Тема: Украинская кухня. Первые блюда.
Практическая работа: Приготовление вегетарианского борща, с использованием технологической карты.
Цель: Изучить украинскую кухню. Изучить технологию приготовления вегетарианского борща.
Задачи:
- Обучающая – сформировать знания учащихся об украинской кухне, научить учащихся приготовлению вегетарианского борща.
- Воспитательная – аккуратное выполнение работы, сознательное отношение к работе.
- Развивающая – интерес к предмету и кухни народов мира, развить художественную инициативу ребёнка, его творческое начало.
Средства обучения: кухонный инвентарь.
Наглядные пособия: плакат «Нарезка овощей».
Раздаточный материал: карточки – задания по «Кулинарии» 7 класс ТБ (1, 2).
Литература:
- Трудовое обучение 7 класс. Бешенков А. К., Васильченко Е. В. и др., Москва, «Просвещение», 1990.
- Технология учебник для уч-ся 7 класса. Под ред. В. Д. Симоненко, Москва, Издател. Центр «Вентана – Граф», 1999.
- Основы кулинарии. Ермакова В. И., Москва, «Просвещение», 1993.
- Капустные овощи и блюда из них. Соловых З. Х,. Москва, ВО «Агропромиздат», 1987.
- Энциклопедия домашнего хозяйства. Выпуск второй, Москва, СП «Квадрат», 1993.
Ход урока
1 этап. Организационный момент (3-5 мин.)
- проверить готовность учащихся к уроку;
- назначить дежурных;
- отметить отсутствующих.
Назвать тему и цель урока (мотивация).
2 этап. Контроль знаний и умений (10 мин.)
Что научились готовить на прошлом уроке?
2 -3 учащимся раздать карточки – задания (на 3-5 мин.)
Карточка – задание «Кулинария» 7 класс ТБ № 1 |
|
Карточка – задание «Кулинария» 7 класс ТБ № 2 |
|
Провести фронтальный опрос по вопросам:
- Правила ТБ при пользовании режущими инструментами?
Собрать у учащихся ответы на карточки – задания, выставить отметки за опрос, прокомментировать каждую оценку. Или дать соседям по парте на проверки при помощи карточек – ответов.
3 этап. Формирование новых знаний и умений (15 мин.).
На предыдущем уроке мы готовили блюдо русской кухни «Винегрет». И начали работу по изучению способов нарезки овощей для салатов. Сегодня мы будем изучать блюда украинской кухни и готовить традиционное украинское первое блюдо- борщ.
Украинская национальная кухня сложилась довольно поздно, в основном к началу – середине 18 века, а окончательно к началу 19 века. До тех пор её с трудом можно было отграничить от родственных ей польской и белорусской кухонь. Это объясняется длительностью и сложностью процесса формирования украинской нации и украинского государства.
После монголо-татарского нашествия на Киевскую Русь Украина испытала агрессию литовских, венгерских, польских феодалов, в результате чего различные части территории её входили в состав разных государств (Литвы, Польши, Венгрии, Румынии).
По существу, формирование украинской нации началось лишь с 17 века.
Поскольку отдельные украинские территории были, долгое время разобщены, общеукраинская кухня создавалась крайне медленно, лишь после объединения украинского народа в 17 веке в состав России вошли Левобережная Украина, Киев, в конце 18 века – Правобережная Украина. С конца 18 века южная часть Украины – Причерноморье и Новороссия – стали заселяться выходцами из южных губерний России, которые затем ассимилировались с коренным населением.
Таким образом, к началу- середине 19 века сформировалась в основном территория Украины, большая часть украинской нации была воссоединена и получила возможность консолидироваться в одном государстве.
Это значительно облегчило создание и распространение характерных особенностей общеукраинских блюд. Позднее формирование украинской кухни обусловило целый ряд ее особенностей.
Во-первых, он была создана на базе уже сложившихся в каждой из региональной частей Украины элементов кулинарной культуры. Во- вторых, несмотря на то, что эти элементы были весьма разнородны вследствие огромности территории, соседствования множества народов: русских, белорусов, татар, венгров, турков, греков, украинская кухня оказалась на редкость цельной по отбору характерного национального пищевого сырья и по принципам кулинарной обработки.
В-третьих, в национальную украинскую кухню не вошли традиции древнерусской кухни, связь с которой была утрачена после монголо-татарского нашествия. Это отличает украинскую кухню от русской и белорусской, где древние традиции, хотя и видоизменялись, но тем не менее сохранялись в течение многих веков.
Вместе с тем украинская кухня восприняла некоторые технологические приемы не только немецкой и венгерской кухонь, но и татарской, и турецкой, по-своему частично видоизменив их. Так, обжаривание продуктов в перекаленном масле, свойственное тюркским кухням, было превращено в украинское «смажение» (то есть пассерование овощей, идущих в борщи или вторые блюда), что совершенно не свойственно русской кухне. Пельменеобразное блюдо турецкой кухни дюш-вара превратилось сначала в вара-ники, а затем уже в украинские вареники с характерными национальными наполнителями – вишнями, творогом, луком (цыбулей), шкварками. Из немецкой кухни было воспринято дробление продуктов, что нашло конкретное выражение в различных украинских «сичениках» - котлетообразных блюдах из фаршей (сеченых, дробленых мяса, яиц, моркови, капусты, грибов).
