Среди всех достижений психического развития ребенка в дошкольном возрасте в качестве главного обычно выделяют произвольность, т.е. способность управлять своими действиями, контролировать их. Главной чертой произвольного и волевого действия является его осознанность. Без осознания своих действий невозможно управлять ими и контролировать их. Импульсивность и неуправляемость поведения дошкольников объясняется, как правило, его неосознанностью - дети не замечают, не знают и не осознают, что они делают. Поэтому первый и главный шаг в воспитании произвольного поведения дошкольников должен заключаться в формировании осознанности их действий.
Как же помочь ребенку осознать свое поведение?
Наиболее эффективным средством осознания своего поведения и овладения им в дошкольном возрасте традиционно считается игра с правилом. Именно в такой игре дети начинают соотносить свое поведение с образцом поведения, который задан в правиле, а значит, задумываться, правильно ли они действуют. На развитие шестилеток существенное влияние оказывает занятия, но игра для них более понятна, более радостна; в ней легче выделяется сознательная цель (сосредоточиться, запомнить и т.п.). Игра - это школа социальных отношений для ребенка; в ней он учится сотрудничеству, тем качествам, которые помогают и воспитателю и детям стать партнерами в общем деле. В игре со сверстниками ребенок освобождается от всего, что "давит" на него в повседневной жизни, забывает о страхе, злости, печали и т.д. В процессе игры осуществляется своеобразная групповая психотерапия; идет настоящая жизнь для ребенка.
Однако в игре с правилом средство осознания своего поведения (правило) обычно задается взрослым или кем-то другим, кто данное правило предлагает. Вместе с тем очевидно, что осознание своего поведения не может ограничиваться выполнением инструкций и правил, даже если они присваиваются ребенком и становятся средством организации его действий. Осознанность в своих развитых формах проявляется, прежде всего, в свободной, ненормированной жизни ребенка: в сознательной постановке целей, в осознании своих состояний и намерений, в выработке отношения к окружающей действительности и т.д. Причем все это совершается самим человеком, а не задается кем-то извне. Здесь возникает естественный вопрос: как появляется способность сознательно ставить цели и действовать в их направлении? Очевидно, что эта способность предполагает, прежде всего, осознание своих целей (знание того, чего я хочу) и своего поведения (что и как я для этого делаю), т.е. она требует определенного уровня развития самосознания.
Особенности развития детей старшего дошкольного возраста
Для детей старшего дошкольного возраста характерна познавательная активность, которая выражается в их бесконечных "почему?" и организует их внимание. Они могут уже произвольно регулировать свое поведение, сосредоточивать внимание на том, что их привлекает, хотя для них характерна в основном непроизвольность внимания.
Они легко запоминают то, что важно для реализации собственных притязаний (успех в игре, чтение стихов на празднике и т.п.), хотя в целом у них непроизвольное запоминание наиболее продуктивно.
Дети стремятся к положительным взаимоотношениям со взрослыми. Это организует их поведение. Заслужить одобрение - один из основных мотивов поведения детей. Желание же самоутвердиться является иногда причиной детских капризов, особенно когда ребенок не может справиться с тем или иным поручением детей.
Жизнь детей этого возраста не из легких. Они постоянно переживают по тому или иному поводу, являясь пленниками своих эмоций. Чтобы помочь им сохранять душевное здоровье, необходимо, прежде всего, уметь принимать их чувства; предоставлять им право на собственный выбор; не обесценивать их требований, что способствует нейтрализации возникающей у ребенка тревожности.
Детям этого возраста не хватает силы воли. Мотивы "хочу" и "надо" вступают в единоборство. И не всегда побеждает нравственный мотив. Ребенок иногда сознательно идет на ложь, чтобы сохранить хорошие отношения со взрослыми. Он нуждается в положительных эмоциях - первейшей человеческой потребности. И поэтому желание заслужить одобрение, симпатию со стороны взрослого - один из основных мотивов поведения детей старшего дошкольного возраста, имеющий огромное значение для развития личности ребенка, так как стремление к самоутверждению является стимулом его положительного поведения.
Влияние речи на развитие сознания и произвольного поведения
Центральная роль в становлении осознанности поведения ребенка принадлежит речи и речевому общению с взрослым. Важнейшая функция речи состоит в том, что она является средством преодоления актуально воспринимаемой ситуации и связывает действия ребенка во времени, благодаря чему становится возможным “действовать в будущем”, т.е. планировать свое поведение. Необходимость сформулировать свои намерения является для ребенка толчком к тому, чтобы осознать ситуацию и собственные действия в ней. Речь выступает как фактор, мобилизующий опыт ребенка.
Таким образом, влияние речи на развитие сознания и произвольного поведения не только в раннем, но и в более поздних возрастах можно считать очевидным. Вместе с тем практика экспериментальной педагогической работы с детьми показывает, что многие из них, достаточно хорошо владеющие коммуникативной речью (т.е. много и свободно говорящие), далеко не всегда осознают, контролируют и тем более планируют свои действия. По-видимому, овладение речью является необходимым, но недостаточным условием формирования произвольного и осознанного поведения. Какое же именно речевое общение с взрослым способствует произвольности и осознанности действий?
