Цели урока:
- Обучающие:
- познакомить учащихся с личностью Николая I;
- его внутренней политикой, её основными направлениями.
- Развивающие:
- совершенствовать умения учащихся работать с учебником;
- развивать навыки анализа документов;
- совершенствовать умения выделять главное, делать выводы;
- развивать коммуникативную культуру.
- Воспитывающие: формировать у учащихся интерес к истории и историческим личностям.
План урока:
- Проверка домашнего задания.
- Объявление темы и целей урока.
- Личность Николая I.
- Основные направления внутренней политики Николая I.
- Общее значение деятельности Николая I.
- Запись и пояснение домашнего задания.
- Выставление оценок.
- Подведение итогов урока.
Подготовка к уроку:
- Деление учащихся на группы.
- Подборка раздаточного материала.
- Сообщение учеников о личности Николая I, его помощников.
- Подготовка мультимедийных слайдов.
Оборудование: мультимедийные средства обучения, раздаточные материалы.
Ход урока
1. Проверка домашнего задания
У.: Здравствуйте ребята, проверьте свою готовность к уроку. Начнем работу. Вспомните тему прошлого урока (Династический кризис 1825 года. Выступление декабристов.). Для проверки домашнего задания вы выполните несколько тестовых заданий (Приложение 1). Учащиеся получают задания и отмечают правильные ответы. Ученики меняются работами; на экране появляются правильные ответы. После проверки ребята сдают подписанные работы.
2. Объявление темы и целей урока
У.: Сегодня наш урок посвящен внутренней политике Николая I. (Запись в тетради темы.) Как вы думаете, какие цели преследует наше занятие?
(Ответ 1-2 учащихся.) Вы правильно видите цели урока. Я тоже их определила. Давайте, сравним (на экране появляется слайд с целями урока, а учитель их комментирует). Как видите, наши мысли совпали:
Цели урока:
- сформировать представление об особенностях внутренней политики Николая I, её основных направлениях;
- развивать умения работать с документами, выделять главное делать выводы;
- воспитывать интерес к историческим личностям.
Постараемся выполнить то, что запланировали.
3. Личность Николая I
На экране Слайд 7. Ученики записывают в тетради годы жизни и правления Николая I.
У.: Период правления Николая I называют «Апогей самодержавия», то есть время наиболее полного проявления абсолютизма, неограниченной власти монарха во всех сферах жизни России. В Европе в этот момент завершаются промышленные перевороты, а ведущие европейские страны превращаются в высокоразвитые промышленные державы. А что же происходит в России? Подавлено восстание декабристов, по-прежнему сохраняется крепостное право, абсолютная монархия, в обществе усиливаются консервативные настроения.
После трехнедельного междуцарствования на российский престол вступил младший брат Александра, Николай Павлович. Ему было 29 лет. Стройный, статный красавец, с правильными чертами энергичного лица, со строгим выражением серо-стальных глаз, он казался живым олицетворением власти и силы. Его называли бесстрашным рыцарем абсолютизма. Иные преклонялись перед ним, другие ненавидели. Что же скрывалось за этим внешним обликом силы и могущества? (На экране – соответствующая цитата)
Согласны ли вы с этим высказыванием? На этот вопрос вы ответите в конце урока.
О детстве и юности Николая Павловича нам расскажет мой помощник.
Рассказ ученика: Будущий император Николай I родился в Царском Селе 25 июня 1798 года. Он был третьим сыном великого князя Павла Петровича и его жены Марии Федоровны.
Павел страстно любил своих младших детей, отдавая предпочтение Николаю. Он часто играл с детьми, уделяя немалую часть своего досуга. Первой игрушкой, купленной Николаю, было деревянное ружьё, затем последовали четыре деревянные шпаги. В три года мальчик впервые надел военный мундир. Можно сказать, что военный обиход окружал будущего русского императора с малых лет.
Николаю не было и пяти лет, когда он лишился отца. Вскоре после этого его воспитание переходит в руки генерала М.И. Ламсдорфа. Вряд ли можно сделать более неудачный выбор. Он старался переломить воспитанника на свой лад, идти прямо наперекор
всем наклонностям, желаниям и способностям Николая. Мальчика на каждом шагу останавливали, исправляли, делали замечания, преследовали моралью и угрозами. Будущий император рос вспыльчивым, упрямым и непослушным. Но это вряд ли оправдывает Ламсдорфа, который позволял себе бить Николая линейкой, ружейными шомполами, наказывать розгами. Все сыновья Павла I унаследовали от отца страсть к военному делу: парадам, смотрам, разводам. Но особенно отличался Николай, сохранивший любовь к внешней стороне армейской жизни навсегда.
