Цели:
- познакомить учащихся с простыми приемами сложения и вычитания трехзначных чисел;
- сформировать способность к сложению и вычитанию трехзначных чисел;
- закрепить изученные приемы вычисления, умения самостоятельно анализировать и решать задачи;
- развивать мыслительные операции, внимание, память, речь, познавательные процессы.
Ход урока
- Орг. момент.
- Для чего нам нужна математика?
- Кто из вас любит математику? Почему?
“О царице” всех наук
Начинаем мы сегодня речь
Есть о математике молва,
Что она в порядок ум приводит
Почему хорошие слова
Часто говорят о ней в народе
Ты нам, математика, даешь
Для победы трудности закалку
Учится с тобою молодежь
Развивать и волю и смекалку.
Прочитайте числа каждой пары:
132 | 897 | 260 | 454 |
13 | 89 | 26 | 45 |
- Чем похожи числа, чем отличаются?
- Назовите самое маленькое число. (13)
- Назовите самое большое число. (897)
- Найдите лишнее трехзначное число. Почему? (260, 454)
- Расскажите, что вы знаете о числе 260.
Число 260 – трехзначное,
Содержит 2сотни и 6 десятков,
Предыдущее – 259,
Последущее - 261.
- Запишите число 261.
- Нарисуйте графическую модель
- Выразите число 261 в разных счетных единицах.
261 = 2с 6д 1е = 26д 1е = 2с 61е
- Выразите число 261 в разных единицах измерения.
261см = 2м 6дм 1см = 26дм 1см = 2м 61см
13 26 45 89
- Найдите сумму чисел 15 и 26
- Найдите разность чисел 89 и 45
- Постановка учебной задачи.
Прочитайте числа 132, 260. Что это за числа?
- Давайте, попробуем найти сумму чисел 132 и 260.
- Найдите разность чисел 897 и 132
- Возникло ли затруднение при решении данных выражений? Почему?
- Какова цель нашего урока сегодня?
Научиться складывать и вычитать трехзначные числа.
4. “Открытие” нового
Работа по учебнику.
№1 стр. 50
- Проверим, верно, ли решен первый пример.
- Решим следующие примеры с объяснением.
- Какой вывод можно сделать при сложении и вычитании трехзначных чисел?
Вывод: при сложении единицы складываются с единицами, десятки с десятками, сотни с сотнями.
При вычитании единицы вычитаются из единиц, десятки из десятков, сотни из сотен.
5. Первичное закрепление.
Решение выражений с объяснением:
612 749
+341 -403
Пользуемся алгоритмом.
Алгоритм.
Пишу:
единицы под единицамидесятки - под десятками
сотни - под сотнями
Складываю: единицы с единицами
десятки с десятками
сотни с сотнями
Ответ.
Пишу: единицы под единицами
десятки - под десятками
Вычитаю: сотни - под сотнями
единицы из единиц
десятки из десятков
сотни из сотен
Ответ.
- Остальные выражения решаем в группах.
1 группа | 612+254 | 723-403 |
2 группа | 612+250 | 708-403 |
3 группа | 612+207 | 624-403 |
4 группа | 612+186 | 483-403 |
- Проверяем работу в группах у доски.
6. Самостоятельная работа.
Молодцы! Теперь попробуйте свои силы в самостоятельной работе: №3
- Выберите 2 выражения и решите. Проверяем
- Какие были затруднения?
- Что осталось непонятным?
7. Повторение.
Вы отлично поработали с новыми приемами вычислениями, а теперь можно заняться повторением.
Решаем задачу №5 стр. 51 (приложение №2)
В нашей школе 248 мальчиков и 211 девочек.
- Поставьте вопросы к этому условию и решим задачи
- Сколько всего учеников в нашей школе?
- На сколько мальчиков больше, чем девочек?
Схема задачи.
248чел.
211 чел.
- Что обозначает первый отрезок?
- Что обозначает второй отрезок?
- Можем ли мы сразу ответить на вопрос задачи?
Да, находим целое. Чтобы найти целое части надо сложить.
248 + 211 = 4599(чел.)
- Можем, ли мы ответить сразу на второй вопрос?
Да, чтобы узнать, на сколько одно число больше или меньше другого, надо из большего вычесть меньше.
248 – 211 = 37(чел.)
8. Итог урока.
- Итак, сегодня в наши знания добавилась еще одна маленькая “деталь”. Какая?
(Мы научились складывать и вычитать трехзначные числа.)
- Каким алгоритмом пользовались при сложении и вычитании трехзначных чисел?
- Чью работу вы сегодня похвалили?
- Оцените свою работу?