Открытый обобщающий урок русского языка по теме "Синонимы". 5-й класс

Разделы: Русский язык

Класс: 5


Цели урока:

  • закрепить понятие о синонимах.
  • учить подбирать синонимы, составлять синонимические ряды.
  • развивать умения находить синонимы в тексте. Развивать речь.

Оборудование урока: мультимедийный проектор, презентация Microsoft Word (Приложение 1)

Ход урока

1.Организационный момент.

2. Сообщение темы и цели урока.

3. Словарная работа.

(Учитель сообщает, что по лексическому значению учащиеся должны определить слова и записать их в тетрадь).

Раздел в русском языке, изучающий словарный состав языка и лексическое значение слов (лексика).

Слова, одинаковые по звучанию и написанию, но разные по значению (омонимы).

Слова, имеющие несколько лексических значений (многозначные слова).

Слова противоположные по значению (антонимы).

- Прочтите, какие слова у вас получились. Проверьте себя.

(На доске проецируются слова: лексика, омонимы, многозначные слова, антонимы).

4. Работа с термином “синонимы”.

- Какой термин я не назвала (синонимы). О синонимах мне расскажите вы.

- Какие слова называются синонимами?

- Какими признаками они обладают?

(Учащиеся отвечают, учитель крепит на доске листочки с определениями)

  1. Синонимы – это слова, одинаковые по лексическому значению, но различные по звучанию.
  2. Синонимы образуются из слов одной части речи.
  3. Синонимы делают нашу речь более выразительной и точной.
  4. Некоторые слова могут быть синонимами только внутри одного текста.

5. Работа над стихотворением В. Шефнера.

(На доске проецируется текст)

Учитель читает:

…Много, много слов на земле…
Словом можно убить, словом можно спасти,
Словом можно полки за собой повести.
Но словам все слова в языке у нас есть:
Слава, Верность, Свобода и Честь.

- Какова тема и основная мысль этого стихотворения?

-Считаете ли вы слова Слава, Родина, Честь главными словами? Какие слова для вас считаются самыми главными в жизни?

(На доске записываются слова: мама, семья, дружба, любовь )

– Так как одним из главных слов мы записали слова МАМА. Я хочу сегодня на уроке поговорить о самом главном человеке в нашей жизни – МАМЕ.

6. Чтение сказки В.А.Сухомлинского “Семь дочерей”.

- Прочтите сказку В.А.Сухомлинского “Семь дочерей”, в ней семь раз употребляется глагол сказала. А какие синонимы можно подобрать к глаголу сказала?

(На каждой парте лежит лист с текстами и заданиями).

“Семь дочерей”.

Было у матери семь дочек. Однажды поехала мать к сыну, который жил далеко.

Вернулась домой только через неделю. Когда мать вошла в хату, дочки одна за другой стали говорить, как они скучали по ней.

- Я скучала по тебе, как маковка по солнечному лучу, - сказала первая дочь.

- Я ждала тебя, как сухая земля ждёт каплю воды, - сказала вторая.

- Я плакала по тебе, как маленький птенчик плачет по птичке, - сказала третья.

- Мне тяжело было без тебя, как пчёлке без цветов, - сказала четвертая.

- Ты снилась мне, как розе снится капля росы, - сказала пятая.

- Я высматривала тебя, как вишнёвый сад высматривает соловья, - сказала шестая.

А седьмая ничего не сказала. Она сняла с мамы ботинки и принесла ей воды в тазу – помыть ноги.

- А как бы вы поступили, если ваша мама вернулась домой?

7. Разноуровневые задания.

1 ряд. Вставить уже готовые синонимы вместо глагола сказала.

(Перебила, щебетала, лепетала, ворковала, проговорила, застрекотала, пробормотала)

2-3 ряды. Подбирают свои синонимы и заменяют глагол сказала.

- Изменилась ли сказка после нашей доработки? Благодаря чему?

8. Релаксация.

- Я предлагаю вам немного отдохнуть и спеть песню. (Учитель поет, а учащ-ся подпевают).

У.

– Кто вас, дети, сильно любит?
Кто вас нежно так голубит?
Кто заботится о вас,
Не смыкая ночью глаз?

