Цели урока:
Обучающая:
- научить учащихся форматировать дискету, проверять поверхность диска, создавать папки (каталоги) на диске, создавать в Блокноте и сохранять текстовые файлы;
- научить учащихся выполнять основные операции с папками и файлами в операционной системе Windows.
Развивающая:
Развитие любознательности и самостоятельности, ответственности при выполнении заданий, заинтересованности в результатах своего труда.
Воспитательная:
Формирование собранности, внимания, аккуратности, чёткости, бережного отношения к технике, воспитание трудолюбия.
Тип урока: комбинированный.
Технические средства: компьютеры IBM/PC.
Программное обеспечение: операционная система WINDOWS ХР.
План урока:
- организационный момент;
- актуализация знаний;
- проверка знаний;
- обобщение и систематизация знаний (выполнение практического задания);
- подведение итогов работы;
- домашнее задание.
Ход урока
1. Организационный момент:
1) отметить присутствующих учащихся на уроке.
2) подготовка учащихся к занятию.
2. Актуализация знаний:
1) объявление темы урока;
2) при работе и ответах учащиеся могут
воспользоваться своими конспектами;
3) обоснование необходимости уметь работать с
дисками, папками, файлами.
3. Проверка знаний:
1) правила поведения при работе на компьютере;
2) краткая беседа о назначении операционной системы;
3) понятия: файл, каталог (папка), подкаталог; как по внешнему виду различать каталог и файл на экране ПК;
4) имя файла, полное имя файла, путь к файлу;
5) вид экрана: кнопка ПУСК, Панель задач, пиктограммы программ;
6) контексное меню, текущий диск, текущий каталог;
7) приёмы работы: войти в каталог, выбор файла в каталоге;
8) выполнение тестового задания (Приложение 1).
От учащихся требуется большое внимание и сосредоточенность, гибкость и чёткость взаимодействия учителя, техники и учащихся.
(Просмотр слайдов презентации – Приложение 2)
4. Изучение нового материала.
(Материал урока находится в файле Мои документы\Задания\урок-Работа с дисками.doc)
Действия с дисками, каталогами (папками), файлами |
||
Диск |
Каталог (папка) |
Файл |
форматирование дефрагментация запись на диск считывание с диска удаление с диска |
создание, сохранение удаление переименование копирование поиск |
создание, сохранение удаление (вырезание) переименование копирование поиск |
Какие действия ещё можно выполнять с дисками, папками, файлами? |
Словарь основных понятий и терминов.
Включить и загрузить компьютер. Выполнить задания:
Задание 1. Возьмите дискету 3,5" емкостью 1,44 Мбайт и отформатируйте её. При форматировании задайте дискете метку: диск-1.
Для этого:
1) раскройте папку Мой компьютер;
2) вызовите контекстное меню для Диск 3,5 (А:) – щелчок правой кнопкой мыши;
3) выберите команду Форматировать;
4) установите вид форматирования Быстрое и запишите метку дискеты диск-1 в окне “Метка тома”.
Внимание! Форматирование приводит к полному уничтожению всех данных на диске.
Задание 2. Получите информацию о своей дискете диск-1 .
Для этого:
1) раскройте папку Мой компьютер
2) вызовите контекстное меню для Диск 3,5 (А:) – щелчком правой кнопкой мыши;
3) выберите команду Свойства; перейдите на вкладку “Общие”. Рассмотрите появившееся окно.
Основная информация – ёмкость дискеты и объём свободного места на дискете.
Задание 3. Создайте на диске А: папки ТЕКСТ, РИСУНКИ, ТАБЛИЦЫ.
Для этого:
1) откройте окно объекта “Мой компьютер”;
2) откройте окно объекта “Диск А:” (двойным щелчком);
3) установив стрелку мыши в окне диска А: вызовите контекстное меню (щелчок правой кнопкой мыши);
4) выполните команду Создать – Папку;
5) введите имя TЕКСТ;
6) повторите пункты 3-4-5, только введите имена TAБЛИЦЫ, РИСУНКИ.
Задание 4. На Рабочем столе найдите папку Учащиеся-D, раскройте её двойным щелчком мыши и создайте в ней свою папку Фамилия - Номер группы.