Вместе с тем очевидно, что не всякий разговор на личностные темы - когда взрослый спрашивает, а ребенок отвечает - может быть условием и фактором формирования произвольного поведения. Такое общение должно активизировать работу сознания ребенка, побуждать его посмотреть на себя со стороны и соответственно отнестись к своим действиям. Это возможно только тогда, когда общение опирается на реальные интересы ребенка, когда оно включено в его практические действия.
Общение ребенка со взрослым проходит следующие этапы:
- Возраст “Почемучки”: ребенок задает вопросы – взрослый дает на них ответы
- Взрослый задает правила – ребенок их выполняет
- Ребенка начинают интересовать человеческие качества, поступки и отношения – взрослый развивает этот интерес (отвечает на вопросы, разъясняет некоторые ситуации, показывает пример человеческих взаимоотношений своим поведением)
- Ребенок начинает без особых разъяснений понимать природу требований взрослого
- Внеситуативно-личностное общение – это общение существует самостоятельно и представляет собой “чистое общение”, не включенное ни в какую другую деятельность. Взрослый для ребенка - это компетентный судья, знающий “что такое хорошо и что такое плохо”, и образец для подражания.
Становление регулирующей и планирующей функций речи не происходит стихийно. Нужна специальная работа по включению речи в самостоятельную деятельность детей, по вербализации их практического опыта. Для развития осознанности и произвольности поведения необходимо такое внеситуативно-личностное общение, которое не только выводит ребенка за пределы воспринимаемой ситуации, но и направляет его на осознание этой ситуации и своих практических действий в ней.
Внеситуативно-личностное общение
Со временем внимание дошкольников все больше привлекают события, происходящие среди окружающих людей. Человеческие отношения, нормы поведения, качества отдельных людей начинают интересовать ребенка даже больше, чем жизнь животных или явления природы. Что можно, а что нельзя, кто добрый, а кто злой, что хорошо, а что плохо - эти и другие подобные вопросы уже волнуют старших дошкольников. И ответы тут опять же может дать только взрослый. Конечно, и раньше воспитатель постоянно говорил детям, как нужно себя вести, что можно, а что нельзя, но младшие дети лишь подчинялись (или не подчинялись) требованиям взрослого.
Теперь, в шесть-семь лет, правила поведения, человеческие отношения, качества, поступки интересуют уже самих детей. Им важно понять требования взрослых, утвердиться в своей правоте. Поэтому в старшем дошкольном возрасте дети предпочитают разговаривать с взрослыми не на познавательные темы, а на личностные, касающиеся жизни людей. Так возникает самая сложная и высшая в дошкольном возрасте - внеситуативно-личностная форма общения.
Взрослый по-прежнему является для детей источником новых знаний, и дети по-прежнему нуждаются в его уважении и признании.
Но для ребенка становится очень важно оценить те или иные качества и поступки (и свои, и других детей) и важно, чтобы его отношение к тем или иным событиям совпало с отношением взрослого.
Старших дошкольников уже больше волнует оценка не конкретных умений, а их моральных качеств и личности в целом. Если ребенок уверен, что взрослый хорошо относится к нему и уважает его личность, он может спокойно, по-деловому относиться к замечаниям, касающимся его отдельных действий или умений. Теперь уже отрицательная оценка его рисунка не так сильно обижает ребенка. Главное, чтобы он в целом был хорошим, чтобы взрослый понимал и разделял его мнения.
В старшем дошкольном возрасте внеситуативно-личностное общение существует самостоятельно и представляет собой “чистое общение”, не включенное ни в какую другую деятельность. Взрослый для него - это компетентный судья, знающий “что такое хорошо и что такое плохо”, и образец для подражания.
Таким образом, для внеситуативно-личностного общения, которое складывается к концу, дошкольного возраста, характерны:
- потребность во взаимопонимании и сопереживании;
- личностные мотивы;
- речевые средства общения.
Внеситуативно-личностное общение имеет важное значение для развития личности ребенка.
Во-первых, он сознательно усваивает нормы и правила поведения и начинает сознательно следовать им в своих действиях и поступках.
Во-вторых, через личностное общение дети учатся видеть себя как бы со стороны, что является необходимым условием сознательного управления своим поведением.
В-третьих, в личностном общении дети учатся различать роли разных взрослых - воспитателя, врача, учителя - и в соответствии с этим по-разному строить свои отношения в общении с ними.
Моя работа по теме “Формирование произвольности поведения у детей старшего дошкольного возраста” представляет собой социально-технологический вариант, в котором на основе заданного содержания, смоделирована методическая сторона моей деятельности.
Каждое из направлений данной деятельности является социальным, потому что содержит в себе:
- Потенциальную вариантность выполнения; это означает, что в деятельности задан бесконечный счет степеней свободы, которая обеспечивает его индивидуализацию всеми участниками деятельности.
