Семантическая дислексия (механическое чтение). Эта форма дислексии проявляется в нарушении понимания читаемого при технически правильном чтении (послоговом, целыми словами). Семантическая дислексия может проявляться как на уровне слова, так и, особенно, при чтении предложений и текста.
Нарушение понимания прочитанного слова обусловлено, как правило, недоразвитием звукослогового синтеза. Слово, прочитанное по слогам, - это искусственно разделенное на части слово. Оно отличается от слитно произнесенного слова, привычно звучащего слова устной речи. Поэтому ребенок с недоразвитием звукослогового синтеза не всегда может синтезировать, объединить в своем представлении отдельно звучащие слоги в единое слово, не узнает слова. Это приводит к тому, что ребенок читает механически, не понимая смысла той информации, которую он расшифровывает.
Нарушение понимания предложения или текста обусловлено, с одной стороны, недоразвитием звукослогового синтеза, а с другой - несформированностью представлений о синтаксических связях слов в предложении, несформированностью грамматических обобщений. В связи с этим ребенок с этой формой дислексии часто читает предложение как сумму изолированных слов, не улавливает связи между словами в предложении. Вследствие этого ребенок не понимает читаемого или понимание не соответствует содержанию прочитанного.
Чтение является одной из основных форм речевой деятельности, выполняющей важнейшие социальные функции. Многие исследователи в прошлом и в наше время изучали чтение с разных его сторон – структуры и функции, его роли в обучении и воспитании детей в школе, формировании их личности и поведения. Сложность структуры чтения и трудности его исследования привели к появлению разных аспектов его изучения.
В сложном процессе чтения можно различить три основных момента:
- восприятие данных слов,
- понимание содержания, связанного с этими словами,
- оценку прочитанного.
1. Восприятие данных слов.
Уметь читать - это значит, прежде всего, уметь по буквам догадываться о тех словах, которые ими обозначаются. Простое называние подряд всех данных букв, без слияния их в целое слово, еще не называется чтением.
Когда мы читаем слова, то не просто складываем букву за буквой, а, схватив одну или несколько букв, сразу догадываемся о целом слове. Если в читаемой нами книге или газете некоторые буквы случайно окажутся выпавшими, замазанными или плохо отпечатанными, нас это часто совсем не смущает: мы все-таки свободно прочитываем соответствующие слова, дополняя, чего не хватает, своим воображением.
2. Понимание содержания
Каждое слово, прочитанное нами, может вызывать в нашем сознании какие-нибудь изменения, которыми определяется пониманием нами этого слова. В одном случае в нашем сознании возникает определенный, более или менее яркий образ, в другом -какое-нибудь чувство, желание или отвлеченный логический процесс, в третьем
- и то, и другое вместе, в четвертом - никакого образа и чувства, а только лишь простое повторение воспринятого слова или, быть может, другое слово, с ним связанное. Так, например, слово «лес», прочитанное нами, может вызвать в нашем сознании: образ зеленых, шумящих деревьев, поющих птиц, голубого неба, запаха смолы и земляники, чувство успокоения, радости или страха, желание побыть в лесу, суждение о том, что уничтожение лесов приводит к обмелению рек, суждение, что лес — имя существительное и что оно может быть соединено с рядом глаголов, представление ряда других слов, связанных по ассоциации со словом «лес»: «лесной», «леший», «полез» и так далее.
3. Оценка прочитанного.
Умение не только прочесть книгу, но и критически отнестись к ее содержанию наблюдается, как известно, не всегда.
Факторы, влияющие на процесс чтения:
- Пассивное отношение к процессу чтения.
- Нарушение фонематического анализа и синтеза
- Бедный словарный запас, ограниченный кругозор, узкий круг интересов.
- Недостатки в развитии лексика –грамматического строя речи.
- Снижение умственной работоспособности, повешенная утомляемость, затруднение произвольной концентрации внимания, повышенная отвлекаемость.
