Цель:
- Закрепить навык решения текстовых задач;
- Развитие инициативы и математической смекалки учащихся;
- Воспитание интереса к математике, побуждение детей к самостоятельному творчеству.
Оборудование:
- Портрет М.В. Ломоносова;
- Высказывания Ломоносова;
- Таблица «Старинные меры длины и массы»;
- Мультимедиапроектор;
- Раздаточный дидактический материал.
Ход урока:
Вступительное слово учителя.
Ноябрь – месяц традиционных Ломоносовских чтений в Архангельске, Холмогорах, в селе Ломоносово.
- Почему? (19 ноября 1711 года родился великий русский ученый, наш земляк М.В.
Ломоносов).
- Ребята, что вы знаете о М.В. Ломоносове?
- А чьи эти строки? «Ломоносов был великий человек… Он один является
самобытным сподвижником просвещения, он создал первый университет. Он, лучше
сказать, сам был первым нашим университетом» (А.С. Пушкин)
- Какие книги М.В. Ломоносов назвал «вратами своей учености»? («Грамматика»
Смотрицкого и «Арифметика» Магницкого)
Сообщения учащихся о Л.Ф. Магницком
Решение старинных задач из «Арифметики» Магницкого.
- Купил некто трех сукон 106 аршин (1 аршин примерно 71,12 см), единого взял 12-ю аршин больше перед другим, а другого 9-ю больше перед третьим, и ведательно есть, колико коего взято было?
- Некий человек на вопрос, сколько он имеет денег, ответил: «Аще придатся к моим деньгам только же, елико имам, и полстолика, и 3/4 и 2/3, и убавится из всего 50 рублев, и тогда будет у меня 100 рублев, и ведательно есть, колико той человек и мяше денег?
- Один путник идет от града в дом, а ходу его будет 17 дней, а другой от дому в оград тот же путь творяше, может пройти в 20 дней, оба же сии человека пойдоша во един и тот же час от мест своих, и ведательно есть, в колико дней сойдутся
Самостоятельная работа
- Некий человек нанял работника на год, обещал ему дати 12р. и кафтан, но тот, проработав 7 месяцев, восхотел уйти и просил достойные платы с кафтаном. Он же даде ему по достоинству расчет 5р. и кафтан, и ведательно есть, какой цены оный кафтан был?
- Один человек выпьет кадь пития в 14 дней, а со женою выпьет ту же кадь в 10 дней, и ведательно есть, в колико дней жена его особо выпьет ту же кадь?
Заключение. Итог урока.
М.В. Ломоносов придавал большое значение математике в деле познания природы. Об этом он говорил много раз по самым разнообразным поводам. В своих сочинения по механике, химии, минералогии и др писал: «Математику уже затем учить надо, что она ум в порядок приводит», «Химия – правая рука физики, математика ее глаз», «Все что без этого было темно, сомнительно и неверно, математика сделала ясным, верным и очевидным».
Наказ молодым: «Везде исследуйте всечасно, что есть велико и прекрасно, чего еще не видел свет».
Объявление оценок.
Презентация к уроку в Приложении 1.