Цели урока:
- закрепить понятие о синонимах.
- учить подбирать синонимы, составлять синонимические ряды.
- развивать умения находить синонимы в тексте. Развивать речь.
Оборудование урока: мультимедийный проектор, презентация Microsoft Word (Приложение 1)
Ход урока
1.Организационный момент.
2. Сообщение темы и цели урока.
3. Словарная работа.
(Учитель сообщает, что по лексическому значению учащиеся должны определить слова и записать их в тетрадь).
Раздел в русском языке, изучающий словарный состав языка и лексическое значение слов (лексика).
Слова, одинаковые по звучанию и написанию, но разные по значению (омонимы).
Слова, имеющие несколько лексических значений (многозначные слова).
Слова противоположные по значению (антонимы).
- Прочтите, какие слова у вас получились. Проверьте себя.
(На доске проецируются слова: лексика, омонимы, многозначные слова, антонимы).
4. Работа с термином “синонимы”.
- Какой термин я не назвала (синонимы). О синонимах мне расскажите вы.
- Какие слова называются синонимами?
- Какими признаками они обладают?
(Учащиеся отвечают, учитель крепит на доске листочки с определениями)
- Синонимы – это слова, одинаковые по лексическому значению, но различные по звучанию.
- Синонимы образуются из слов одной части речи.
- Синонимы делают нашу речь более выразительной и точной.
- Некоторые слова могут быть синонимами только внутри одного текста.
5. Работа над стихотворением В. Шефнера.
(На доске проецируется текст)
Учитель читает:
…Много, много слов на земле…
Словом можно убить, словом можно спасти,
Словом можно полки за собой повести.
Но словам все слова в языке у нас есть:
Слава, Верность, Свобода и Честь.
- Какова тема и основная мысль этого стихотворения?
-Считаете ли вы слова Слава, Родина, Честь главными словами? Какие слова для вас считаются самыми главными в жизни?
(На доске записываются слова: мама, семья, дружба, любовь )
– Так как одним из главных слов мы записали слова МАМА. Я хочу сегодня на уроке поговорить о самом главном человеке в нашей жизни – МАМЕ.
6. Чтение сказки В.А.Сухомлинского “Семь дочерей”.
- Прочтите сказку В.А.Сухомлинского “Семь дочерей”, в ней семь раз употребляется глагол сказала. А какие синонимы можно подобрать к глаголу сказала?
(На каждой парте лежит лист с текстами и заданиями).
“Семь дочерей”.
Было у матери семь дочек. Однажды поехала мать к сыну, который жил далеко.
Вернулась домой только через неделю. Когда мать вошла в хату, дочки одна за другой стали говорить, как они скучали по ней.
- Я скучала по тебе, как маковка по солнечному лучу, - сказала первая дочь.
- Я ждала тебя, как сухая земля ждёт каплю воды, - сказала вторая.
- Я плакала по тебе, как маленький птенчик плачет по птичке, - сказала третья.
- Мне тяжело было без тебя, как пчёлке без цветов, - сказала четвертая.
- Ты снилась мне, как розе снится капля росы, - сказала пятая.
- Я высматривала тебя, как вишнёвый сад высматривает соловья, - сказала шестая.
А седьмая ничего не сказала. Она сняла с мамы ботинки и принесла ей воды в тазу – помыть ноги.
- А как бы вы поступили, если ваша мама вернулась домой?
7. Разноуровневые задания.
1 ряд. Вставить уже готовые синонимы вместо глагола сказала.
(Перебила, щебетала, лепетала, ворковала, проговорила, застрекотала, пробормотала)
2-3 ряды. Подбирают свои синонимы и заменяют глагол сказала.
- Изменилась ли сказка после нашей доработки? Благодаря чему?
8. Релаксация.
- Я предлагаю вам немного отдохнуть и спеть песню. (Учитель поет, а учащ-ся подпевают).
У.
– Кто вас, дети, сильно любит?
Кто вас нежно так голубит?
Кто заботится о вас,
Не смыкая ночью глаз?
Уч-ся. Мама, дорогая, мамочка родная.