Процесс осмысленного чтения может быть определен как процесс догадки, т.е. угадывания слов и мыслей по символизирующим их буквам. По мере роста понимания и навыка ребенка, по мере накопления у него специальных знаний, его участие в процессе чтения должно становиться все более заметным. Материал для первоначального чтения должен быть подобран так, чтобы ребенок, настраиваясь на процесс догадки, получал в то же время понимание внутренней стороны процесса чтения. Для этого необходимо, чтобы первая буква, усваиваемая ребенком, была предложена ему при таких обстоятельствах, которые невольно заставили бы его обратить внимание на значение буквы, как символа звука, входящего в состав определенного слова. В качестве примера одного из рассказов, которыми можно было бы воспользоваться на уроке, можно привести следующий:
На Рождество бабушка устроила елку для своих внучат. На елку повесили красивые коробочки, пряники, золоченые орехи и свечи. Свечи зажгли, и елка засияла. Весело было детям. Они прыгали вокруг елки, пели, бегали.
Вдруг бабушка велела принести какую-то большую корзину. Эта корзинка сверху была закрыта белой скатертью. Дети подбежали и стали с любопытством смотреть на корзинку.
- Бабушка! что там у тебя спрятано? — Стойте смирно! Я вам приготовила подарочки. Дети завизжали от радости, но скоро затихли и с нетерпением ждали, что будет дальше.
- Подойди сюда, Танюша, — сказала бабушка своей самой маленькой внучке.
- Отгадай-ка, что я тебе подарю! Танюша радостно улыбнулась и не знала, что ответить.
- Я тебе подарю новую кук...
- Куклу! — вскрикнула Танюша.
- Верно! отгадала, моя умница, — сказала бабушка и вынула из корзины большую куклу с длинными белокурыми кудрями, розовыми щечками и в голубом платье. Кукла умела открывать и закрывать глазки.
-Ну, а теперь ты, Ваня, отгадай свой подарок, — обратилась бабушка к маленькому внуку.
- Ты я знаю, все в солдаты играть любишь. И я тебе купила отличный бара…
- Барабан! Барабан ! – закричал Ваня. Бабушка вынула из корзины барабанчик.
- А Варе, — сказала она, — я подарю лошадку и коляс...
- Коляску! — крикнула Варя.
Бабушка дала ей красивую лошадку, запряженную в колясочку.
Теперь очередь осталась за Колей.
- Я знаю, — сказала бабушка Коле, — ты все бегать любишь. Я тебе подарю мячик и еще одну игрушку. Отгадай какую! Я тебе подскажу: « о» ...
- Ослика! — воскликнул Коля.
- Нет, — сказала бабушка, — с осликом много не побегаешь. Подумай еще: о... Коля никак не мог догадаться. Тогда бабушка улыбнулась и сказала:
«Вот посмотри, я тебе нарисую это «о», а ты тогда догадайся, что я тебе подарю». Бабушка нарисовала на бумаге: «о»
Ну, теперь догадайся: я тебе подарю о...
- Обруч! — крикнул и засмеялся. Ему было очень приятно получить обруч.
Этот рассказ составлен таким образом, чтобы обратить внимание ребенка на характерные черты внутреннего процесса чтения, т.е. на пользование буквами, как символами, по которым можно догадаться об известных звуках, входящих в состав определенных слов. Слушая первые примеры неоконченных слов, данных в этом рассказе, ребенок легко предвидит их окончания, и даже сам начинает невольно оканчивать эти слова. Последнее неоконченное слово рассказа (обруч) намеренно дается при таких условиях, которые затрудняют его легкое отгадывание. Пред сознанием ученика вырастает загадка. Для разрешения этой загадки ему дается первая буква. Сходство, существующее между внешним видом этой буквы и обозначаемым ею образом, вместе с тем напряженным вниманием, которое вызывается в ребенке, как предшествующим сознанием трудности задачи, так и пробужденным стремлением разрешить ее, способствует легкому и прочному усвоению навыка чтения.
Тренировочные упражнения
1.Упражнение «Путаница».
Задание: Послушай внимательно стихотворение.
Кто на дереве сидит?
Кит.
В океане кто плывёт?
Кот.
В огороде что растёт?