Для этого: в свободной области папки Учащиеся-D нажмите правую кнопку мыши (вызов контексного МЕНЮ) и выберите пункт Создать - Папка. Введите название папки Фамилия - Номер группы и нажмите клавишу Еnter.
Задание 5. Скопируйте на дискету несколько рабочих объектов (папок, файлов) – имена объектов на карточке в папку ТЕКСТ скопируйте файл D:\Рабочий материал\Тексты\диск.doc в папку РИСУНКИ скопируйте файл D:\Рабочий материал\Рисунки\рисунок1.bmp
Для копирования данных на дискету можно воспользоваться любым способом: командами меню, кнопками Панели инструментов, методом drag & drop. Наиболее быстрым и удобным способом является команда контекстного меню Отправить - Диск 3,5 (А:).
Задание 6. Скопируйте на свою дискету в папку TEКСТ файл Мои документы\Задания\задание-Word1.doc
Для этого:
1) раскройте папку “Мой компьютер”, раскройте “Диск А:”, раскройте папку TEКСТ;
2) раскройте папку “Мои документы”, найдите и раскройте папку Задания;
3) расположите два окна так, чтобы не было наложений одного окна на другое;
4) указателем мыши “подцепите” файл задание-Word1.doc и перетащите в папку TEКСТ диска А:
Задание 7. Удалите с дискеты половину объектов.
Для этого:
1) раскройте папку Мой компьютерl
2) раскройте Диск 3,5 (А:) - двойной щелчок левой кнопкой мышиl
3) выделите объект (щелчок мыши) диска А:, нажмите клавишу Delete.
Задание 8. С помощью текстового редактора “Блокнот” создайте текстовый файл (текст – на карточке), сохраните его в папке TEКСT на дискете под именем text1.txt.
(Тексты в Приложении 3)
Для этого:
1) откройте “Блокнот”: Пуск – Программы –
Стандартные – Блокнот;
2) в окне Блокнота напишите текст,
предложенный преподавателем;
3) выполните команду Файл – Сохранить;
4) раскроется окно “Сохранение файла”;
- выберите папку “Диск 3,5(А:)”;
- раскройте рабочую папку TEКСТ
(двойным щелчком по имени);
- введите имя файла текст1 (без
расширения); тип файла (расширение)
- устанавливается по умолчанию txt;
- щелкните по кнопке “Сохранить”;
5) закройте окно программы Блокнот.
Задание 9. Проверьте поверхность дискеты диск-1 и информацию, содержащуюся на ней.
Для этого:
1) раскройте папку Мой компьютер;
2) вызовите контекстное меню для Диск 3,5 (А:) –
щелчок правой кнопкой мыши;
3) выберите команду Свойства; перейдите на
вкладку “Сервис”;
4) выберите пункт “Проверка диска” - Выполнить
проверку …
5)отметить “Автоматически исправлять системные
ошибки” и “Проверять и восстанавливать
поврежденные сектора” (поставить флажок щелчком
мыши);
6) щелкните по кнопке 3апуск;
Проверка диска заканчивается сообщением “Проверка диска завершена”. Щелкните по кнопке ОК.
Ответьте на вопросы:
Чем отличаются команды Копировать и Удалить (Вырезать)?
Какая разница между командами Сохранить и Сохранить как?
* Есть ли разница при записи файла на дискету и на CD-диск?
* Есть ли разница при работе с CD-диском и флэшкой?
Замечания. Будьте внимательны при удалении!
1) Удалять (Вырезать) и Копировать, можно тремя способами. Назовите самостоятельно!
2) При удалении файла или папки по команде Удалить (Вырезать) файл или папка помещается в Корзину;
При удалении с помощью клавиши Delete файл или папка в Корзину не перемещается, а теряется навсегда.
5. Этап подведения итогов:
1) выяснить у учащихся – какие сложности были при выполнении работы;
2) выставить оценки учащимся, которые активно работали на уроке.
Результаты выполнения тестового задания – к следующему уроку.
6. Домашнее задание:
1) составить конспект основных моментов урока;
2) по учебнику Угриновича “Информатика и ИТ” – стр. 58-60 - “Логическая структура дисков”.