Занятие "Азбука делового человека, или Специалист в оригинальной упаковке"

Разделы: Школьная психологическая служба


Цели:

  • Содействовать развитию деловых качеств и профессионального интереса учащихся.
  • Помочь выбрать сферу деятельности, отвечающую склонностям и возможностям личности.

Профориентация - это не отдельные мероприятия, это система психологических, социальных мероприятий, помогающих личности выбрать профессию с учетом её желаний и возможностей, а также с учетом потребностей общества в кадрах по данной профессии.

Статус учащихся: 10-11 классы.
Продолжительность: 2 урока.

Материалы: мультимедийные средства (компьютер, проектор, экран); видеопрезентация по теме занятия (задания группам и ответы на них); несколько листов ватмана; листы ф. А 3; цветные маркеры; клей; ножницы; магниты с целью закрепления материалов участников на доске; песочные часы; наборы личностных профессиональных качеств к каждой профессии; раздаточный материал по окончании занятия (« Резюме – секреты мастерства или специалист в оригинальной упаковке», «Условия успеха»).

Разминка: Ведущий предлагает участникам занятия назвать профессии и специальности своих родителей, дедушек и бабушек, других родственников. На интересных и редких профессиях можно задержаться, чтобы поговорить об их специфике. Этот прием вызывает симпатии к ведущему, дает возможность группе настроиться на тему занятия.

Ход занятия

Вводная часть. Ведущий начинает свое выступление и говорит о том, что в настоящее время, насчитывается около 40 тысяч профессий и специальностей, и сделать выбор одной из 40 тысяч профессий достаточно сложно, так как мешает слабое знакомство с миром профессий. Появляются новые, не имеющие аналогов в прошлом, во многом меняющим наши привычные представления о профессиях.

К выбору профессии человек идет шаг за шагом и сегодняшнее наше занятие – это возможность узнать об этом больше.

Краткое выступление ведущего, в котором он представляет модель «Образа «Я» и его составляющих.

(приложение № 1)

Образ «Я» - это представление человека о самом себе, чаще что – то вроде внутренней картинки[1]. В целом, образ «Я» включает в себя набор неких устойчивых характеристик, с помощью которых человек описывает себя самого и дает себе эмоциональную оценку. Эти характеристики очень разнообразны, но любая из них относится к одному из трех видов «Я»:

  • Социальному
  • Физическому
  • Психологическому

Социальное «Я». Оно возникает благодаря тому, что все мы включены в жизнь других людей, общества в целом и по отношению к этому обществу выполняем некоторые обязанности. Иначе говоря, играем «социальные» роли:

  • Человек
  • Ученик
  • Отличник
  • Сын
  • Дочь
  • Друг
  • Спортсмен
  • Юноша
  • Девушка

Физическое «Я».

«Дано мне тело, что мне делать с ним?»
Б.Пастернак

Наше «Я» не просто заключено в физическую оболочку. Внутренний мир каждого из нас во многом определяется свойствами физической оболочки:

  • биологическим полем;
  • физическим здоровьем;
  • особенностями устройства нервной и гормональной систем.

В приведенной стихотворной строке содержится важная истина: каждый из нас устанавливает свои, особые отношения с собственным телом (любит его или не любит, холит-лелеет или не обращает на него никакого внимания). Развивает и совершенствует или просто поддерживает в жизнеспособном состоянии.

Психологическое «Я». Оно представляет собой набор характеристик, с помощью которых каждый из нас описывает себя как индивидуальность, как существо, обладающее психологическими свойствами:

Личностные особенности:

характер

   воля

темперамент

  общение

интересы

  самооценка

мышление

  эмоции

восприятие

  воображение

память

  внимание

привычки

  способности

Работа в группах: «Мечтаем, планируем, побеждаем».

«Начиная свое поприще, не теряй, о, юноша,
драгоценного времени».
Козьма Прутков

Ведущий. За два тысячелетия люди убедились, что время – это деньги, но в отличие от денежных знаков, его нельзя дать в долг или вернуть (если для школьника кажется, что 40 минут урока тянутся долго, то летят они быстро для пожилого человека).[1]

Тому, кто чувствует, что часто транжирит день попусту, предлагается сделать такой шаг к рациональному распорядку дня:

  • Режим дня – 1 шаг.
  • Составление плана – 2 шаг.
  • Выполнение этого плана – 3 шаг.

Задание. Вам предлагается примерный список дел ведущего менеджера по продажам автомашин. Ваша задача определить последовательность этих дел от более
важного к менее и обозначить количество времени, затраченное на каждое мероприятие (приложение № 2).