- А теперь посмотрите, какие они, ваши мамы. Все разные: грустные и веселые, молодые, красивые.
(На фоне музыки, на доске проецируются фотографии мам уч-ся)
Учитель поёт.
У.
– Если, дети, вы ленивы
Непослушны, шаловливы,
Кто ночами слезы льет?
Уч-ся: Всё она родная, мама дорогая.
9.
– Как вы думаете, почему мама всегда защищает своих детей?
- Я предлагаю прочитать ещё одну сказку М.Скребицкой
(Читает учитель)
“Сердце матери”
Большая красавица береза росла в лесу с тремя
маленькими дочками — тонкоствольными березками.
Своими раскидистыми ветвями Береза мать
защищала дочек от ветра и дождя. Рядом с мамой они
не боялись ничего.
Однажды в лесу разыгралась сильная гроза.
Поднялся сильный ветер. Маленькие березки
дрожали от холода и зябли. Береза крепко обняла
их ветвями и стала успокаивать: “Не бойтесь,
молния не заметит вас за моими ветвями. Я — самое
высокое дерево в лесу”.
Не успела Береза мать договорить, как раздался
оглушительный треск, острая молния ударила прямо
в Березу и опалила сердцевину ствола. Берёзки
стыли на ветру, трепетали от страха. Береза, помня
о том, что должна защищать своих дочек, не
загорелась. Ливень и ветер пытались повалить
Березу, но она все-таки стояла.
Ни на минуту Береза не забывала о своих детях, ни
на минуту не ослабила свои объятия. Только когда
гроза прошла, ветер стих, а над умытой землей
снова засияло солнце, ствол Березы покачнулся.
Падая, она прошелестела своим детям: “Не бойтесь,
я не ухожу от вас. Молнии не удалось разбить мое
сердце. Мой поверженный ствол зарастет мхом и
травой, но материнское сердце не перестанет
биться в нем никогда.” С этими словами ствол
Березы матери рухнул, не задев при падении ни
одной из трех тонкоствольных дочек.
С тех пор вокруг старого пня растут три стройные
березки. А возле березок лежит заросший мхом и
травой ствол. Если вы набредете в лесу на это
место, сядьте отдохнуть на ствол Березы — он
удивительно мягкий! А затем закройте глаза и
прислушайтесь. Вы, наверняка, услышите, как
бьется в нем материнское сердце...
- Какое чувство вызвала у вас эта сказка?
- Какова основная мысль этой сказки?
10. Разноуровневые задания.
1 ряд. Выписать из текста синонимы к глаголу мёрзнуть.
2-3 ряды. Выписать из текста синонимы к глаголу мёрзнуть.
Расставить синонимы в порядке возрастания признака.
-Какова роль этих синонимов в этом тексте?
– Одним из признаков синонимов является то, что некоторые слова могут быть синонимами только внутри одного текста. Хотя в других текстах их значение может быть
абсолютно разным.
11. Работа с учебником. Упр. 773, учебник “Русский язык. Практика”
Прочтите стихотворение А. Барто “Разговор с дочкой”
“Мне не хватает теплоты”, -
Она сказала дочке…
Дочь удивилась: “Мёрзнешь ты
И в летние денёчки?” -
“Ты не поймёшь, ещё мала”, -
Вздохнула мать устало.
А дочь кричит: “ Я поняла!”-
И тащит одеяло.
- Почему мама не поняла дочку?
- О какой теплоте говорила мама?
- Посмотрите значение слова теплота.
(На доске проецируется:
Теплота – 1 - нагретое, теплое состояние
чего-нибудь;
2 - (перен.) сердечное, отрадное отношение.)
- Подберите синонимы к слову теплота, о которой говорила мама.
(Теплота, нежность, ласка, сердечность)
- Этот ряд можно назвать контекстуальными синонимами.
(На доске: контекстуальные синонимы).
Пословица: “При солнышке тепло – при матушке добро”.
- Почему любовь мамы сравнивается с солнышком?
12. Итог урока.
Сегодняшний урок мне хочется закончить синквейном на тему “Синонимы”
(Учащиеся составляют синквейн на тему “Синонимы”)