Цели урока:
- закрепление алгоритма умножения десятичных дробей; отработка правила постановки запятой в результате действия;
- углубить полученные знания и навыки в решении задач;
- развитие математического мышления и логической речи учащихся.
Девиз урока: “Знания имей отличные по теме “ Дроби десятичные”.
Оборудование: таблицы и сигнальные карточки для устного счета, плакат с правилами.
Учебник: под редакцией Виленкина Н. Я. “ Математика-5”.
Структура урока:
- Вступительное слово учителя – 3 мин.
- Устная работа – 8 мин.
- Отработка навыков умножения десятичных дробей – 21 мин.
- Заключение. Подведение итогов – 6 мин.
- Задание на дом – 2 мин.
- Вступительное слово учителя.
- Устная работа.
- Отработка навыков умножения десятичных дробей.
- Заключение.
Решение задач – практическое искусство, подобно плаванию, катанию на лыжах или игре на фортепиано, научиться ему можно. “ Если вы хотите плавать, смело входите в воду, а если хотите научиться решать задачи, то решайте их”, - советовал учащимся известный американский математик Джорж Пойа в книге “ Как решить задачу”. Решение любой достаточно трудной задачи требует напряженного труда, воспитывает волю, упорство, развивает любознательность, смекалку. Это очень нужные качества в жизни человека, ведь даже в пословице говориться: “Ум без догадки гроша не стоит”. Сегодня у нас урок по теме “ умножение десятичных дробей”.
На доске задание (или через кодоскоп)
1). Прочитайте дроби: 6,23; 98,704; 7,024; 8,003; 10,0208; 4,04; 24,2005.
2). Сравните:
6,37 и 6,2999 10,1 и 10,099
9,18 и 9,91798 7,01 и 7,018
9,004 и 9,04 28,028 и 28,0209
Поднимают таблички “ > ” - красную; “ < ” - зеленую.
Повторить правило сравнения десятичных дробей.
3). Найдите ошибку, если она есть (“правило дорожного движения” - красный цвет – ошибка; зеленый цвет – правильно; поднимают сигнальные карточки)
3,1*100=310 10,1*3=3,03
0,01*3=0,3 0,1*48=4,8
0,05*0,2=1 0,55*0=0,55
Повторить правило умножения десятичных дробей на разрядную единицу.
4).Выполните вычисления устно:
А). 0,3*6 Г). 4*1,5 Ж). 3*2,5
Б). 0,5*70 Д). 2,5*2 З). 4*3,5
В). 0,5*8 Е). 1,5*6
Ученикам предъявляется ранее закрытая таблица, в которой зашифрованы два слова, состоящие из четырех букв.
6 | 1,8 | 5 | 14 | 35 | 9 | 4 | 7,5 |
А | Я | Л | Ь | У | О | З | С |
Ученики выполняют вычисления и выписывают эти слова: ЯУЗА и ЛОСЬ. Учитель поясняет, что
А). Яуза – это река в Москве, приток Москвы-реки протяженностью 36 км.
Б). Лось – это не только крупное животное семейства оленей, но и река на севере Москвы, приток Яузы.
1). На доске ( кодоскоп) записаны примеры на умножение десятичных дробей.
Вычислите:
А). 2,46*0,8=(1,968 н) Г). 0,4*1,52= ( 0,608ц)
Б). 6,23*0,1= ( 0,623м) Д). 41,21*0,01= (0,421у)
В). 2,01*100=(201а) Е). 10,1*10=(101и)
С другой стороны доски, которая в момент вычисления закрыта, нарисован круг. Когда все учащиеся закончат вычисления, учитель открывает ранее закрытый рисунок. Детям предлагается составить слово, которое часто говорят ученикам (УМНИЦА).
2). Денежные единицы и десятичные дроби.
Каждое государство имеет собственную денежную единицу. В России это 1 рубль, с США – 1 доллар. Используют и более мелкие единицы – 1 копейка (0,01руб.), 1 цент (0,01 доллара). Людям часто приходится обменивать деньги одного государства на деньги другого. Сейчас за 1 доллар США наши банки дают 24,3 рубля. На листе написано: 1$= 24,3 руб.
Сколько российских денег нужно заплатить за 10$, 100$? Сколько будет стоить компьютер в России, если в Америки он стоит 999$? Ответ округлите до целых.
(Можно попросить решить задание двумя способами, применив распределительное свойство умножения)
24,3*(1000-1)=24,3*1000-24,3*1
1). Повторение правила умножения десятичных дробей.
2). Выставление отметок.
3). Учитель: значение десятичных дробей в жизни велико. “С их помощью” строят дома, возводят мосты, лечат людей, измеряют время. В спортивных состязаниях решающую роль играют порой сотые доли секунды. Значение десятичных дробей трудно переоценить.
4). Задание на дом: № 1406
№ 1415( 1 столбик)
Сколько надо заплатить российских денег за 10 центов, за 1 цент?