При проведении уроков пришла к убеждению, что опорные конспекты в виде структурно-логических схем имеют ряд преимуществ по сравнению с текстовым изложением материала.
Актуальная значимость использования структурно-логических схем и новых информационных технологий заключается в необходимости активизации познавательной и мыслительной деятельности учащихся профессиональных училищ.
Главная педагогическая задача – создать условия для саморазвития личности. Материал, изложенный в учебниках в виде сплошного текста, затрудняет понимание и осмысление изучаемого. Эти затруднения во многом снимаются при подаче материала в виде схем, где связи и взаимозависимости обозначены и просматриваются более отчетливо.
Структурно-логические схемы активизируют мышление учащихся, заставляя видеть и находить существенные связи между явлениями, компонентами, процессами, группами, подгруппами, видами.
Представление информации именно таким образом – это хорошо известный в науке способ схематической визуализации, когда явление, процесс, система, объект предстают в схематическом виде как наглядный образ, хорошо “просматриваемый” со всех сторон.
В ряде психологических исследований выявлено, что структуирование и схематизация текстовой информации является важнейшим компонентом действий, которые составляют основу процесса запоминания: образная схема запоминается прочнее, нежели текст.
Подача материала таким образом способствует активизации мыслительной деятельности, самостоятельной работы, творческого подхода. Кроме того, такой способ подачи материала и работы с фактами и явлениями помогает быстрее формировать целостное представление об изучаемом материале, формируя целостную картину.
Конечно, любая схематизация – это некоторое упрощение, однако, при изучении любой темы, раскрывая главное, существенное, не будем забывать и о второстепенном.
Опорный конспект в виде схем помогает учащимся наглядно визуально просматривать структуру, прослеживать логическую связь и последовательность изложения нового материала, начиная используемым сырьем и заканчивая условиями и сроками реализации <Приложение 1>. Учащимся предлагаю по данной схеме ответить на вопросы или найти сходство, различие между видами, обработкой, сортностью. Это способствует развитию мышления и речи учащихся.
Для обеспечения восприятия, осмысления и закрепления полученных знаний по изученной теме, разработала вопросы с красочными выносками <Приложение 2>. Эти вопросы вывожу на экран, чтобы не повторяться, так как обычно кто-то не слышит вопрос, кто-то – не запоминает. Их можно использовать для фронтального опроса.
После изучения темы “Мясные полуфабрикаты”, для контроля знаний использую карточки-задания. Каждая карточка содержит 3-и вопроса <Приложение 3>.
Опорный конспект по теме “Мясные копчености” предлагаю так же в виде схем с выводом на экран <Приложение 4>. Для дополнения изучаемого материала предлагаю учащимся работу с книгой. Карточки-задания с заполнением диаграмм, использую при контроле знаний <Приложение 5>.
Материал распечатываю и использую как раздаточный материал, а на электронном носителе – для вывода на экран. Это позволяет высвободить больше времени для объяснения и закрепления материала, так как при традиционной форме ведения урока, учитель постоянно обращается к мелу и доске. Разработки снабжаю различными картинками, фигурами для привлечения внимания к изучаемому материалу.
Несомненно – новые информационные технологии, при грамотном их применении, повышают познавательную активность учащихся, что непременно приводит к повышению эффективности обучения.