Рак.
Под водою кто живёт?
Мак.
Перепутались слова!
Я командую «раз – два»
И приказываю вам
Всех расставить по местам.
Спросите у детей: «Какие слова перепутались? Почему? Чем эти слова похожи друг на друга? Чем отличаются?» Главное – подвести детей к мысли, что один звук может полностью изменить значение слова.
2. Упражнение «Придумай новое слова»
Задание: Я сейчас назову тебе слово, а ты попробуй изменить в нём второй звук так, чтобы получилось новое слово. Например: дом – дым.
- Слова для изменения: кот, пар, пил, сок, сон, мел.
- Слова для изменения первого звука: лук, макет, лак, день, пень, точка, даль.
- Слова для изменения последнего звука: пар, вал, мох, мак, сон, сук, стоп сыр.
3. Упражнение «Вторая половинка».
(чтение только второй половинки)
При чтении произносится только вторая половинка слова. Мысленная линия раздела проходит примерно по середине слова (абсолютная точность не обязательна) . Это позволяет акцентировать конец слова как существенную часть, нуждающуюся в таком же точном восприятии, как и начало. Используйте упражнение как можно чаще, если ребёнок искажает окончания при чтении.
Чтение, кровать, трава, только, битвы, рыба, красную, кричал, рисовал, думала, статуя, столяр, берёза, ремень, добыча, солома, магазин, новая, синий, белые, граница, открою, увидели, купить, ошибки, кастрюля, чернее, достанут.
Вышел из кухни, подойдут к сторожке, отбежала от собаки, бегают по площадке, рада встрече, остановлюсь недалеко от деревни, листья на деревьях, гуляю в парке, подойдём к берегу, прыгать с вышки, красный шарф, белее снега, в тёплой воде, доброй ночи.
Снегирь.
Многие птицы с наступлением холодов улетают на юг. А есть и такие, что прилетают к нам только зимой. И называются они снегири, потому что появляются у нас вместе со снегом. Что за странное желание – жить у нас зимой, когда здесь холодно и все птицы уже давно на юге? Но дело в том, что летом они живут гораздо севернее, где зимой очень сильные морозы. Вот и кажется снегирям наша зима тёплой.
(По Ю. Дмитриеву.)
Тренируйтесь, пока ребенок не перестанет искажать окончания при обычном чтении. Кроме того, полезно обсуждать с ребенком, почему в слове употребляется именно это окончание, что оно обозначает, можно ли было бы использовать другое и как изменился бы от этого смысл фразы. Такое обсуждение поможет осознать роль окончаний в предложении.
4. Упражнение «Догадайся».
Дав.. ушё. с боло.. мед…. побли.. к берло.. . Снялись журав.., послед… раз мах… . Крыл.. и улете.. к полям, где мож.. сбить.. в больш.. нужн.. в трудн.. доро.. ста. .
Лес зат.., пригото….. к тяжёло.. предзимью, к густ.. облож… дож… . Последнюю пес.. в лесу все… поёт лось. Боль…, мудр.. житель тайг. выход… на край мохово.. болот.. . Долго слуша.., пото. запрокиды…. горд.., тяжёл.. рога, поднима.., голов. и труб.. в осеннюю чисто.. голубого неба. Молчит лес, мол… дяте. и синицы, молчи. Вод. в озе.. .
(По А.Огневу.)
Выгляну... солны... . Обрадо... молод... синич..., запе... и собра... в лес. Старый вороб... гово..., что рано пташеч... запе..., еще будут моро... . Но синич... лишь хвости... вильну... и полете... за новостя... . Смотр..., стало в ле... тем... . Побежа... по ле... поземка. Налет... ветер, закача... дерев... . Полетели сугроби... с елов... лап. Начал... пурга. Присмире... синич..., сжалась в комоч... . Ветер рвет ее с вет..., ерошит перыш..., леден... голое тель... . Сжалился дятел над синич..., пуст... ее в свое запаси... дупло. Поняла синич..., что вью... да мете... под февраль полете... .