Страсть Николая ко всему военному беспокоила императрицу Марию Федоровну. Она приглашала в качестве наставников Николаю известных ученых, но будущий император испытывал отвращение к лекциям не имеющих отношение ратному делу.
У.: К какой карьере готовили великого князя Николая Павловича? (К военной.)
— Какие обстоятельства повлияли на его характер?
Лучше всего о личности императора Николая могут рассказать его современники, поэтому я предлагаю познакомиться с документом.
Документ. Из воспоминаний фрейлины А.В. Тютчевой: «Он чистосердечно и искренне верил, что в состоянии всё видеть своими глазами, всё слышать своими ушами, всё регламентировать по своему разумению, всё преобразовывать своею волей. Он никогда не забывал, что, когда и кому приказывал, и следил за точным исполнением своих приказаний».
Вопросы к документу:
- Какие черты характера выработались у будущего императора? (властность, дотошность, ответственность)
- Какая организация была идеалом для Николая I? (армия)
- Что император требовал от своих подчинённых? (исполнительности, точности, покорности)
4. Основные направления внутренней политики Николая I
У.: Противоречивость личности Николая I отразилась и на его внутренней политике. С одной стороны он пытался искоренить недостатки существующей системы, но при этом сохранить и укрепить самодержавие.
На экране появляется слайд Внутренняя политика Николая I
Учащиеся начинают запись в тетради:
ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ внутренней политики Николая I.
УКРЕПЛЕНИЕ САМОДЕРЖАВИЯ
- Централизация управления государством:
- усиление роли Собственной Его Императорского Величества Канцелярии;
- увеличение количества чиновников и расширение их полномочий.
- Борьба с революционными настроениями:
- а) создание III Отделения Канцелярии (политический сыск, шеф – А.Х. Бенкендорф);
- б) принятие «Устава о цензуре» в 1826 году.
На экране по ходу рассказа учителя появляются слайды с направлениями политики императора Николая.
У.: После восстания декабристов основной заботой Николая Павловича были централизация управления государством, контроль настроений в обществе и борьба с вольнодумием. Поэтому он расширяет полномочия своей личной канцелярии, увеличивает количество чиновников и их власть.
Далее учитель комментирует схему на доске.
У.: Даже мелкие решения принимались высшими чиновниками. Можно сказать, что Россия попала под власть бюрократов.
Для борьбы с революционными настроениями император создал специальную организацию - III Отделение Канцелярии. Его руководителем был Александр Христофорович Бенкендорф, о котором расскажет мой помощник.
Рассказ ученика: Генерал Александр Христофорович Бенкендорф служил начальником третьего отделения канцелярии, одновременно был шефом жандармского корпуса. Пользовался особым доверием царя.
У.: Особое внимание уделялось проверке печатаемых произведений. Поэтому Николай I в 1826 году утвердил «Устав о цензуре», прозванной современниками за строгость «чугунным». Все журналисты, писатели, поэты могли опубликовать написанное, только пройдя проверку цензоров.
Работа в группах.
Учитель предлагает учащимся представить себя живущими и работающими в николаевское время (Приложение 2).
Используя материалы параграфа 10, 1-я группа «Жандармы» должна сдать экзамен на чин унтер-офицера и выполнить задание; 2-я группа «Цензоры» подготовят рецензию на стихотворение А.С. Пушкина; 3-я группа «Чиновники» должна определить, как можно улучшить работу министерств и ведомств.
Для выполнения заданий отводится 2-3 минуты, затем группы сообщают свои ответы. Результат третьей группы служит переходом к рассказу учителя о втором направлении внутренней политики императора Николая Павловича.
Продолжение записи в тетради:
УЛУЧШЕНИЕ СУЩЕСТВУЮЩИХ ПОРЯДКОВ
- Издание Полного собрания законов Российской империи и Свода действующих законов государства (М.М. Сперанский).