- Ориентацию на идеал человека, который существует в конкретных культуре и условиях, что позволяет говорить о векторе, или направлении, индивидуально выполняемых действий.
- Социально открытую форму контроля, который осуществляется через оценку деятельности всех ее участников.
Содержание моей деятельности с детьми направлено на:
- Расширение их представлений о законах жизни человеческого общества, о сущности человека (кто я есть?; Я и люди; что я могу? И т.п.), Об окружающем мире.
- Формирование умений жить по законам истины, добра, красоты.
- Удовлетворение интересов, потребностей каждого ребенка с целью обеспечения развития индивидуальной жизни.
- Обучение детей основам безопасности жизнедеятельности.
Таким образом, главной целью моей деятельности является: социальная адаптация системы воспитания старших дошкольников. Работая в контексте данной цели, я позволила себе распределить живые реальные отношения, существующие в системе, на конкретные, наполненные социальными технологиями виды деятельности, подразумевающие организацию работы с детьми по тематическим блокам. Это “Правила дорожного движения”, “Уроки вежливости”, “Основы безопасной жизнедеятельности”, “Я и мои близкие”, “Познай себя”, “Все мы разные”.
Занятия проводились один раз в неделю на протяжении учебного года, где как бы осуществляется интеграция знаний, умений, полученных детьми в различных видах деятельности, а также “высвечивание” их полезности с позиции тех или иных добродетелей (сострадание, милосердие и т.п.).
Для каждой темы характерна внутренняя логическая завершенность, конкретизация, в то же время все они объединены общей функцией воспитания, направленной на развитие личности.
Мною в работе в основном использовались беседы, продолжительность, которых 15-20 мин.
Основная задача таких бесед:
- вызвать у детей интерес и эмоциональный отклик (ставятся вопросы, но ответы даются не на все из них; демонстрируются какие-то новые знания и предоставляется возможность решить их в деле; рассказывается о предстоящей встрече с интересными людьми, героями сказок и т.п.);
- определить четкую перспективу (учитывался возраст детей: чем меньше дети, тем ближе перспектива);
- создать условия детям для обдумывания (обсуждения со сверстниками, с членами семьи) предстоящего дела;
- вовлечь детей в рефлексивную деятельность по моделированию коллективного и индивидуального участия в деятельности, по оценке своих возможностей.
Тематический план бесед с детьми, целенаправленных на развитие представлений о безопасной жизнедеятельности.
(сводная по возрастам)
Тема |
Старшая группа |
Подготовительная группа |
Уроки вежливости |
Формирование представлений о вежливости, о слове как средстве ее выражения; увеличивать запас у детей вежливых слов; учить определять их назначение; расширять опыт применения вежливых слов в соответствующих ситуациях. | Закрепить представлений о вежливости, о слове как средстве ее выражения; развивать навыки социального поведения; формировать позитивное отношение к сверстникам; формировать действовать осознанно, подчиняться общим правилам; расширять опыт применения вежливых слов в соответствующих ситуациях. |
Основы безопасной жизнедеятель-ности |
Обучение детей основам безопасности
жизнедеятельности; формировать представление о
правилах безопасности; воспитывать стремление
придерживаться правил положительного поведения,
правильную реакцию на чрезвычайные
происшествия.
|
Способствовать развитию осторожности
и осмотрительности. Развивать логическое
мышление и память, умение выслушивать ответ
товарища, не перебивая. Воспитывать внимание,
сосредоточенность, чуткость, отзывчивость.
|
Я и мои близкие. |
Осознавать и контролировать свои переживания, понимать состояние других людей; формирование представлений о родстве, о долге перед близкими людьми | Воспитывать не только желание, но и потребность проявлять доброту и предупредительность к окружающим без напоминаний, по собственному побуждению. Систематизировать и обобщать правила доброго, вежливого поведения. |
Познай себя. |
Учить детей понимать смысл и необходимость здорового образа жизни; формировать элементарные представления о структуре и функциях тела; научить оказывать себе и другим посильную помощь. | Закрепить навыки личной гигиены; воспитывать бережное отношение к своему здоровью, к здоровью окружающих людей; закрепить навыки оказывать себе и другим посильную помощь. |
Все мы разные. |
Формировать знания, о значении имени, фамилии; формирование простейших представлений о мужественности и женственности; познакомить со средствами выражения заботы, уважения, благодарности и др. | Дать понимания того, что и другие люди думают и мыслят по другому и их мысли не совпадаю с твоими. Воспитывать уважение и внимание к мыслям другого человека; закрепить словесные навыки выражения уважения, благодарности и др. |
Правила дорожного движения |
Закрепить знания детей о правилах дорожного движения и поведения на улице; формировать умение пользоваться пассажирским транспортом; воспитывает желание научить этому своих друзей, учить предвидеть возможную на улице опасность | Закрепить знания детей о правилах дорожного движения и поведения на улицах; формировать умение ориентироваться в основных дорожных знаках, а так же пользоваться общественным транспортом; воспитывать желание научить этому младших детей, своих друзей. |