимопонимание.
Учащиеся, которые приходят на I курс, очень отличаются уровнем культуры воспитания, сложностью характеров. Чтобы сгладить противоречия между отдельными учащимися или группами, дать возможность перейти в более благоприятную среду, необходимо организовать общение, в ходе которого раскрываются межличностные отношения, отношения к обществу, к самому себе. “…для человека не существует более чудовищного наказания, чем быть представленным в обществе самому себе и оставаться абсолютно незамеченным” (У.Джеймс).
Воспитать – значить создать систему взаимоотношений между людьми, которые порождают определенные отношения данной личности к другим людям, труду, обществу, самому себе.
Метод воспитания – это путь достижения заданной цели воспитания, способы воздействия на сознание, волю, чувства, поведение.
Регулирующей функцией человеческого поведения и общения является нравственность и духовность. “Все ценности воспитания – моральные ценности” (Д.Дьюи). Платон полагал, что мораль всецело обусловлена знанием Добра. Основа нравственного воспитания – гуманизм, общечеловеческие ценности, богатство духовного мира человека. Для воздействия на сознание, чувства, поведение учащихся необходимо ориентировать их на Добро и Любовь.
Чтобы достичь такой цели, как формирование нравственно целостной личности, сделать человека лучше, чище, добрее, провожу классные часы на тему нравственности с участием учащихся. Один из классных часов, который проведен в группе, называется “Доброта” <Приложение 1>.
Учащиеся принимали участие в подготовке классного часа – оформляли плакаты, искали пословицы, развешивали плакаты и шары. В начале мероприятия активность учащихся была низкой. Многие стеснялись, не зная, как отреагируют на их высказывания другие. Постепенно активность возростала – учащиеся незаметно для себя начали общаться между собой, спорить, доказывать, шутить, обмениваться мнениями. И это радовало. Когда читали “Слово о словах” Владимира Солоухина, а затем слушали песню “Доброта”, все затихли, задумались. Надеюсь, что все они стали хоть немного Добрее.