Урок музыки в 4-м классе "Средства музыкальной выразительности. Мелодия"

Разделы: Музыка


Цели урока

  1. Продолжить работу по ознакомлению учащихся со средствами музыкальной выразительности (мелодией) на основе произведений В.А. Моцарта.
  2. Развивать музыкальный слух учащихся (ладовый, динамический, ритмический).
  3. Воспитывать интерес к классической музыке.

Оборудование: таблицы «Разрушительная и созидательная сила музыки», «Традиции и почерк композитора», «Цветок» (средства музыкальной выразительности), карточки с инд. заданиями, кассеты, портреты В. Моцарта, Л. Бетховена, А. Хачатуряна; для учащихся схемы-сравнения.

Музыкальный ряд: Хачатурян «Танец с саблями», Л. Бетховен «5 симфония», В.Моцарт «Симфония № 40», «Маленькая ночная серенада», «Реквием. Лакримоза»

Зрительный ряд: наглядность – колонна, иллюстрации, портреты композиторов

Тип урока: комбинированный. На данном уроке учащиеся продолжают знакомство с мелодией – одним из средств музыкальной выразительности.

Ход урока

1. Орг. момент

- музыкальное приветствие

(«Здравствуйте, ребята! Здравствуйте, учитель!»; "Goodmoning, hello!")

2. Распевание (исполнение)

- гамма, пропевание аккордов на f и p; определение лада.

- «Школьный корабль» (хор, солисты); «Катюша» (какой размер маршевой музыки? 4/4. размер песни «Катюша» тоже 4/4, поэтому ее можно промаршировать, эту песню мы можем исполнить как песню-марш)

3. Повторение

- Музыкальное произведение – это большой мир, в котором музыка может обладать разрушительной и созидательной силой. Как вы это понимаете? Приведите примеры (Одиссей и сирены; строительство г. Фивы).

- Как вы думаете, каких повествований больше, о созидательной или разрушающей силе музыки? Почему?

4. Обобщение

Волшебное действие музыки описано в знаменитой оде древнегреческого поэта Пиндара (учебник, с. 26-27). Чтобы понять музыкальное произведение мы обращаемся обычно к двум аспектам: традиции и неповторимому почерку автора.   Как вы это понимаете?

- Почему необходимо обращаться к традициям? (Потому что все происходит постепенно. Каждая река вытекает из своего источника и впадает в свое море. Новая песня рождается из песенных особенностей своего времени. Любое явление, взятое в отрыве от породивших его корней,   выглядит нелепо).

- А почему мы всегда ищем в произведении его неповторимость? (Так как в каждом произведении есть то, чего еще не было и никогда не будет, потому что любой миг творчества неповторим).

Из единства старого и нового складывается неповторимый путь искусства.

- Каждый композитор вкладывает в произведение свои чувства, переживания, характер, которые имеют своих музыкальных представителей. Что-то выражает себя в мелодии, что-то в гармонии, а что-то в динамических средствах. Вот почему понимание музыки требует обращения к средствам музыкальной выразительности. Мы продолжаем изучение большой темы «Средства музыкальной выразительности».

Работа с наглядным материалом «Цветок».

- Назовите средства музыкальной выразительности.

- Сегодня мы будем говорить о мелодии. Наша с вами задача - определить, в каких музыкальных жанрах чаще всего господствует мелодия. Но перед этим давайте вспомним, что вы знаете о ритме.

- Где присутствует ритм? (в природе, искусстве и т.д.)

- Назовите его коренные свойства (порядок, симметрия).

Индивидуальная работа по карточкам

Эти свойства мы находим в самых разнообразных произведениях, даже в нехитрой детской песенке Красева «Елочка» (наиграть). Стоит напеть, и мы сразу чувствуем легкость, естественность, соразмерность ритма и мелодии. Несмотря на упорядоченность именно в музыке, ритм достигает наибольшего многообразия. С его помощью мы легко можем отличить марш, танец, песню.

- Как проявляет себя ритм? Что мы делаем, когда слышим ритмичную музыку? (в движении)

- В каких музыкальных жанрах чаще всего господствует ритм? (танцевальных).

Устная викторина (слушание)

- Откройте тетради, проведем устную викторину. Ваша задача – определить название произведения, композитора или направленность музыки – маршевую, танцевальную, песенную.

1) А.Хачатурян «Танец с саблями». Своей выразительностью эта музыка обязана именно ритму: его бесконечно подвижная игра, изменчивость, непредсказуемость безотказно действуют на зрителя.