(В. Бианки)
5. Упражнение «Пропавшие слова»
Задание: «Прочитай рассказ. Некоторые слова в нем потерялись. Попробуй догадаться, какие».
- Тишина царит в дремучем ____ . Черные ____ затянули солнце. Птицы умолкли. Вот-вот пойдет ____.
- Зима. Все дорожки покрыты пушистым ____. Гладким ____ оделась река. Ребята построили высокую ____. Быстро мчатся санки. Резкий ____ бьет детям в ____. Мороз щиплет ____. ____ не боятся мороза. Весельем горят их ____.
- Стоит жаркая погода: небо ____, солнце светит ____, Коля и Оля идут гулять в поле ____. Они слушают там пение маленьких ____. Они собирают ____. Вдруг небо становится темным, оно покрывается большими ____. Маленькие дети торопятся вернуться ____. Но прежде чем они успели прийти, разразилась ____. Дети испугались грома. Они постучались в один ____ , чтобы укрыться от сильного ____, так как у них нет с собой ____ и их одежда совсем ____.
5. Упражнение «Найди ошибку»
Задание: Послушай предложения и скажи, все ли в них верно.
- Зимой в саду расцвели яблони.
- Внизу над ними расстилалась ледяная пустыня.
- В ответ я киваю ему рукой.
- Самолет сюда, чтобы помочь людям.
- Скоро удалось мне на машине.
- Мальчик стеклом разбил мяч.
- После грибов будут дожди.
- Весной луга затопили реку.
- Снег засыпало пышным лесом.
6. Упражнение «Объясни»
Задание: Послушай предложения:
- Я взял книгу у Девочкиной мамы. У кого я взял книгу?
- На маме дочкин свитер. Кто остался без свитера? Ирина пошла в кино после того, как дочитала книгу.
- Что сделала Ирина раньше: читала книгу или пошла в кино? Объясни.
7. Упражнение «Что имеется в виду?»
(Тренировка на понимание переносного смысла)
Скажи, как ты понимаешь эти выражения:
- острый нож — острое слово
- ядовитый укус — ядовитый взгляд
- черствый хлеб — черствый человек
- железный топор — железный человек
- золотая стрела — золотые руки
- низкий стол — низкий поступок
8. Упражнение «Правильно или нет?»
Задание: Как ты думаешь, можно ли так сказать?
- В полке лежат тёплые брюки.
- Стенка придвинута к шкафу.
- Под столом кушает Нина и Марина.
- Под ветки сидят голуби.
- Птичка пролетела под домам.
Спросите ребенка: «Почему предложения неточные?»
9. Упражнение «Составь связанный текст из деформированных предложений»
Помогите птицам.
- птенцы, свои, в, полёты, июне, совершают, первые
- успешно, каждый, не, полёт, но, оканчивается
- смельчаки, иногда, из, вываливаются, гнезда
- беду, иногда, ветер, приносит, сильный
- такого, в, земле, после, лесу, ветра, на, найти, птенцов, можно
В результате такой систематической коррекционной работы учащиеся приобретают навык понимание, и осмысление прочитанного текста. При этом они строят высказывания осознанно, используя различные средства связи и разнообразные синтаксические конструкции.
Надеюсь, что мой опыт поможет и вам.
Список литературы.
- Алтухова Т. А. Коррекция нарушений чтения у учащихся начальных классов с трудностями в обучении. Белгрод: - 1998.
- Брудный А.А. Понимание как компонент чтения// Проблемы психологии и социологии чтения. — М., 1986.
- Брудный А.А. К проблеме понимания текста// Исследование речемыслительной деятельности. — Алма-Ата, 1974.
- Егоров Т.Г. Психология овладения навыком чтения. М., 1953.
- Калинина И.Л. Сборник упражнений по чтению для учащихся 1-2 классов. – М.2000
- Корнев А.Н. Дислексия и дисграфия у детей. СПб., 1995.
- Лалаева Р.И. Нарушения процесса овладения чтением у школьников. М., 1983.
- Ястребова А.В. Коррекция нарушений речи у учащихся общеобразовательной школы.-М.,1984