Уч-ся. Мама, дорогая, мамочка родная.

- А теперь посмотрите, какие они, ваши мамы. Все разные: грустные и веселые, молодые, красивые.

(На фоне музыки, на доске проецируются фотографии мам уч-ся)

Учитель поёт.

У.

– Если, дети, вы ленивы
Непослушны, шаловливы,
Кто ночами слезы льет?

Уч-ся: Всё она родная, мама дорогая.

9.

Как вы думаете, почему мама всегда защищает своих детей?

- Я предлагаю прочитать ещё одну сказку М.Скребицкой

(Читает учитель)

Сердце матери”

Большая красавица береза росла в лесу с тремя маленькими дочками — тонкоствольными березками. Своими раскидистыми ветвями Береза мать защищала дочек от ветра и дождя. Рядом с мамой они не боялись ничего.
Однажды в лесу разыгралась сильная гроза. Поднялся сильный ветер. Маленькие березки дрожали от холода и зябли. Береза крепко обняла их ветвями и стала успокаивать: “Не бойтесь, молния не заметит вас за моими ветвями. Я — самое высокое дерево в лесу”.
Не успела Береза мать договорить, как раздался оглушительный треск, острая молния ударила прямо в Березу и опалила сердцевину ствола. Берёзки стыли на ветру, трепетали от страха. Береза, помня о том, что должна защищать своих дочек, не загорелась. Ливень и ветер пытались повалить Березу, но она все-таки стояла.
Ни на минуту Береза не забывала о своих детях, ни на минуту не ослабила свои объятия. Только когда гроза прошла, ветер стих, а над умытой землей снова засияло солнце, ствол Березы покачнулся. Падая, она прошелестела своим детям: “Не бойтесь, я не ухожу от вас. Молнии не удалось разбить мое сердце. Мой поверженный ствол зарастет мхом и травой, но материнское сердце не перестанет биться в нем никогда.” С этими словами ствол Березы матери рухнул, не задев при падении ни одной из трех тонкоствольных дочек.
С тех пор вокруг старого пня растут три стройные березки. А возле березок лежит заросший мхом и травой ствол. Если вы набредете в лесу на это место, сядьте отдохнуть на ствол Березы — он удивительно мягкий! А затем закройте глаза и прислушайтесь. Вы, наверняка, услышите, как бьется в нем материнское сердце...

- Какое чувство вызвала у вас эта сказка?

- Какова основная мысль этой сказки?

10. Разноуровневые задания.

1 ряд. Выписать из текста синонимы к глаголу мёрзнуть.

2-3 ряды. Выписать из текста синонимы к глаголу мёрзнуть.

Расставить синонимы в порядке возрастания признака.

-Какова роль этих синонимов в этом тексте?

– Одним из признаков синонимов является то, что некоторые слова могут быть синонимами только внутри одного текста. Хотя в других текстах их значение может быть

абсолютно разным.

11. Работа с учебником. Упр. 773, учебник “Русский язык. Практика”

Прочтите стихотворение А. Барто “Разговор с дочкой”

“Мне не хватает теплоты”, -
Она сказала дочке…
Дочь удивилась: “Мёрзнешь ты
И в летние денёчки?” -
“Ты не поймёшь, ещё мала”, -
Вздохнула мать устало.
А дочь кричит: “ Я поняла!”-
И тащит одеяло.

- Почему мама не поняла дочку?

- О какой теплоте говорила мама?

- Посмотрите значение слова теплота.

(На доске проецируется:
Теплота – 1 - нагретое, теплое состояние чего-нибудь;
2 - (перен.) сердечное, отрадное отношение.)

- Подберите синонимы к слову теплота, о которой говорила мама.

(Теплота, нежность, ласка, сердечность)

- Этот ряд можно назвать контекстуальными синонимами.

(На доске: контекстуальные синонимы).

Пословица: “При солнышке тепло – при матушке добро”.

- Почему любовь мамы сравнивается с солнышком?

12. Итог урока.

Сегодняшний урок мне хочется закончить синквейном на тему “Синонимы”

(Учащиеся составляют синквейн на тему “Синонимы”)

13. Комментирование оценок.

14. Д.З. Составить синквейн на тему “Мама”.