2) Л.Бетховен «5 симфония». Бывает, что ритму удается на короткое время вырваться из ритмичных основ (прохлопать, наиграть). Что хотел показать композитор? Мотив судьбы. Удивительная концентрация мощной музыкальной энергии заключена всего в 4-х нотах.

3) В.Моцарт «Симфония № 40». Совершенно противоположное по легкости ритмического рисунка произведение. Пропоем мелодию.

5. Новый материал

- Почему я вас попросила исполнить мелодию, а не прохлопать» ритмический рисунок? (Потому что в произведениях Моцарта легкость и изящность ритма тесно связаны с мелодией). И его произведения мы изучаем в теме «Мелодия». При изучении нового материала, мы с вами заполним сравнительную таблицу.

На доске – схема:

Критерии РИТМ МЕЛОДИЯ
1 Где присутствует? Везде: в природе, в искусстве Только в музыке
2 Основные свойства Порядок, симметрия Выражает чувства
3 Как проявляет себя? Внешне, в движении В глубинном, скрытом плане
4 В каких жанрах господствует? В танцевальных В песенных

- Если ритм присутствует везде, то мелодия всецело принадлежит музыке, т.е. присутствует только в музыке. Именно с мелодии начинается музыка как особое искусство. Музыка царствует лишь там, где находит отклик и понимание. Если музыкальный ритм все вокруг приводит в движение, рождая танец и присущие ему жесты, то мелодия воздействует совсем иначе.

- Как, вы думаете?(Она не требует никаких внешних физических проявлений: ни движений, ни постукиваний в такт; ее восприятие происходит в глубинном, скрытом плане. Слушая волнующую мелодию, хочется даже закрыть глаза – ведь переживания музыки относится к самым сокровенным человеческим чувствам).

- Чем же объясняется воздействие мелодии? Тем, что задолго до создания музыкальных инструментов, мелодия принадлежала голосу человека, пением выражавшему то, что бессильны выразить слова. Ведь слова живут не только в поэзии, ими пользуются и для простых сообщений: «Я иду в цирк». Но никогда подобным целям не служит мелодия, она возникает лишь тогда, когда душа настроена на поэтический лад: плачет или смеется, грустит или надеется. В таких случаях звучит песенная, хотя бывает и танцевальная музыка.

Слушание

- Среди грустных и задумчивых мелодий можно найти жизнерадостные и подвижные. Такой является грациозная «Маленькая ночная серенада» Моцарта. В Вене 18 в. было принято устраивать ночные концерты под окнами того человека, которого хотели отметить вниманием. Смысл музыки был вовсе не лирическим, а скорее забавным и чуть озорным. В таком концерте участвовало несколько человек – ведь радость объединяет людей. Для исполнения серенады Моцарта требовался струнный оркестр.

- Мелодия «Маленькой ночной серенады» пленяет тонкостью и изяществом; слушая ее, мы не думаем о том, что это всего лишь бытовая музыка, написанная по заказу для ночного концерта. Напротив, в ее звуках для нас оживает облик старой Вены, необычайно музыкального города. Композитор Рубинштейн назвал Моцарта богом солнца музыки, и именно этот бог солнца в музыке создает одно из самых скорбных во всем мировом искусстве произведений – Реквием. Моцарт был смертельно болен, когда некий незнакомец, одетый во все черное, постучался в дом композитора и передал этот заказ от очень важного лица. Моцарт принялся за работу, но болезнь уже подтачивала его силы. Вот как передает эмоциональное состояние композитора Пушкин в трагедии «Моцарт и Сальери»:

Мне день и ночь покоя не дает
Мой черный человек. За мною всюду
Как тень он гонится. Вот и теперь
Мне кажется, он с нами сам-третий
Сидит.

- Не в этих ли трагических обстоятельствах создания Реквиема заключена его непостижимая глубина и сила мелодии, воплотившая в себе последнюю волю великой души Моцарта?

Слушание

Мы прослушаем одну часть произведения, которая называется «Lacrimosa» («Слезный день»). Мелодия основана на интонации вздоха и плача, одновременно являя образец благородной сдержанности чувства.

- Понравилось произведение?

- Как вы понимаете слова:

Счастье! Звучит нестареющий Моцарт!
Музыкой я несказанно обласкан.
Сердце в порыве высоких эмоций
Каждому хочет любви и согласья!»

6. Обобщение

- Итак, что нового вы узнали на уроке о мелодии? (см. схему)

- В каких произведениях чаще всего господствует мелодия? (в песенных, когда хотят показать чувства, отношение к человеку).

- Как вы понимаете слова Чайковского «Мелодия – душа музыки»?

7. Д/з

Сочинение на тему «Мелодия – душа музыки»