Цели урока:
познакомить десятиклассников с живописью эпохи поздней готики-XIV-XV в.в.; лучшими её представителями Джотто ди Бондоне и Иеронимусом Босхом;
выяснить новые мотивы, методы и способы передачи эмоций и чувств средневекового человека через творчество художников и их произведения;
воспитывать чувство прекрасного, а также эстетическое наслаждение от знакомства с основными представителями данной эпохи.
Задачи урока:
проверка изученного материала по теме “Готика в архитектуре”;
особенности живописи пламенеющей готики на примере творчества Джотто ди Бондоне (1276-1337 гг.) и Иеронимуса Босха (1450-1516 гг.);
составить собственное представление об эпохе.
Начало урока. Звучит музыка группы (возможно перед началом урока или на перемене) “Smash” песня “Bell”.
Учитель. Кто знает о ком идёт речь?
Ученики. О девушке по имени Bell,истории её любви.
Учитель. Героиней какого произведения она является?
Ученики. “Собор Парижской богоматери или Нотр -Дам де Пари”.
Учитель. Кто написал это произведение?
Ученики. Виктор Гюго.
Слайд. “Собор Нотр -Дам де Пари”.
Вступительное слово учителя. Виктор Гюго не зря назвал свой роман именем одного из самых величественных соборов на земле. Он является главным героем романа.
Ученик зачитывает отрывок из романа: “Несомненно, Собор Парижской богоматери ещё и доныне является благородным и величественным зданием…
Следует заметить, что вряд ли в истории архитектуры найдётся страница прекраснее той, какою является фасад собора, где последовательно и в совокупности с предстают перед нами три стрельчатых портала: над ними зубчатый карниз, словно расшитый двадцатью восьмью королевскими нишами, громадное центральное окно-розетка с двумя другими окнами, расположенными по бокам, подобно священнику, стоящему между дьяконом и иподьяконом; низкая изящная аркада галереи с лепными украшениями в форме трилистника, несущая на своих тонких колоннах тяжёлую площадку, и, наконец, две мрачные массивные башни с шиферными навесами. Всё это гармоничные части великолепного целого, воздвигнутые один над другими в пять гигантских ярусов, безмятежно в бесконечном разнообразии разворачивают перед глазами свои бесконечные скульптурные, резные и чеканные детали, могуче и неотрывно сливающиеся со спокойным величием целого. Это как бы огромная каменная симфония; колоссальное творение и человека и народа; единое и сложное, подобно “Илиаде” и “Романсеро”,которым оно было родственно; чудесный результат соединения всех сил целой эпохи. Где из каждого камня брызжет принимающая сотни форм фантазия рабочего,направляемая гением художника; одним словом, это творение рук человеческих могуче и изобильно, подобно творению бога, у которого оно как будто позаимствовало двойственный его характер: разнообразие и вечность.”-Виктор Гюго “Собор Парижской богоматери”, Сыктывкар,1983 г.,стр.98-99.
Учитель Писатель Гюго говорит нам о соборе языком прозы. А Осип Мандельштам языком поэзии.
Ученик.
Где римский судия судил чужой народ,
Стоит базилика, и – радостный и первый -
Как некогда Адам, распластывая нервы,
Играет мышцами крестовый лёгкий свод.Но выдаёт себя с наружи тайный план,
Здесь позаботилась подпружных арок сила,
Чтоб масса грузная стены не сокрушила,
И свода дерзкого бездействует таран.
Стихийный лабиринт, непостижимый лес,
Души готической рассудочная пропасть,
Египетская мощь и христианства робость,
С тростинкой рядом – дуб, и всюду царь-отвес.Но чем внимательней, твердыня Notre Dame,
Я изучил твои чудовищные рёбра,-
Тем чаще думал я: из тяжести недоброй
И я когда-нибудь прекрасное создам….Осип Мандельштам “Notre Dame”,1921 г.
Учитель. В каком архитектурном стиле построен собор? Дайте определение этого стиля.
Ученики. В готическом. Готика – художественный стиль,завершающий развитие средневекового искусства в Западной, Центральной и отчасти Восточной Европе. В архитектуре для готического стиля характерны: каркасная система (стрельчатые арки опираются на столбы, боковой распор крестовых сводов, выложенных на нервюрах, передаётся аркбутанам на контрфорсы), которая позволила создавать небывалые по высоте и обширности интерьеры соборов. прорезать стены огромными окнами с многоцветными витражами.
Учитель. Давайте зрительно восстановим образ готического стиля. Сделаем мы это с помощью слайдов.
Ребятам предлагается видеоряд, который сопровождается вопросами учителя.
Вопросы: 1.Как называется круглое окно-витраж?
2.Как называются проходы, образованные рядами колонн?
3.Как называется данный вид потолка?
4.Это места для почётных гостей, которые пожертвовали средства на строительство собора. Как называли таких людей в средневековье?
5.Название треугольника, расположенного над порталом?
6.Колонны, вынесенные наружу, называются…
7.Их называют “стрельчатые”, потому что верхняя часть похожа на…
8.Дом горожанина, построенный в готическом стиле, называют…
9.Собор для жителя средневекового города был не только церковью, но и…
10.Маленькие выносные башенки, завершающие наружные колонны –это.
Ответы: 1. розетка;
2.нефы;
3.звёздчатый потолок;
4.донаторы;
5.тимпан;
6.контрфорсы;
7.на наконечник стрелы;
8.фахверковый;
9.праздником, мистерий, центром культуры и предметом гордости;
10.пинакли.