Комментарии. Учащиеся работают в маленьких подгруппах (приложение № 3). После проведения работы на данном этапе, представители от каждой группы знакомят присутствующих с результатами своей работы. Тема обсуждается, заслушиваются все мнения.

Работа в группах: «Встречают по одежке…»

Ведущий напоминает участникам о смысле первой половины пословицы и задает вопрос: «Мой имидж – деловой стиль», о чем это говорит?

Группам дается время на обсуждение и подготовку (для отслеживания времени используются песочные часы). Участники могут использовать театрализованный показ стиля одежды, о такой форме предъявления им сообщает ведущий. Заслушивается мнение каждой группы. Ведущий на слайде видеопрезентации показывает свою версию ответа на данный вопрос.

Слайд. Какой статус в одежде себе определить? Мой имидж – деловой стиль!

  • Костюм (для мужчин и женщин) в тонах: черный, коричневый, синий – строгий, официальный стиль.
  • Костюм (для мужчин и женщин) в более мягких тонах (светло-коричневый, белый, голубой, серый и его оттенки, приглушенные цвета – оранжевый, зеленый, оливковый) – обычный деловой стиль
  • Брюки для мужчин и женщин в сочетании с пиджаком, блузкой, рубашкой, жилетом.
  • Рубашки (мужчинам) – рукав длинный/ короткий в зависимости от сезона – однотонные или с едва заметным рисунком, с обычным воротником
  • Юбки (длина юбки до колена и ниже колена)
  • Аксессуары: галстук, шарф, ремень, запонки, заколка для галстука, минимум украшений для женщин.

Короткое обсуждение после просмотра слайда, заслушиваются мнения участников.

Комментарии. Этот этап дает возможность напомнить учащимся с учетом их новаторских взглядов на ношение одежды, еще об одном, достаточно популярном стиле одежды - «деловом»,и, о том, какое значение имеет этот стиль в создании гармоничного облика современного молодого человека.

Работа в группах: «…Провожают по уму».

Ведущий. Комментирует вторую половину пословицы и предлагает участникам перейти к последнему этапу занятия.

Задание группам.

  • Вам предлагается 4 профессии по выбору.[3]
  • Набор личностных качеств и достоинств человека.[3]
  • Необходимо подобрать самые важные в деловом и эмоциональном аспекте качества человека для данной профессии.

Профессии:

  • PR-менеджер
  • Дизайнер
  • Экономист
  • Телохранитель

Комментарии. Ведущий выдает каждой группе набор качеств (в комплекте качества умышленно перепутаны, участникам необходимо выбрать подходящие). Группы производят мониторинг этих качеств и выбирают самые необходимые, по их мнению, для каждой из предложенных профессий (приложение № 4).

Группы обсуждают задание и работают по времени, определенному ведущим по песочным часам. Выбирая личностные качества из предложенных на листе, участники могут и сами добавить новые, по своему усмотрению. Готовые работы участники предъявляют всем присутствующим, объясняют, почему в данной профессии необходимыми являются именно эти качества.

Комментарии. После отчета каждой группы по определенной профессии, ведущий показывает слайд, чтобы участники могли себя перепроверить. Одной из важных целей данного этапа является такой момент – для одних учащихся своеобразный толчок на совершенствование своих личностных качеств, для других подтверждение, что они развиты у них в достаточной степени.

Заключительное обсуждение. Ведущий спрашивает участников занятия об их впечатлениях, настроении, что нового они узнали на этом занятии, понравилось ли им работать в группах? Надо обязательно дать высказаться всем желающим.

Ведущий благодарит всех участников и в память о занятии передает каждому заранее подготовленный материал по теме занятия «РЕЗЮМЕ – секреты мастерства или специалист в оригинальной упаковке»[3], «Условия успеха»[2] (приложение № 5, приложение №6).

Комментарии. В большинстве случаев после проведения такого занятия интерес учащихся к теме «Выбор профессии» повышается. Выражается это в виде индивидуальных консультаций или групповых занятий.

Литература.

  1. Жариков Е.И., Крушельницкий Е.Н. « Для тебя и о тебе», издательство «Просвещение», Москва, 1991 г.
  2. Самоукин А.И., Самоукина Н.В. «Выбор профессии: путь к успеху», издательство ООО «Феникс», Дубна, 2000 г.
  3. «Столичное образование». В течение 3 – х лет собираю материал (вырезки) из этих журналов по известным и редким профессиям.