Урок кулинарии по теме "Украинская кухня. Первые блюда"

Разделы: Технология


Тема: Украинская кухня. Первые блюда.

Практическая работа: Приготовление вегетарианского борща, с использованием технологической карты.

Цель: Изучить украинскую кухню. Изучить технологию приготовления вегетарианского борща.

Задачи:

  1. Обучающая – сформировать знания учащихся об украинской кухне, научить учащихся приготовлению вегетарианского борща.
  2. Воспитательная – аккуратное выполнение работы, сознательное отношение к работе.
  3. Развивающая – интерес к предмету и кухни народов мира, развить художественную инициативу ребёнка, его творческое начало.

Средства обучения: кухонный инвентарь.

Наглядные пособия: плакат «Нарезка овощей».

Раздаточный материал: карточки – задания по «Кулинарии» 7 класс ТБ (1, 2).

Литература:

  1. Трудовое обучение 7 класс. Бешенков А. К., Васильченко Е. В. и др., Москва, «Просвещение», 1990.
  2. Технология учебник для уч-ся 7 класса. Под ред. В. Д. Симоненко, Москва, Издател. Центр «Вентана – Граф», 1999.
  3. Основы кулинарии. Ермакова В. И., Москва, «Просвещение», 1993.
  4. Капустные овощи и блюда из них. Соловых З. Х,. Москва, ВО «Агропромиздат», 1987.
  5. Энциклопедия домашнего хозяйства. Выпуск второй, Москва, СП «Квадрат», 1993.

Ход урока

1 этап. Организационный момент (3-5 мин.)

- проверить готовность учащихся к уроку;
- назначить дежурных;
- отметить отсутствующих.

Назвать тему и цель урока (мотивация).

2 этап. Контроль знаний и умений (10 мин.)

Что научились готовить на прошлом уроке?

2 -3 учащимся раздать карточки – задания (на 3-5 мин.)

Карточка – задание «Кулинария» 7 класс ТБ № 1
  1. Какая опасность может возникнуть при работе с горячей жидкостью?
  2. В какую сторону снимать крышку с горячей посуды?
  3. Что нужно сделать по окончании работы на электроплите?
Карточка – задание «Кулинария» 7 класс ТБ № 2
  1. Какая опасность может возникнуть при работе с электронагревательными приборами?
  2. Какими руками нужно включать электронагревательные приборы?
  3. Что нужно сделать по окончании работы с электронагревательными приборами?

Провести фронтальный опрос по вопросам:

- Правила ТБ при пользовании режущими инструментами?

Собрать у учащихся ответы на карточки – задания, выставить отметки за опрос, прокомментировать каждую оценку. Или дать соседям по парте на проверки при помощи карточек – ответов.

3 этап. Формирование новых знаний и умений (15 мин.).

На предыдущем уроке мы готовили блюдо русской кухни «Винегрет». И начали работу по изучению способов нарезки овощей для салатов. Сегодня мы будем изучать блюда украинской кухни и готовить традиционное украинское первое блюдо- борщ.

Украинская национальная кухня сложилась довольно поздно, в основном к началу – середине 18 века, а окончательно к началу 19 века. До тех пор её с трудом можно было отграничить от родственных ей польской и белорусской кухонь. Это объясняется длительностью и сложностью процесса формирования украинской нации и украинского государства.

 После монголо-татарского нашествия на Киевскую Русь Украина испытала агрессию литовских, венгерских, польских феодалов, в результате чего различные части территории её входили в состав разных государств (Литвы, Польши, Венгрии, Румынии).

 По существу, формирование украинской нации началось лишь с 17 века.

Поскольку отдельные украинские территории были, долгое время разобщены, общеукраинская кухня создавалась крайне медленно, лишь после объединения украинского народа в 17 веке в состав России вошли Левобережная Украина, Киев, в конце 18 века – Правобережная Украина. С конца 18 века южная часть Украины – Причерноморье и Новороссия – стали заселяться выходцами из южных губерний России, которые затем ассимилировались с коренным населением.

Таким образом, к началу- середине 19 века сформировалась в основном территория Украины, большая часть украинской нации была воссоединена и получила возможность консолидироваться в одном государстве.

 Это значительно облегчило создание и распространение характерных особенностей общеукраинских блюд. Позднее формирование украинской кухни обусловило целый ряд ее особенностей.

 Во-первых, он была создана на базе уже сложившихся в каждой из региональной частей Украины элементов кулинарной культуры. Во- вторых, несмотря на то, что эти элементы были весьма разнородны вследствие огромности территории, соседствования множества народов: русских, белорусов, татар, венгров, турков, греков, украинская кухня оказалась на редкость цельной по отбору характерного национального пищевого сырья и по принципам кулинарной обработки.

 В-третьих, в национальную украинскую кухню не вошли традиции древнерусской кухни, связь с которой была утрачена после монголо-татарского нашествия. Это отличает украинскую кухню от русской и белорусской, где древние традиции, хотя и видоизменялись, но тем не менее сохранялись в течение многих веков.