Идёт взаимопроверка. Ключ:10-9 правильных ответов– “5”;
8-7– “4”;
6-5– “3”;
4-3– “2”;
2-1– “1”.
Пока идёт взаимопроверка, звучит музыка. Запись “Лютневая музыка XIV-XV вв.”.
Учитель. Сегодня на уроке мы продолжим знакомство с готическим искусством, но нам предстоит обратиться к другому виду искусства – это живопись. Эпоха пламенеющей готики – это последний вздох средневековья,когда на смену старого приходит новое, когда в недрах средневековья зарождается нежнейший побег Возрождения.
И в этот период два человека, живших в разных странах Италии и Нидерландах (карта) становятся символами эпохи. Один из них стал новатором средневековой живописи, а другого сегодня называют “Средневековым Сальвадором Дали”.
Давайте познакомимся с их творчеством и с ними поближе. Мы это сможем с вами сделать при помощи современных информационных средств.
Ученик. (сообщение).ДЖОТТО ДИ БОНДОНЕ– итальянский живописец, порвав со средневековыми канонами, внёс в религиозные сцены земное начало, изображая евангелистские легенды с небывалой жизненной убедительностью. Фресковая живопись ди Бондоне поражает своей внутренней силой и величием образов, тектоничностью композиции. Согласно источникам XIV века, учился у Чимабуэ. Работал во Флоренции, Риме и Падуе, Неаполе, Милане и других городах Италии. Использовав ряд известных ему в то время приёмов – угловые ракурсы, упрощённую, так называемую античную, перспективу,он сообщил сценическому пространству своих произведений иллюзию глубины, ясность и чёткость структуры. Джотто впервые в живописи использует вместо жёлтого фона – голубой, насыщенный и чистый, что придаёт картинам объёмность и скульптурность форм.. он был архитектором, зодчим и живописцем.
Слайды: “Распятие”;
“Оплакивание Христа”;
“Пир в Кане”.
Учитель. Что же нового внёс Джотто в искусство живописи? Почему его называют новатором? Что такое “линия Джотто”?
Ученики. Джотто называют новатором, потому что в его творчестве впервые в искусстве средневековой живописи появился реализм, зрительская и эмоциональная глубина, пространственная протяжённость, материальность и жизненность. “Линия Джотто”-это в первую очередь эмоциональность, то есть проявление чувств, чего так опасалась церковь. Ибо считала, что проявлять чувства – это право священства.
Учитель. Если сравнивать творчество Джотто и Босха, то разница в стиле и методах просто огромна, между ними пропасть– это не только географическое расстояние, но и эмоциональное восприятие мира.
Ученикам предлагается просмотр фильма “Герой идёт вперёд” – из цикла фильмов “Всемирная история живописи”, рассказанная сестрой Венди.
Учитель. Вы увидели историю жизни и творчества Иеронимуса Босха (1450-1516 гг.). Видели его произведения. Я хочу ещё раз обратить внимание на произведения художника.
Демонстрируются слайды: “Поругание Христа”;
“Сады земных наслаждений”;
“Воз сена”.
Учитель. Сравнивая с творчеством Джотто, что вы можете сказать о творчестве нидерландского художника Иеронима Босха.
Ученики. Они совершенно разные по методам передачи информации. Джотто. прибегая к евангелистским темам, чист и прост, понятен и доступен, поэтому ещё его современники ходили смотреть фрески художника, как мы сегодня смотрим новые фильмы, а у Босха во-первых, очень много символического в картинах, во-вторых,. Мы – сегодняшние зрители. не всегда сможем правильно расшифровать его послания, поэтому смысл “сказанного “ на картинах художника может быть неправильно истолкован. Но аллегория всегда интересна.
Учитель. Правильно. Вы видите, что они неповторимо разные, но как они великолепны, чисты и существуют как две стороны медали. Нам, поколению XXI века интересен и тот и другой, но я хочу вам предложить стать на время гидами в галерее “БОСХ”. Перед вами на партах репродукции картин этого нидерландского художника -они не подписаны. Попробуйте дать им названия.
Ученики работают.
Учитель. А теперь проверим насколько совпали ваши мироощущения и мировосприятие с представителем XVI века. (раздаётся печатный материал с названием картин). Есть совпадения?
Ученики, чьи названия совпали с названием иллюстраций, поднимают руки.
Учитель. Хорошо. Наш сегодняшний урок – это попытка заглянуть в окно эпохи на сцену истории культуры, которая по словам В.Фирсова “только пробует за околицу выходить”.
Ученик. Читает стихотворение.
Со времён
Ещё древнегреческих
Уверяют,
Что жизнь стара.
А подумать –
У человечества
Ученическая пора.Если Землю
Со всей Европой
В мире звёздном
С селом сравнить,-
Человечество
Только пробует
За околицу выходить.
Звучит музыка “Есть город золотой” в исполнении Б.Гребенщикова.
Учитель. Завершая наш урок, я говорю вам этой песней, что темой нашего следующего урока будет…
Ученики. “Музыка средневековья”.
Учитель. Спасибо. Поэтому домашнее задание будет следующим.
Домашнее задание. Какие музыкальные инструменты использовались и были популярны в эпоху средневековья? Желающие могут подготовить сообщение об истории создания этих музыкальных инструментов.