Что же касается пищевого сырья, то оно отбиралось для украинской кухни по контрасту с восточными кухнями. Так, например, в пику «басурманам» украинское казачество стало культивировать в 16-18 вв. употребление свиного сала. В то же время употребление говядины, распространенное среди русского населения, было сравнительно незначительным, так как волы на Украине представляли собой не продуктивный, а рабочий, тягловый скот, и их мясо было не только менее вкусным и боле жестким по сравнению со свиным, но и считалось не волне чистым (отдающее потом).
Одновременно получили распространение некоторые иностранные продукты, например, растительное масло – олия . Оно считалось ценнее коровьего масла, поскольку происходило из Греции, страны, с которой южные украинские земли были связаны религиозными узами. В то же время баклажаны, употреблявшиеся в турецкой кухне и прекрасно вызревавшие в условиях юга Украины, не находили употребления в украинских национальных блюдах как «басурманские» (но вошли в донскую кухню!).
Эти принципы отбора пищевого сырья, общие для всех украинцев в 17-19 вв. независимо от мест их расселения, сделали украинскую кухню в итоге поразительно единообразной и вместе с тем неповторимой, своеобразной.
Сегодня на уроке мы будем готовить борщ.
Все первые блюда делятся на 3 группы: прозрачные, заправочные, супы-пюре.
Схема 1
Это интересно
Блюда украинской кухни снискали себе заслуженную славу в нашей в нашей стране и за рубежом. Украинский борщ, различные мучные изделия (пампушки, галушки, вареники, коржи и др.), растительных и молочных продуктов (ряженка, сырники), все возможные напитки из фруктов и мёда пользуются широкой популярностью.
Но особенно популярен знаменитый украинский борщ, ныне распространенный повсеместно. Для его приготовления используется около 20 различных продуктов, что и определяет его высокие вкусовые качества и питательность. Борщ готовится из свежих овощей: капусты, свеклы, помидоров и др., заправляется толченым салом с чесноком и петрушкой. Сочетание этих продуктов придает борщу удивительный аромат и вкус. К борщу подают сметану и пампушки.
4 этап. Продолжение формирования знаний и умений (Практическая работа). (65 мин.).
Мы сегодня будем готовить вегетарианский борщ, т.к. мы ограничены временем урока, а мясо необходимо варить не мене 30 минут. И конечно же не из 20 компонентов.
- Практическая работа. Раздать учащимся порядок выполнения работы (технологические карты).
- Провести текущий инструктаж по технике безопасности. Для данной работы вам понадобятся режущие инструменты - ножи. Вспомните, как правильно пользоваться этими предметами. Блюдо готовим на сковороде, используя для жарки горячий жир. Вспомните правила ТБ.
- Учащиеся, пользуясь технологическими картами, выполняют работу.
- Провести текущий инструктаж по технике безопасности. ТБ при работе с горячими жидкостями.
Посуда и инвентарь: кастрюля, миска глубокая, сковорода, ножи, разделочные доски, тёрка, вилка, чайная ложка, столовая ложка.
Схема 2. Технологическая карта. Вегетарианский борщ.
1. В кипящую воду засыпать нарезанную шашками капусту. | одновременно | 1а. Лук нарезать мелкими кубиками, морковь и отварную свёклу натереть на крупной тёрке, томаты очистить от кожицы и нарезать кубиками, и тушить овощи 10-15 минут на сковороде, добавив 1\3 стакана воды и 1 столовую ложку растительного масла. |
2. Через 5 минут добавить в кастрюлю нарезанный кубиками картофель. | 2а. Добавить 1 чайную ложку лимонного сока и 1\3 сахарного песка. Снять с огня через 1 минуту. | |
3. Ещё через 5 минут добавить в кастрюлю нарезанный на мелкие кубики 1 болгарский перец и варить 7 минут. |
|
|
4. Добавить тушёные овощи в кастрюлю, 3 лавровых листа, специи, 4 зубочка чеснока, соль по вкусу. Варить ещё 1 минуту. |
|
|
5. Перед подачей на стол добавить в кастрюлю зелень укропа и петрушки. |
|
|
6. Оформление готового блюда. Разлить борщ по тарелкам, добавить сметану. |
|
|
Пампушки. Пампушки делают из дрожжевого теста в виде маленьких булочек, при подаче их поливают соусом из растительного масла и чеснока, растёртого с солью.
5 этап. Контроль знаний и умений (в ходе работы).
Сервировка стола к обеду. Дегустация приготовленного блюда.
6 этап. Оценка знаний и умений. Итог урока.
Выставить оценки учащимся. Отметить лучших кулинаров, прокомментировать их работу.