- Попытка решения крестьянского вопроса (П.Д. Киселёв).
На экране – соответствующий слайд.
У.: Для улучшения существующих порядков император приказал пересмотреть все законы, изданные в России за последние 200 лет. Из них был собран Свод действующих законов Российской империи. Доверить такой труд можно было только опытному чиновнику.
На экране – портрет М.М. Сперанского.
Рассказ ученика: Михаил Михайлович Сперанский при Александре I занимал должность статс-секретаря, заместителя министра юстиции, генерал-прокурора Синода. Разработал проект преобразований государственного управления, который не был утвержден. По поручению Николая I выполнил труд, который до него безуспешно вёлся десятилетиями: собрал и опубликовал Свод действующих законов государства.
У.: Император не забыл нужды и беднейших своих подданных – крестьян. Меры по улучшению их положения он поручил Павлу Дмитриевичу Киселёву.
На экране – портрет П. Д. Киселёва.
Рассказ ученика: Павел Дмитриевич Киселёв – граф, государственный и военный деятель, дипломат. Геройски проявил себя в Бородинском сражении. С 1838 года занимал пост министра государственных имуществ. Разработал проект крестьянской реформы.
У.: Относясь к крепостному праву как к очевидному злу, Николай I не мог решиться на его отмену. Опасаясь реакции помещиков, он лишь частично облегчил жизнь крестьян.
5. Общее значение деятельности Николая I
Работа в группах.
Что бы проанализировать суть и значимость николаевских преобразований группы по параграфу 10 выполняют задания (Приложение 3).
На работу с учебником и ответы даётся 3 минуты, затем учитель предлагает вспомнить вопрос, заданный в начале урока.
Появляется слайд: «Его называли бесстрашным рыцарем абсолютизма. Иные преклонялись перед ним, другие ненавидели. Что же скрывалось за этим внешним обликом силы и могущества?» Согласны ли вы с этим высказыванием?
Для ответа на этот вопрос ребятам нужно выбрать карточки «ДА» или «НЕТ». Свой выбор они поясняют.
«ДА» | «НЕТ» |
Николай предпринимал меры для укрепления самодержавия: учредил 3-е отделение, принял «Устав о цензуре». | Он старался улучшить существующие порядки, например: приказал привести в порядок законы и решить «крестьянский» вопрос. |
Обобщая ответы учеников, учитель говорит, что деятельность Николая I неоднозначна: видя своей главной заботой поддержание спокойствия и порядка в государстве, он укреплял устои самодержавия и боролся с существующими недостатками системы.
6. Запись и пояснение домашнего задания
Для закрепления изученного на уроке ученикам предлагается выполнить домашне задание: Дайте общую оценку внутренней политики Николая I . В этом вам помогут документы и вопросы на странице 62 (устно).(Соответствующий слайд)
— Ребята, было ли вам интересно познакомиться с личностями николаевской эпохи? Чтобы подробнее познакомиться с их судьбой, я предлагаю вам почитать книги, которые есть в классе и в школьной библиотеке.
7. Выставление оценок
Учитель просит руководителей групп проанализировать работу участников групп и выставляет оценки за урок.
- Хочу отметить учеников, подготовивших сообщения, которые были построены грамотно, лаконично, научно и несли для вас новую информацию;
- руководители групп, также заслуживают похвалы за хорошую организацию работы;
- содержательными были устные ответы следующих учеников…
8. Подведение итогов урока
У.: Подведём итоги. В начале урока мы определили цели нашей работы:
- сформировать представление об особенностях внутренней политики Николая I, её основных направлениях;
- развивать умения работать с документами, выделять главное делать выводы;
- воспитывать интерес к историческим личностям.
(Новый слайд.)
- Познакомились ли вы с внутренней политикой Николая I и её направлениями?
- Назовите документы с которыми работали.
- С какими личностями вы познакомились?
- Какие понятия были ключевыми на уроке?
- Можно ли считать цели урока выполненными?
Выслушав ответы учеников, учитель заканчивает урок.
Тест — Приложение 1, работа в группах-1 — Приложение 2, работа в группах-2 — Приложение 3, Канцелярия —Приложение 4, основные понятия — Приложение 5, личности — Приложение 6, самоанализ урока — Приложение 7. Презентация — Приложение 8.