 Вместе с тем украинская кухня восприняла некоторые технологические приемы не только немецкой и венгерской кухонь, но и татарской, и турецкой, по-своему частично видоизменив их. Так, обжаривание продуктов в перекаленном масле, свойственное тюркским кухням, было превращено в украинское «смажение» (то есть пассерование овощей, идущих в борщи или вторые блюда), что совершенно не свойственно русской кухне. Пельменеобразное блюдо турецкой кухни дюш-вара превратилось сначала в вара-ники, а затем уже в украинские вареники с характерными национальными наполнителями – вишнями, творогом, луком (цыбулей), шкварками. Из немецкой кухни было воспринято дробление продуктов, что нашло конкретное выражение в различных украинских «сичениках» - котлетообразных блюдах из фаршей (сеченых, дробленых мяса, яиц, моркови, капусты, грибов).

 Что же касается пищевого сырья, то оно отбиралось для украинской кухни по контрасту с восточными кухнями. Так, например, в пику «басурманам» украинское казачество стало культивировать в 16-18 вв. употребление свиного сала. В то же время употребление говядины, распространенное среди русского населения, было сравнительно незначительным, так как волы на Украине представляли собой не продуктивный, а рабочий, тягловый скот, и их мясо было не только менее вкусным и боле жестким по сравнению со свиным, но и считалось не волне чистым (отдающее потом).

 Одновременно получили распространение некоторые иностранные продукты, например, растительное масло – олия . Оно считалось ценнее коровьего масла, поскольку происходило из Греции, страны, с которой южные украинские земли были связаны религиозными узами. В то же время баклажаны, употреблявшиеся в турецкой кухне и прекрасно вызревавшие в условиях юга Украины, не находили употребления в украинских национальных блюдах как «басурманские» (но вошли в донскую кухню!).

Эти принципы отбора пищевого сырья, общие для всех украинцев в 17-19 вв. независимо от мест их расселения, сделали украинскую кухню в итоге поразительно единообразной и вместе с тем неповторимой, своеобразной.

Сегодня на уроке мы будем готовить борщ.

Все первые блюда делятся на 3 группы: прозрачные, заправочные, супы-пюре.

Схема 1

Это интересно

Блюда украинской кухни снискали себе заслуженную славу в нашей в нашей стране и за рубежом. Украинский борщ, различные мучные изделия (пампушки, галушки, вареники, коржи и др.), растительных и молочных продуктов (ряженка, сырники), все возможные напитки из фруктов и мёда пользуются широкой популярностью.

Но особенно популярен знаменитый украинский борщ, ныне распространенный повсеместно. Для его приготовления используется около 20 различных продуктов, что и определяет его высокие вкусовые качества и питательность. Борщ готовится из свежих овощей: капусты, свеклы, помидоров и др., заправляется толченым салом с чесноком и петрушкой. Сочетание этих продуктов придает борщу удивительный аромат и вкус. К борщу подают сметану и пампушки.

4 этап. Продолжение формирования знаний и умений (Практическая работа). (65 мин.).

Мы сегодня будем готовить вегетарианский борщ, т.к. мы ограничены временем урока, а мясо необходимо варить не мене 30 минут. И конечно же не из 20 компонентов.

  1. Практическая работа. Раздать учащимся порядок выполнения работы (технологические карты).
  2. Провести текущий инструктаж по технике безопасности. Для данной работы вам понадобятся режущие инструменты - ножи. Вспомните, как правильно пользоваться этими предметами. Блюдо готовим на сковороде, используя для жарки горячий жир. Вспомните правила ТБ.
  3. Учащиеся, пользуясь технологическими картами, выполняют работу.
  4.  Провести текущий инструктаж по технике безопасности. ТБ при работе с горячими жидкостями.

Посуда и инвентарь: кастрюля, миска глубокая, сковорода, ножи, разделочные доски, тёрка, вилка, чайная ложка, столовая ложка.

Схема 2. Технологическая карта. Вегетарианский борщ.

1. В кипящую воду засыпать нарезанную шашками капусту. одновременно 1а. Лук нарезать мелкими кубиками, морковь и отварную свёклу натереть на крупной тёрке, томаты очистить от кожицы и нарезать кубиками, и тушить овощи 10-15 минут на сковороде, добавив 1\3 стакана воды и 1 столовую ложку растительного масла.

2. Через 5 минут добавить в кастрюлю нарезанный кубиками картофель.
 

2а. Добавить 1 чайную ложку лимонного сока и 1\3 сахарного песка. Снять с огня через 1 минуту.

3. Ещё через 5 минут добавить в кастрюлю нарезанный на мелкие кубики 1 болгарский перец и варить 7 минут.

 

 

4. Добавить тушёные овощи в кастрюлю, 3 лавровых листа, специи, 4 зубочка чеснока, соль по вкусу. Варить ещё 1 минуту.

 

 

5. Перед подачей на стол добавить в кастрюлю зелень укропа и петрушки.

 

 

6. Оформление готового блюда. Разлить борщ по тарелкам, добавить сметану.

 

 

Пампушки. Пампушки делают из дрожжевого теста в виде маленьких булочек, при подаче их поливают соусом из растительного масла и чеснока, растёртого с солью.

5 этап. Контроль знаний и умений (в ходе работы).

Сервировка стола к обеду. Дегустация приготовленного блюда.

6 этап. Оценка знаний и умений. Итог урока.

Выставить оценки учащимся. Отметить лучших кулинаров, прокомментировать их работу.